Модели политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

В настоящее время в развитых странах, со стабильной экономикой и устойчивой политической системой, как, впрочем и развивающихся странах, обнаружился повышенный интерес к планированию развития основных сфер деятельности как отдельных стран, так и их групп (разные комбинации федеративного и конфедеративного устройства) . Это вызвано все более углубляющимися внешними интеграционными процессами, и связано с объединением экономической, единой политической, а также военной сфер активности.

Содержание

Введение
О моделях политической культуры
Либерально-демократическая модель политической культуры
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры
Религиозный аспект политической культуры
Интегрированная модель политической культуры будущего -грядущий миропорядок (прогноз)
Заключение

Работа содержит 1 файл

О МОДЕЛЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

О МОДЕЛЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  

Содержание:

Введение

О моделях политической культуры

Либерально-демократическая  модель политической культуры

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры

Религиозный аспект политической культуры

Интегрированная модель политической культуры будущего -грядущий миропорядок (прогноз)

Заключение  

Введение

В настоящее  время в развитых странах, со стабильной экономикой и устойчивой политической системой, как, впрочем и развивающихся  странах, обнаружился повышенный интерес  к планированию развития основных сфер деятельности как отдельных стран, так и их групп (разные комбинации федеративного и конфедеративного устройства) . Это вызвано все более углубляющимися внешними интеграционными процессами, и связано с объединением экономической, единой политической, а также военной сфер активности.

Эти процессы, объективно существующие в настоящем времени (Европейское Сообщество - как показатель единого пространственно-экономического объединения; НАТО - политико-военный  союз, созданный для совместного  обеспечения безопасности ряда стран, входящих в этот союз) , заставляют задуматься о будущем: грядет ли объединение стран с разными политическими культурами и системами в одно макрогосударство с единой политической системой и интегрированными органами управления или же мировое сообщество ограничится территориальной целостностью с дифференцированными политическими пространствами? А может быть процессы распада отдельных супердержав (Советский Союз, Канада) центробежной силой вызовут ответную реакцию распада других стран с аналогичной формой государственного устройства? На эти вопросы с абсолютной точностью невозможно ответить, ибо налицо дефицит информации, но все же возможна попытка прогноза с той или иной степенью вероятности. Актуальность будущего “миропорядка” вытекает из осознания того, что общество делает свое будущее само в настоящем, используя опыт прошлого, т. о. возможность грядущей катастрофы (как это было в Германии в 30-х гг., когда на выборах в парламент большинство получила Национал-Социалистская партия Германии, лидером и идейным вдохновителем которой был Адольф Гитлер) значительно снижается, когда общество исправляет свои ошибки в настоящем и не оставляет шанса на их возрождение в будущем.

Понятие “Грядущий  миропорядок” многогранно и емко: наряду, с казалось бы, очевидным  вопросом “каково будущее политическое устройство мира?” , возникают, по мере осознания темы, второстепенные - имеет ли территориальный аспект место или нет? Как увязывается монархическая форма правления с республиканской, которая становится все более популярней у развивающихся и вновь возникающих стран? Каково влияние политической культуры на развитие той или иной страны в будущем? Из всех вышеприведенных вопросов, важнейшим, на мой взгляд, является вопрос о политической культуре и ее влиянии на развитие каждой отдельной страны, поэтому представляется необходимым более детальное рассмотренное этого вопроса для того, чтобы выяснить, каков же “миропорядок” в настоящем с тем, чтобы сказать, каким он будет в будущем.

В настоящее  время среди многообразия политических культур и течений, определяющих (будучи доминантой в конкретной стране) развитие и функционирование важнейших  государственных институтов, выделяются две основные, базисные политические культуры: преобладающая либерально-демократическая  и, уступающая ей в своей популярности - тоталитарно-авторитарная.

О моделях политической культуры

Простая констатация  факта существования того или  иного комплекса элементов, которые  можно было бы объединить в категорию  политической культуры, сама по себе не снимает вопрос о том, как эти  элементы реализуются в конкретном политическом процессе, поведении различных  групп и слоев населения. Дело в том, что одни и те же политические установки, целостно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у  разных людей и социальных групп  в конкретном политическом поведении  проявляются по-разному. Это особенно важно учесть при оценке и характеристике политической культуры разных стран  и народов. Необходимо исходить из факта  существования многих региональных и национальных вариаций политической культуры. Скажем, нельзя говорить о  единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневосточного региона и т.д. модели политической культуры.

Но все же каждой общественно-политической системе соответствует особая, собственная базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфических формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национально-государственной принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран.

Вместе с тем  эти компоненты в каждой отдельной  стране, как говорилось выше, проявляются  в специфически национальных формах. Это естественно, поскольку в  формировании национального самосознания, самой национальной идентичности участвуют  как универсалистские, так и сугубо национально-культурные элементы. Как отмечал известный американский политолог С. Коэн, “ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране, на ее почве как результат развития собственной политической культуры” . Так, общественно-исторические, национально-культурные, географические, религиозные и иные особенности формирования и эволюции каждой нации и национального самосознания, естественно, наложили свой глубокий отпечаток на содержание и форму ее политической культуры.

Это, в свою очередь, предполагает необходимость выделения  соответствующих моделей политической культуры. Симптоматично, что уже  первые авторы, обратившиеся к данной проблематике, предложили собственную типологизацию политических культур. Учитывая как позитивные, так и не во всем приемлемые доводы и аргументы всех названных подходов, представляется возможным сформулировать собственные модели политической культуры: либерально-демократическую, авторитарную и тоталитарную. Между ними располагается целый спектр всевозможных национальных или иных вариантов и разновидностей политической культуры.

Либерально-демократическая  модель политической культуры

Основные факторы  и этапы формирования и эволюции либерально-демократической модели политической культуры в целом совпадают  с важнейшими вехами формирования и  эволюции гражданского общества и правового  государства. Более того, все эти  три компонента в совокупности составляют буржуазно-либеральную общественно-политическую систему. Она связана с утверждением и легитимизацией в процессе капиталистического развития новой, по сравнению со средневековьем, системы миропонимания, где свободный индивид признается в качестве самостоятельной единицы социального действия. Важнейшие параметры этого миропонимания были проанализированы выше. Здесь отметим лишь то, что важнейшим компонентом сформировавшейся на его основе политической культуры стала идея плюрализма, которая составляет сущностную характеристику как гражданского общества, так и правового государства. Необходимо напомнить также о том, что свобода предполагает наличие как многих центров власти, уравновешивающих всевластие государства, так и прежде всего возможность экономического выбора, что, в свою очередь, маловероятно без альтернативных источников получения средств существования. Если в тоталитарных и авторитарных системах государство доминирует над обществом, то в буржуазно-демократической системе, наоборот, общество доминирует над государством и его институтами. Всесторонне развитое гражданское общество, в свою очередь, предполагает развитую политическую демократию, правовое и плюралистическое государство.

Это выражается в том, что, несмотря на различия - порой  существенные - по широкому спектру  идей и концепций общественного  и государственно-политического  устройства, большинство политически  активного населения стран Запада разделяет идеи конституционализма, индивидуализма, свободы вероисповедания, свободы слова и печати и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов  создавали предпосылки для признания  каждой из противоборствующих сторон “законности” существования разнообразных  конфликтующих друг с другом интересов, группировок, партий и т.д.

Идея представительства  тесно связана с другими не менее важными идеями партии и  выборности как инструментов реализации разнообразных интересов. Эти идеи, в свою очередь, предполагают соблюдение и правительством, и оппозицией “правил  игры” , суть которых состоит в общепринятом согласии на мирную передачу власти одной (побежденной) партии другой (победившей) партии в ходе избирательного процесса. Важно учесть, что именно через институт выборов, именно через избирательный процесс политическая культура в наибольшей степени воздействует на политическое поведение. Характерно не только и не столько возможно более полное участие масс в принятии политических решений, сколько открытая конкуренция с целью завоевания тех или иных правительственных постов и контроль над деятельностью тех, кто находится у власти.

Акт участия  в выборах уже сам по себе увеличивает  веру граждан в законность и ответственность  правительства. Для многих из них  сам факт участия в голосовании  имеет чуть ли не ритуальное значение. Как не без основания отмечает политолог Б. Гинзбург, влияние участия в избирательном процессе аналогично влиянию организованной религии на отдельных индивидов, которые подчиняются принципу отправления веры в выбранной ими церкви. Здесь сам факт отправления веры важнее выбора церкви, в которой этот акт осуществляется.

Еще со времен Аристотеля считается, что демократические  системы сохраняют жизнеспособность и эффективно функционируют в  силу активного участия граждан  в делах общества, обеспечения  высокого уровня информации о состоянии  общественных дел и широко распространенного  чувства гражданской ответственности. Что касается современных условий  парламентской демократии, всеобщего  голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного  рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно правительство не может  завоевать власть без согласия и  доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов общества, социально  психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное значение.

Либерально-демократическая  модель включает принцип “согласие  не соглашаться” с мнениями и позициями  других членов или групп общества. В таком случае при решении  сколько-нибудь значимых проблем в  идеале отвергается волевое навязывание  позиций одной части общества другой его части. Где нет свободы  несогласия, там нет и не может  быть демократии, независимо от того, как  она называется - “народной” , “либеральной” , “буржуазной” , “социалистической” и т.д. Обращает на себя внимание отмеченная выше расщепленность позиций значительной части людей, с одной стороны как личностей, членов гражданского общества, с другой стороны. как граждан государства, членов политического сообщества.

О расщепленности политической и общественной сфер свидетельствует, в частности, наблюдающийся у  многих англичан, американцев, французов  и т.д. разрыв между тем, как они  ведут себя в повседневной, так  сказать, мирской жизни, и их идейно-политическими  позициями. Зачастую личные вкусы, предпочтения, симпатии и антипатии людей во взаимоотношениях между собой могут, порой существенно, не совпадать  с их идейными и партийно-политическими  позициями. Здесь нет той тотальности  личности, которая характерна для  тоталитарного общества, где, как  правило, политические, идеологические, философские и просто жизненные  позиции людей как бы слиты  в интегральном единстве, в результате чего личные симпатии и антипатии  во многом определяются политическими  и идеологическими установками  и предпочтениями. В странах с  устойчивыми либерально-демократическими традициями нередки случаи, когда  люди, будучи друзьями в повседневной жизни или близкими родственниками, могут принадлежать к различным, зачастую конкурирующим и даже враждующим друг с другом политическим партиям  или лагерям. Нам не всегда понятны  такие, например, явления, как дружба представителя левого либерализма и идеолога правого радикализма в США, принадлежность мужа и жены или отца и сына к разным партиям, поведение английский парламентариев, которые чуть ли не врукопашную дерутся на сессиях парламента, а вне его стен являются друзьями.

Исключая монополию  на власть со стороны какого-либо одного лица, социальной группы, партии и т.д., либерально-демократическая модель постулирует идею самого широкого выбора во всех сферах общественной жизни. Основополагающее значение с данной точки зрения имеет  свобода экономического выбора. Здесь  в качестве разумеющихся, самоочевидных  постулатов принимаются идеи частной  собственности, свободного рынка, свободного предпринимательства. Наиболее рьяные приверженцы этих идей рассматривают  индивидуализм и свободную конкуренцию  в условиях свободного рынка в  качестве естественных законов, не подвластных  действиям отдельных людей и  общественных институтов, политических партий и государства. Считается, что  свобода, равенство, конкуренция и  индивидуализм в условиях саморегулирующегося  рынка в рамках гражданского общества способны обеспечить социальную гармонию и прогресс.

Информация о работе Модели политической культуры