Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:36, контрольная работа

Описание работы

Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны.

Содержание

Введение 3
1. Причины и факторы существования межэтнических конфликтов 4
1.2. Формы межнациональных конфликтов 7
2. Психологические факторы межэтнических конфликтов 10
Заключение 13
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

конфликтология (готовая).doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     На  характере межэтнических отношений может сказываться и так называемая модернизация страны (а в действительности – ее разрушение), всё более явное неравномерное социально-экономическое развитие территорий. Различия по заработной плате между регионами достигают сегодня 9–10 раз, по прожиточному минимуму – 4 раза, по уровню зарегистрированной безработицы – 20 раз. Эти диспропорции на фоне социально-экономического кризиса могут провоцировать глубокие социальные конфликты, которые в полиэтничных регионах обретают этнополитическую окраску. И, по мнению В.Н. Иванова, в анализе федеративных отношений мы не должны сбрасывать со счетов влияние внешнего фактора. Ещё в 1992 г. стали достоянием гласности «Американские прогнозы развития геостратегической ситуации в мире в конце XX – начале XXI вв.».

     По  данным исследований, проведенных Центром  социологии межнациональных отношений  Института социально-политических исследований РАН, существует совокупность факторов, детерминирующих напряженность  в межнациональных отношениях. Причём представления об этом отличаются в различных этнических группах. Так, если русские в первую очередь отмечают ухудшение экономической ситуации, политические кризисы, то для представителей титульных наций на первое место выходят такие признаки, как неуважение к языку, обычаям, культуре людей других национальностей, ошибки в национальной политике. Поэтому остаётся актуальной задача разработки и реализации более эффективной национальной политики. Невысокое мнение сложилось у населения относительно тех решений, которые принимает руководство Российской Федерации по урегулированию проблем в межнациональных отношениях. Решения эти часто запаздывают, а порой сами являются причиной конфликтов. Поэтому необходимо оптимизировать процесс принятия решения в сфере межнациональных отношений.

      

     2.     Психологические факторы межэтнических  конфликтов 

         Как известно, поведение представителей  того или иного народа характеризуется национально-этническими стереотипами, которые человек усваивает с детства и которые в дальнейшем функционируют преимущественно на подсознании.

         Отсюда этническим конфликтам  свойственны такие особенности  бессознательного поведения, как эмоциональность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.

         В силу этих особенностей возникновение,  развитие и разрешение межэтнических  конфликтов в любой сфере жизнедеятельности  общества и на любом уровне имеет свою специфику.

         В зарождении и развитии межэтнического  конфликта значительную роль  играет завышенная самооценка "своих"  и необъективно заниженная самооценка "чужих", а также "мифологическое  мышление", суть которого заключается  в том, что память сохраняет различные факты прошлого (победы и поражения, обиды и образы врага), а интеллект "дорабатывает" возможные варианты успешных деталей: в результате создается модель того, что могло бы быть, а, возможно, и было. Созданная таким образом "фантомная модель" может превратиться в программу действий для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии.

         В силу перечисленных особенностей  межэтнические конфликты отличаются  остротой противоборства и жестокостью  форм ведения борьбы.

         Какие же психологические факторы лежат в основе межэтнических конфликтов?

         К ним мы относим прежде  всего характер семейного воспитания, характер межгруппового взаимодействия  и социальную категоризацию.

     Отношение к чужим группам (этносам) находится  в прямой зависимости от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Заменителем ненавидимого отца часто становится представитель другой национальности, отношение к которому проявляется как в предрассудках, так и в действиях вплоть до геноцида. Результаты отдельных психологических исследований показали, что у людей, придерживающихся антисемитских взглядов, ярко выражены предубеждения и против других этнических общностей: когда испытуемых просили высказать свое отношение к двум не существующим в реальности народам, именно антисемитам не нравились эти группы-химеры. Для них была характерна общая тенденция неприятия всех чужих групп и завышение оценки собственной группы.

         Что касается следующего выделенного  фактора (характера межгруппового  взаимодействия), то, раскрывая его,  следует выделить прежде всего  несовместимость групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой. Конкуренция, возникающая между этническими группами на почве несовместимых интересов, непосредственно ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте сплоченности внутри своей группы. А все вместе приводит к враждебным действиям против другой группы.

     Социальная  категоризация как психологический  фактор межэтнического конфликта связана с обеспечением индивидов системой ориентаций в мире, определением их места в обществе. Она проявляется, во-первых, в том, что члены одной группы воспринимаются как более похожие, чем они есть на самом деле, что приводит к деиндивидуализации, выражающейся в чувстве собственной анонимности и недифференцированном отношении к отдельным представителям чужой группы. Деиндивидуализация же облегчает осуществление агрессивных действий по отношению к "врагам". При исследовании традиционных культур было обнаружено, что чем больше сходных элементов оформления внешности (одежда, прическа, раскраска лица и тела), способствующих деиндивидуализации у членов племени, тем более оно агрессивно.     Отсюда и сегодня единая форма в армиях как элемент, увеличивающий деиндивидуализацию, безусловно, облегчает проявление агрессивности по отношению враждующих сил.

         Во-вторых, социальная категоризация  может проявляться и тогда,  когда члены двух групп воспринимаются  как более отличающиеся друг  от друга, чем они есть на  самом деле, т.е. речь идет о межгрупповой дифференциации, протекающей в форме противопоставления своей и чужой групп: большинство противопоставляется меньшинству, христиане - мусульманам, коренное население - чужакам и т. п.

         Межэтнические конфликты - одни из самых остро протекающих конфликтов, их полное разрешение психологическими методами, конечно же, невозможно. Однако учет вышеназванных психологических факторов, а также установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию как достижение общности чувств, личное знакомство людей разных национальностей, доброжелательность отношений между родителями и детьми в семье, выработка общих целей, имеющих равную привлекательность для разных этносов в какой-то мере могут способствовать снижению агрессии против другого народа, а значит, предупреждению или локализации межэтнического конфликта.

     Заключение 

     Кризисная ситуация, возникшая в результате развала союзного государства и  разрыва социально-экономических  связей на всех уровнях, привела к  девальвации идеологических, политических и экономических регуляторов, интегрирующих национально-территориальные, профессиональные и иные групповые образования государства, к колоссальному ослаблению центральной власти, к ее неспособности выполнять положения федеральной конституции и основных федеральных законов. Эти объективные условия до предела обострили социальные противоречия и напряженность между бывшими республиками - в первую очередь, в сфере распределения ресурсов, - привели к политизации социальных требований о пересмотре существующего порядка на основе национально окрашенного понимания справедливости и правды.

     В силу известных традиций политической культуры в России до настоящего времени:

     ·  сохраняется авторитарно-вождистский  тип федеральности при сохранении некоторых элементов парламентского фасада;

     · отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и  конфликтов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий, обеспечивающих интеграционное развитие этих процессов;

     ·  остается ориентация на тактические  сиюминутные цели при урегулировании возникающих конфликтов, на декларативное  невмешательство при сильном  влиянии на принятие политических решений текущих условий политической борьбы в высших эшелонах власти;

     ·   остается ориентация стратегического "запазды-вания" реакции на "горячие" ситуации с преимущест-венной опорой на военно-политические методы их разрешения.

     В силу действия этих системных причин политика федеральной власти продолжает оставаться дестабилизирующим фактором межнациональных отношений. Центр до настоящего времени не смог предоставить стабилизирующей, интеграционной политики национально-территориальным образованиям, автономиям и республикам России, оставляя им в той или иной мере проблему самостоятельного выживания.

     Вместе  с тем любые межнациональные  противоречия, имея в своей основе реальные социально-экономические  и идейно-политические корни, при  их обострении до конфликта приобретают исключительно важное психологическое измерение, причем, в определенной мере, независимое и доминирующее. С психологической точки зрения, поведение людей, включенных в различные группы и системы отношений, регулируется принципами этих отношений на основе идентификации групп с этими отношениями: идейно-политическими, экономическими, профессиональными, национально-этническими.

     Для нашего многонационального государства, каким являлся бывший СССР, такими принципами, регулирующими взаимодействие людей, их объединение в группы, а также их взаимоотношения, являлись следующие ценностные идеалы:

     ·  принцип интернационализма (глобальная идейно-политическая идентификация, объединяющая различные группы общества на основе братской взаимопомощи и солидарности трудового населения);

     ·  принцип социалистического разделения и кооперации труда (социально-экономическая  идентификация, объединяющая людей  на основе идеи о "единой семье народов");

     ·  постулат о единой общности "советский  народ" (идеологическая идентификация на основе своеобразного "имперского единства" народов, входящих в единое государство - Советский Союз);

     ·  принцип развития, процветания и  взаимообогащения национальных культур.

     Исторический  опыт свидетельствует, что при сильной  исполнительной центральной власти в многонациональном государстве, при политической и социально-экономической стабильности в обществе, при принимаемых мерах по улучшению материального положения и сохранению этнокультурной самобытности главными регуляторами отношений людей и групп в обществе являются вышеупомянутые идейные, идеологические и экономические системы регуляции взаимоотношений. Сфера же межнациональных отношений как бы отходит на второй план. Другими словами, уровень напряженности межнациональных отношений находится на низком уровне. И человек в своем субъективном мире как бы "странствует", перемещается в этих системах отношений и идентификаций, меняя свою ведущую идентификацию и, соответственно, главный регулятор межгрупповых отношений в зависимости от жизненной ситуации своего существования и от удовлетворения или неудовлетворения базовых социальных потребностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.     Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.

2.  Авксентьев  В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

3.  Авксентьев  В.А., Шаповалов В.А. Современная  этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.

4.     Амелин В. В. Межнациональные  конфликты на рубеже 80-90-х годов. - М., 1993.

5.     Доронченков А.И. Русские между  прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX–XXI веков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13–15 мая 1998. Орел, ГТУ, 1998.

Информация о работе Межэтнические конфликты