Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 06:36, контрольная работа
Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами. Поэтому проблемы изучения их истории, механизмов их предупреждения и урегулирования как никогда актуальны.
Введение 3
1. Причины и факторы существования межэтнических конфликтов 4
1.2. Формы межнациональных конфликтов 7
2. Психологические факторы межэтнических конфликтов 10
Заключение 13
Список использованной литературы 16
На характере межэтнических отношений может сказываться и так называемая модернизация страны (а в действительности – ее разрушение), всё более явное неравномерное социально-экономическое развитие территорий. Различия по заработной плате между регионами достигают сегодня 9–10 раз, по прожиточному минимуму – 4 раза, по уровню зарегистрированной безработицы – 20 раз. Эти диспропорции на фоне социально-экономического кризиса могут провоцировать глубокие социальные конфликты, которые в полиэтничных регионах обретают этнополитическую окраску. И, по мнению В.Н. Иванова, в анализе федеративных отношений мы не должны сбрасывать со счетов влияние внешнего фактора. Ещё в 1992 г. стали достоянием гласности «Американские прогнозы развития геостратегической ситуации в мире в конце XX – начале XXI вв.».
По
данным исследований, проведенных Центром
социологии межнациональных отношений
Института социально-
2.
Психологические факторы
Как известно, поведение представителей того или иного народа характеризуется национально-этническими стереотипами, которые человек усваивает с детства и которые в дальнейшем функционируют преимущественно на подсознании.
Отсюда этническим конфликтам свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциональность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.
В силу этих особенностей
В зарождении и развитии
В силу перечисленных
Какие же психологические факторы лежат в основе межэтнических конфликтов?
К ним мы относим прежде
всего характер семейного
Отношение к чужим группам (этносам) находится в прямой зависимости от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Заменителем ненавидимого отца часто становится представитель другой национальности, отношение к которому проявляется как в предрассудках, так и в действиях вплоть до геноцида. Результаты отдельных психологических исследований показали, что у людей, придерживающихся антисемитских взглядов, ярко выражены предубеждения и против других этнических общностей: когда испытуемых просили высказать свое отношение к двум не существующим в реальности народам, именно антисемитам не нравились эти группы-химеры. Для них была характерна общая тенденция неприятия всех чужих групп и завышение оценки собственной группы.
Что касается следующего
Социальная
категоризация как
Во-вторых, социальная категоризация
может проявляться и тогда,
когда члены двух групп
Межэтнические конфликты - одни из самых остро протекающих конфликтов, их полное разрешение психологическими методами, конечно же, невозможно. Однако учет вышеназванных психологических факторов, а также установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию как достижение общности чувств, личное знакомство людей разных национальностей, доброжелательность отношений между родителями и детьми в семье, выработка общих целей, имеющих равную привлекательность для разных этносов в какой-то мере могут способствовать снижению агрессии против другого народа, а значит, предупреждению или локализации межэтнического конфликта.
Заключение
Кризисная
ситуация, возникшая в результате
развала союзного государства и
разрыва социально-
В силу известных традиций политической культуры в России до настоящего времени:
·
сохраняется авторитарно-
· отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий, обеспечивающих интеграционное развитие этих процессов;
· остается ориентация на тактические сиюминутные цели при урегулировании возникающих конфликтов, на декларативное невмешательство при сильном влиянии на принятие политических решений текущих условий политической борьбы в высших эшелонах власти;
· остается ориентация стратегического "запазды-вания" реакции на "горячие" ситуации с преимущест-венной опорой на военно-политические методы их разрешения.
В силу действия этих системных причин политика федеральной власти продолжает оставаться дестабилизирующим фактором межнациональных отношений. Центр до настоящего времени не смог предоставить стабилизирующей, интеграционной политики национально-территориальным образованиям, автономиям и республикам России, оставляя им в той или иной мере проблему самостоятельного выживания.
Вместе с тем любые межнациональные противоречия, имея в своей основе реальные социально-экономические и идейно-политические корни, при их обострении до конфликта приобретают исключительно важное психологическое измерение, причем, в определенной мере, независимое и доминирующее. С психологической точки зрения, поведение людей, включенных в различные группы и системы отношений, регулируется принципами этих отношений на основе идентификации групп с этими отношениями: идейно-политическими, экономическими, профессиональными, национально-этническими.
Для нашего многонационального государства, каким являлся бывший СССР, такими принципами, регулирующими взаимодействие людей, их объединение в группы, а также их взаимоотношения, являлись следующие ценностные идеалы:
· принцип интернационализма (глобальная идейно-политическая идентификация, объединяющая различные группы общества на основе братской взаимопомощи и солидарности трудового населения);
·
принцип социалистического
· постулат о единой общности "советский народ" (идеологическая идентификация на основе своеобразного "имперского единства" народов, входящих в единое государство - Советский Союз);
· принцип развития, процветания и взаимообогащения национальных культур.
Исторический
опыт свидетельствует, что при сильной
исполнительной центральной власти в
многонациональном государстве, при политической
и социально-экономической стабильности
в обществе, при принимаемых мерах по улучшению
материального положения и сохранению
этнокультурной самобытности главными
регуляторами отношений людей и групп
в обществе являются вышеупомянутые идейные,
идеологические и экономические системы
регуляции взаимоотношений. Сфера же межнациональных
отношений как бы отходит на второй план.
Другими словами, уровень напряженности
межнациональных отношений находится
на низком уровне. И человек в своем субъективном
мире как бы "странствует", перемещается
в этих системах отношений и идентификаций,
меняя свою ведущую идентификацию и, соответственно,
главный регулятор межгрупповых отношений
в зависимости от жизненной ситуации своего
существования и от удовлетворения или
неудовлетворения базовых социальных
потребностей.
Список
использованной литературы
1.
Авксентьев В.А. Этническая
2. Авксентьев В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
3. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.
4. Амелин В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80-90-х годов. - М., 1993.
5.
Доронченков А.И. Русские