Международная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Концепция униполярности А. Страуса и «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона.
Место России на мировой арене.

Работа содержит 1 файл

модуль №3.doc

— 52.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Модуль  №3 по теме:

Международная политика

Вариант 1 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 Магданурова  Юлия МО-511 
 
 

Глоссарий по теме: Основные категории  мировой политики

Глобализация - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена.

Международная вежливость - совокупность правил поведения государств, участвующих в международном общении.

Международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

Мировая политика - внешнеполитическая деятельность государств, международных организаций политических партий, движений, политических лидеров.

Мировое сообщество — понятие, призванное отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных проблем цивилизации.

Мультинациональная  политика – это влияющая на международные отношения совместная  деятельность  объединенных   политических   субъектов   из  нескольких или многих государств.

Национальная  безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

Наднациональная политика – сфера   политики,   образовавшаяся  в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных  прав  наднациональным органам,  которые принимают в этой   области решения.

Полицентризм - наличие в системе международных отношений нескольких наиболее сильных государств или блоков, взаимоотношения которых определяют развитие мировой политики.

Политический  порядок — соотношение организационных форм политического процесса и норм политического поведения граждан, при котором сохраняется минимально необходимая стабильность режима правления. Политический порядок проявляется в легитимности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности типов поведения, устойчивости политических отношений.

Транснациональная  политика  –   сфера   международной   деятельности негосударственных   актов   или   субъектов:    партий,    профсоюзов международных     неправительственных     организаций,     а также  транснациональных корпораций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепция  униполярности А. Страуса и «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона.

Сэмюэл Хантингтон родился 18 апреля 1927 года. Одним из известнейших трудов Сэмюэла Хантингтона стала книга «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», выпущенная в 1996 году. Она вызвала ожесточенные споры о противостоянии Запада и исламского мира. Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций — индуистскую, исламскую,

японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он 

предлагает отнести  еще две цивилизации — африканскую и латиноамериканскую. Облик нарождающегося мира будет определяться

взаимодействием и  столкновением этих цивилизаций. В  наступающем веке именно они станут доминирующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной по сравнению с прежним мировой порядок, в котором концепции между различными цивилизациями преобладают над концепциями внутри отдельно взятых цивилизаций. Следующая мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями, причем самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями.

По мнению Хантингтона, первоначальный успех Китая против США стимулирует крупные антизападные движения в мусульманских странах. Несколько еще остающихся прозападными правительств в арабских странах и Турции одно за другим будут свергнуты исламскими движениями. Спровоцированный слабостью Запада вал антизападных настроений вызовет массированную атаку арабов на Израиль.

«По мере того как  в ходе войны арабские страны станут подпадать под контроль исламских бойцов, поставки нефти из Персидского залива начнут постепенно иссякать, и Запад окажется в зависимости от российских, кавказских и центрально-азиатских нефтяных источников. Это вынудит Запад приложить дополнительные усилия, чтобы привлечь Россию на свою сторону и поддержать ее в стремлении расширить контроль над богатыми нефтью мусульманскими странами, расположенными к югу от нее», - предсказывает политолог.

Вместе с тем, согласно его прогнозам, пока Китай будет вести счет военным успехам, Япония начнет примыкать к нему, эволюционируя от формального нейтралитета к позитивному прокитайскому нейтралитету, а затем, уступая просьбам Китая, станет его союзником. Однако на Россию успехи китайцев произведут впечатление, прямо противоположное тому, какое они произвели на японцев.

Главный смысл его  рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру. По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. По его мнению, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы объединиться все исламские страны. Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации. В этих условиях Западу придется предпринять большие усилия для сохранения своего доминирования в противостоянии сразу нескольким конкурирующим цивилизационным центрам.

Американский политик  Айр Страус выдвинул концепцию глобального униполя, основанного на дружелюбии, сотрудничестве и общих демократических ценностях. По мнению Страуса, прочность этого униполя зависит от вхождения в него России, без которой база для глобального униполярного лидерства становится ограниченной. Это глобальное униполе имеет пространственное строение из 3х центров:

1.   США (главный  центр)

2.   Япония

3.   Евросоюз

Считает что Россия должна войти в состав этого униполя, только тогда будет

существовать достаточно прочная основа для стабильности в мире. Если нет – то стабильность будет, но длительное время должно существовать глобальное лидерство США, как гарант этой стабильности – Китай, может быть туда включен только в долгосрочной перспективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Место России на мировой  арене.

    Россия занимает уникальное место на мировой арене  -  она является естественным мостом между Западом и Востоком. Роль России в преодолении противостояния, в нахождении конструктивных ответов на существующие вызовы может быть не просто очень полезной, но в какой-то мере и определяющей. Именно поэтому так важно, куда повернется российское общество в ближайший период времени.

необходима ясная  многовекторная стратегия отстаивания  национальных интересов, предполагающая сочетание гибкости и последовательной твердости с опорой на совокупный геополитический потенциал России. Основными же условиями возрождения России и превращения страны в ведущую мировую державу являются дальнейшая стабилизация внутриполитического положения страны, подъем экономики и наращивание военного потенциала.

     В ближайшее  десятилетие значительную роль  в мировой политике будет играть  энергетический фактор. В настоящее  время у России есть шансы  утвердиться на международной  арене в качестве важнейшего  связующего звена в контексте  глобальных энергетических интересов. Однако делать ставку только на энергетические возможности было бы неправильно. Ведущие западные страны ставят перед собой задачи диверсификации энергетических потоков, поиска новых энергоисточников, и не исключено, что к 2020 году роль России как «энергетической державы» может снизиться. Поэтому в экономическом плане упор необходимо делать на инновационные технологии, с помощью которых можно наладить взаимовыгодные экономические связи с ведущими мировыми державами.

  Реализовать  имеющиеся у России возможности на мировой арене можно лишь в том случае, если будет правильно сформирована геостратегия, направленная на защиту национальных интересов. Геостратегию целесообразно формировать исходя из трехуровневого характера национальных интересов Российской Федерации. Национальные интересы Российской Федерации на глобальном уровне состоят в ее активном и полноправном участии в построении такой системы международных отношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуальному потенциалам, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям. Национальные интересы Российской Федерации на региональном уровне сводятся к обеспечению стабильного и безопасного международного окружения, а также к продвижению и закреплению ее военно-политических и экономических позиций на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества. Национальные интересы Российской Федерации на постсоветском пространстве состоят в развитии всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ и их максимальном вовлечении в сферу российских интересов. Геостратегия должна учитывать угрозы национальной безопасности Российской Федерации и предусматривать меры по нейтрализации этих угроз.

     Путь  к усилению влияния России  на мировой арене лежит через  подъем национальной экономики.  Необходимо предпринимать усилия  по увеличению производственных  мощностей, повышению качества  производимой продукции, внедрять  современные технологии, развивать наукоемкие отрасли, расширять потребительский рынок. Одновременно России целесообразно закрепиться в роли одного из главных поставщиков энергоресурсов на мировой рынок и тем самым обеспечить себе возможность влиять на ценовую конъюнктуру на мировом рынке углеводородов. Это может произойти лишь в том случае, если российские компании будут пользоваться высоким доверием партнеров, если их предложения будут обладать высокой степенью гарантий. В связи с усилением геополитического соперничества и развязанной против России информационной войны со стороны наших геополитических противников в лице США и их атлантических союзников важной задачей государства по обеспечению информационной безопасности становится организация информационного противоборства. Успех российских информационных операций на международной арене во многом будет зависеть от правильности определения слабых мест наших геополитических противников, активного характера информационных мероприятий и умелого использования результатов этих мероприятий. Уникальное положение Российской Федерации на земном шаре, ее географические и исторические особенности свидетельствуют о необходимости выработки собственной геостратегической модели с опорой на военный потенциал. Ведь США и их атлантические союзники по-прежнему стремятся к ослаблению нашей страны, отводя ей роль сырьевого придатка на мировой арене. Такой статус никоим образом не отвечает интересам ни личности, ни российского общества. Российская Федерация может быть процветающим государством только в том случае, если она будет сильным государством. 
 
 

Информация о работе Международная политика