Методы осуществления государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:33, доклад

Описание работы

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

Работа содержит 1 файл

Признаки государственной власти.docx

— 21.27 Кб (Скачать)

 

Методы осуществления  государственной власти.

Челябинский институт экономики  и права им. М.В.Ладошина.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Суть государственной власти выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Государственная власть распространяется на всех граждан. Она осуществляется или народом непосредственно, или органами государственной власти. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ). Органы, осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды.

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов  морального и особенно материального  стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым  подчиняют их своей властной воле.  
 
 К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение, принуждение, поощрение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.  
 
 Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.  
 
 Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.  
 
 Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.  
 
Поощрение - это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дела. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский правовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Больше всего в этом правовом институте норм административного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Основные принципы поощрительной  деятельности - обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие - вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

 

 

 Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего  вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, - в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.  
 
             Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.  
 
            Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.  
 
            Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.  
 
            Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:  
 
 а) подчинено общим принципам данной правовой системы,  
 
 б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,  
 
 в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,  
 
 г) действует через механизм прав и обязанностей,  
 
 д) оснащено развитыми процессуальными формами.  
 
          Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей - выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.  
 
         Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.  
 
       Исследование природы государственной власти и методов ее осуществления показало, что правильное использование методов убеждения и принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность управленческой деятельности, незыблемость правопорядка, общественного и государственного строя, способствует успешному строительству экономически развитого федеративного государства, достижению политической и общественной стабильности, оперативной и согласованной деятельности всех уровней власти.

Среди важных предпосылок  серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения  эффективности ее органов в России необходимо выделить следующее:

- повышение эффективности  законодательного процесса;

- усиление результативности  в реализации принятых законов;

- повышение взаимодействия  между различными ветвями власти;

- совершенствование законодательной  техники и планирования;

- дальнейшее развитие  и обновление всей  законодательной  базы Российского государства  и общества.

Надеюсь, законодательные  и исполнительные органы нашей страны будут вносить весомый вклад  в развитие нашей страны, обеспечение  достойной жизни наших сограждан  и процветания нашей Отчизны.   

Список  использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Алексеев С. С. Общая теория права.
  3. Хрестоматия по теории государства и права. Т. Н. Рядько. 2005

Информация о работе Методы осуществления государственной власти