Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:33, доклад
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
Методы осуществления государственной власти.
Челябинский институт экономики и права им. М.В.Ладошина.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Суть государственной власти выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Государственная власть распространяется на всех граждан. Она осуществляется или народом непосредственно, или органами государственной власти. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ). Органы, осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды.
Арсенал методов реализации
государственной власти достаточно
разнообразен. В современных условиях
значительно возросла роль методов
морального и особенно материального
стимулирования, используя которые,
государственные органы воздействуют
на интересы людей и тем самым
подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления
государственной власти, несомненно, относятся убеждение,
Убеждение - это метод активного воздействия
на волю и сознание человека идейно-нравственными
средствами для формирования у него взглядов
и представлений, основанных на глубоком
понимании сущности государственной власти,
ее целей и функций. Механизм убеждения
включает совокупность идеологических,
социально-психологических средств и
форм воздействия на индивидуальное или
групповое сознание, результатом которого
является усвоение и принятие индивидом,
коллективом определенных социальных
ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения
связано с деятельностью сознания и чувствами
человека. Только пройдя через сложный
механизм эмоций, через сознание, идеи,
общественные интересы и требования власти
приобретают личностное значение. Убеждения
тем и отличаются от простого знания, что
они неотделимы от личности, становятся
ее узами, из которых она не может вырваться,
не причинив вреда своему мировоззрению,
духовно-нравственной ориентации.
Метод убеждения стимулирует инициативу
и чувство ответственности людей за свои
действия и поступки. Между убеждениями
и поведением нет промежуточных звеньев.
Знания, идеи, которые не воплощаются в
поведение, нельзя считать подлинными
убеждениями. От знания к убеждению, от
убеждения к практическим действиям -
так функционирует метод убеждения. С
развитием цивилизации, ростом политической
культуры роль и значение этого метода
осуществления государственной власти
закономерно возрастают.
Поощрение - это такой способ воздействия,
который через интерес, сознание направляет
волю людей на совершение полезных, с точки
зрения поощряющего, дела. Поощрительное
воздействие возбуждает интерес к совершению
определенных дел, получению материального,
морального или иного одобрения.
В настоящее время существует
большое число юридических
Больше всего в этом правовом институте норм административного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.
Основные принципы поощрительной деятельности - обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие - вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.
Государственная власть не может обойтись
без особого, только ей присущего
вида принуждения - государственного принуждения.
Используя его, властвующий субъект навязывает
свою волю подвластным. Этим государственная
власть отличается, - в частности, от авторитета,
который тоже подчиняет, но в государственном
принуждении не нуждается.
Государственное
принуждение - это психологическое, материальное
или физическое (насильственное) воздействие
полномочных органов и должностных лиц
государства на личность с целью заставить
(принудить) ее действовать по воле властвующего
субъекта, в интересах государства.
Само
по себе государственное принуждение
- острое и жесткое средство социального
воздействия. Оно основано на организованной
силе, выражает ее и потому способно обеспечивать
безусловное доминирование в обществе
воли властвующего субъекта. Государственное
принуждение ограничивает свободу человека,
ставит в такое положение, когда у него
нет выбора, кроме варианта, предложенного
(навязанного) властью. Посредством принуждения
подавляются, тормозятся интересы и мотивы
антисоциального поведения, принудительно
снимаются противоречия между общей и
индивидуальной волей, стимулируется
общественно полезное поведение.
Государственное
принуждение бывает правовым и неправовым.
Последнее может обернуться произволом
государственных органов, ставящих личность
в никем и ничем не защищенное положение.
Такое принуждение имеет место в государствах
с антидемократическим, реакционным режимом
- тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается
государственное принуждение, вид и мера
которого строго определены правовыми
нормами и которое применяется в процессуальных
формах (четких процедурах). Законность,
обоснованность и справедливость государственного
правового принуждения поддается контролю,
оно может быть обжаловано в независимый
суд. Уровень правового "насыщения"
государственного принуждения обусловлен
тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой
системы,
б) является по своим основаниям единым,
всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию,
пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей,
д) оснащено развитыми процессуальными
формами.
Чем выше уровень
правовой организации государственного
принуждения, тем оно в большей мере выполняет
функции позитивного фактора развития
общества и в меньшей - выражает произвол
и своеволие носителей государственной
власти. В правовом и демократическом
государстве государственное принуждение
может быть только правовым.
Формы государственного
правового принуждения достаточно многообразны.
Это меры предупредительного воздействия -
проверка документов с целью предотвращения
правонарушений, прекращение или ограничение
движения транспорта, пешеходов при авариях
и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение -
административное задержание, привод,
обыск и т. д.; меры защиты - восстановление
чести и доброго имени и другие виды восстановления
нарушенных прав.
Исследование природы
государственной власти и методов ее осуществления
показало, что правильное использование
методов убеждения и принуждения органами
государственного управления обеспечивает
эффективность управленческой деятельности,
незыблемость правопорядка, общественного
и государственного строя, способствует
успешному строительству экономически
развитого федеративного государства,
достижению политической и общественной
стабильности, оперативной и согласованной
деятельности всех уровней власти.
Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в России необходимо выделить следующее:
- повышение эффективности законодательного процесса;
- усиление результативности в реализации принятых законов;
- повышение взаимодействия
между различными ветвями
- совершенствование
- дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества.
Надеюсь, законодательные
и исполнительные органы нашей страны
будут вносить весомый вклад
в развитие нашей страны, обеспечение
достойной жизни наших
Информация о работе Методы осуществления государственной власти