Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:52, доклад
«Манипулирование политическое»
(фр. manipulation - махинация) - система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического обмана, внедрения в сознание нарда иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование в политике имеет глубокие гносеологические корни, поскольку политика есть область сложная, часто скрытая от глаза простых людей, чрезвычайно противоречивая, и может быть лживой, аморальной, нечестной и т.п.
(фр. manipulation - махинация)
- система способов
Исследуя различные формы и методы современного манипулирования, американский ученый Р. Гудин выделяет две главные модели манипулирования — психологическую и рациональную. Суть психологической модели заключается в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул—реакция.
В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделяет следующие:
сокращение количества доступной для рядового гражданина информации;
использование пропаганды, т. е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации;
использование секретности, т. е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс;
информационная
перегрузка, т. е. сознательное предоставление
чрезмерного объема информации с целью
лишить рядового гражданина возможности
адекватно усвоить и верно оценить ее; т.
е. гражданин, не имеющий доступа к информации,
вынужден полагаться на ее официальную
интерпретацию.
Американский
институт анализа пропаганды, обобщая
практику мировой журналистики, приводит
следующие приемы манипулирования,
обладающие, по мнению специалистов, внушительной
эффективностью:
1)
“наклейка ярлыков” (“присвоение
прозвищ”) — наделение личности
или идеи унизительным, оскорбительным
либо смешным прозвищем,
2) “рекомендация” (“свидетельство”) — использование для повышения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;
3)
“перенос” — идентификация
4)
“простые люди” (“свои ребята”)
5)
“подтасовка карт” —
6) “блестящая посредственность” (“наведение румян”) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;
7)
“общий вагон” (“вместе со всеми”)
— внушение мысли об
Однако
тактика навязывания ценностей
обратно пропорциональна приверженности
людей своим убеждениям.
политических действий, избирательных кампаний тоже нет. Консервируется рабское сознание, <полностью одобряемый> народом политический курс властей. Такое состояние сознания народа удобно и для народа и для властей. Но оно не может быть вечным. Люди начинают просыпаться от политической спячки и переходить от состояния объекта к состоянию субъекта. Манипулировать людьми становится сложнее, и политика постепенно приобретет качество демократичности.