Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

В многоликом обществе существует множество разнообразных интересов, экономических, социальных, идеологических, культурных, этнических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных, частных, коллективных, личных и т.д.

Работа содержит 1 файл

работа дя уварова.docx

— 22.19 Кб (Скачать)
 

Частное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Балтийский Гуманитарный Институт» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление» 
 

Дисциплина  «Государственное регулирование экономики» 
 

Эссе

Вариант №_2__ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил(а): студент(ка) _4_ курса

заочного  отделения группы №З-45

Ф.И.О._Баранова Д.Я.__________

Специальность:__БУАиА_______

___________________________

«_______»__________ 2011г.

Проверил: преп. А.А. Уваров

Отметка о зачете     ____________

Подпись:___________________

«____»________2011г. 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

   Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении.

В многоликом обществе существует множество разнообразных  интересов, экономических, социальных, идеологических, культурных, этнических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных, частных, коллективных, личных и т.д.

Виды  социальных интересов - система представительства  интересов - политическое представительство - функциональное представительство - способы представительства интересов - лоббизм - корпоративизм - группы интересов  – клиентелы.

Лоббизм (от англ, lobby - кулуары) в принятии государственных  решений в условиях специфики  политической системы общества и  ее институтов вообще и законодательно-представительной власти - в особенности. Одна из них - проникновение заинтересованных групп  в партийно-политическую сферу. При ее слабо развитости, что отражается на формах и методах политической активности, группы интересов берут на себя функции парламентских фракций, а те, в свою очередь, не упускают случая, чтобы не извлечь из этого выгоду. Деятельность фракций и особенно парламентских комитетов подвержена влиянию лоббистов и прежде всего тех из них, которые обладают связями и деньгами.

В отличие  от стран с устоявшимися парламентскими режимами, где парламентарии в  основном обсуждают, дорабатывают, принимают  или отвергают правительственные  законопроекты, в России больше половины из них инициируется самими законодателями и только почти пятая часть  исходит от органов исполнительной власти. Одним из следствий такого перекоса стало превращение Государственной  Думы и особенно ее комитетов в  объект воздействия могущественных лоббистов, засилье узкогрупповых, корпоративных интересов в законотворческом процессе. Отсюда - серьезные трудности, с которыми сопряжена выработка  гос. решений, призванных выражать общенациональный и общегосударственный интерес. Парламент - единственное место, где  лоббисты легально и открыто отстаивают корпоративные интересы.

Роль  законодательного лоббирования определяется тем, что в представительных органах  различного уровня принимаются решения, имеющие для всех участников государственно-управленческого  процесса стратегическое значение. Законодательное  лоббирование реализуется с помощью  прямых контактов с депутатами, в  ходе чего разрабатываются законопроекты, угодные определенным кругам; проведения заказных исследований с целью экспертизы официально обсуждаемых законопроектов на предмет их благоприятности для заинтересованных сторон; участия в парламентских слушаниях, заседаниях профильных комитетов, экспертных советов по законопроектам; финансовой и пропагандистской поддержки их.         Судя по тому, как идут политические процессы в России, роль основных субъектов лоббистской деятельности, т.е. заинтересованных групп, как в близком, так и в отдаленном будущем останется исключительно высокой и в системе функционального представительства, и в партийно-политической сфере. Подобные тенденции наблюдаются в странах с развитой рыночной экономикой и зрелыми демократическими институтами, где организованные интересы усиливаются.

В российских условиях развивающейся политико-правовой системы и несовершенства представительной власти лоббизм становится одной  из основных форм представительства  интересов. Но при этом находится  вне внимания госорганов, прессы, общественности и закона. К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти в процессе принятия политических решений сегодня не публичен, коррумпирован и хаотичен; каналы влияния на органы государственной  власти монополизированы сильнейшими  группами давления, а общественные институты оказываются не в состоянии  донести свои интересы до власть имущих. Одна из причин подобных аномалий - отсутствие урегулированных законодательством  отношений между лоббистами и  государственно-властными структурами, контроля за исполнением законов, соблюдением  этических и нравственных норм в  этой сфере.

Правовое  регулирование лоббизма позволит существенно  снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных групп интересов с  представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших решений государства. Регламентация лоббизма должна осуществляться законодательным путем. Закон о  лоббистской деятельности должен решать две взаимосвязанные задачи. Во-первых, создавать благоприятные условия  для представительства значимых интересов различных групп населения. Во-вторых, создавать нормальные условия  для работы депутатов и госслужащих  с учетом ожидаемого возрастания  числа и влиятельности лоббистов. Политические должностные лица государства, депутаты и госслужащие являются объектами лоббистской деятельности. Они должны выступать арбитрами, делающими выбор наиболее подходящего  варианта решения из всего множества  предложений, поступающих от лоббистов чьих-то интересов. Закон о лоббизме должен поставить преграду злоупотреблениям в силу сращивания частных и публичных интересов.

Представительная  функция государственных органов  служит политическому выражению  социальной дифференциации общества по интересам и сопоставлению связанных  с этим установок. Так, свою представительную функцию парламент осуществляет на основе принятой в стране избирательной  системы, от которой во многом зависит  характер парламентского представительства. Избирательный процесс и рамки  политического представительства - только часть процесса структурирования властных отношений. Дело в том, что  коль скоро парламент формируется  по территориальным округам и  партийным спискам, значительное количество общественных групп, имея социально  значимые интересы, не может их представить  с помощью собственных депутатов. Так, если демократическое опосредствование интересов преследует связь гражданина и парламента, то сущностной чертой корпоративизма является представительство  функциональных интересов независимо от форм его институциализации (парламентской  либо иной). С помощью функционального  представительства получают выражение  в общегосударственном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными. Таким образом, конституционно признанное политическое представительство дополняется  функциональным, позволяющим мотивированно  заинтересованным группам участвовать  в принятии и реализации управленческих решений на государственном уровне.

В ряде языков получило распространение значение слова «корпоративизм» как крайний лоббизм государственных органов власти со стороны крупного бизнеса за счёт народа.

Корпоративизм происходит от лат. corporatio - объединение, сообщество, система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (главным образом бизнеса и профсоюзов).

Корпоративизм бывает:

государственный (Жесткость, принудительность, разрешительный характер)

либеральный (Добровольность участия, равенство  сторон)

При корпоративном  способе представительства интересов  доступ к власти получает, помимо бюрократии, ограниченный круг могущественных организаций, преимущественно бизнеса и профсоюзов.

Публичная политика вырабатывается во взаимодействии между правящей элитой и корпоративно организованными группами. Такой  тип представительства позволяет  им монополизировать свое влияние в  определенных сферах, но в обмен  на получаемые от государства привилегии они должны следовать установленным  правилам. Тем самым группы интересов  инкорпорированы в механизм принятия государственных решений. Примером политического оформления можно  считать систему государственного управления, которая складывается при  так называемой супер президентской  республике. Здесь наблюдается концентрация власти в руках главы государства  за счет ослабления институтов представительной демократии. Согласование интересов  широких слоев общества в такой  системе компенсируется фаворитизмом, преобладанием аппаратно-бюрократических  методов выражения государственной  воли. Данная система в большей  степени ориентирована на обеспечение  режима личной власти, чем на политическую консолидацию правящих кругов.

В корпоративной  системе проявляются клиентельные зависимости. Почву для них дают договорные отношения личных и коллективных автономно-вертикальных связей, имеющих  форму клиентел (семейственность, фамилизм, плановость). Клиентельные отношения  возникают из-за неравномерного распределения  ресурсов власти, что отличает патерналистские  государства, где государство - “патрон" (опекун) общества. В Европе и России в условиях феодализма клиентела  была социально организованной основой  государственности, пронизывая образ  жизни разных слоев общества. В  новейшее время в условиях слабости политического представительства  на первый план выступает функциональное представительство, место политических партий занимают группы интересов, а  законодательная власть оттесняется  государственной бюрократией. Проявление корпоративных начал при формировании органов государственной власти характеризуется тем, что во властные структуры всех уровней стремятся представители самых различных социальных групп, финансово-экономических и промышленных кругов, социально активных демографических группировок (молодежных, феминистских и прочих), политических партий, общественных движений. Корпоративный натиск особенно заметно проявляется в период выборных кампаний в законодательные органы. Причем активизируются не только группы экономических интересов, но и политических корпоративных интересов, которые представлены партиями и движениями.

Государственное управление нельзя рассматривать лишь как совокупность законодательных  и административных способов преобразования воли граждан и их организаций  в управленческие решения государства. Важно признавать и учитывать  значение государственной администрации, которая представляет реальный социально-политический фактор и при определенных обстоятельствах  может играть самостоятельную, хотя и не гласную роль. Поэтому для  того, чтобы всесторонне выяснить влияние общественных институтов и  механизмов контроля государственной  администрации, работающей на разных уровнях, необходимо понимать логику бюрократии, особенности ее внутренней структуры, ее корпоративные интересы и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2008.

2.Перегудов С.С., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 2009.

3.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2009.

4.Даниил Султанов «Лоббизм: как это делается в России» 2009. 
 

Информация о работе Лоббизм и корпоративизм в государственном управлении