Частное
Образовательное Учреждение
Высшего
Профессионального Образования
«Балтийский
Гуманитарный Институт»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
«Государственное и муниципальное
управление»
Дисциплина
«Государственное регулирование экономики»
Эссе
Вариант
№_2__
Выполнил(а):
студент(ка) _4_ курса
заочного
отделения группы №З-45
Ф.И.О._Баранова
Д.Я.__________
Специальность:__БУАиА_______
___________________________
«_______»__________
2011г.
Проверил:
преп. А.А. Уваров
Отметка
о зачете ____________
Подпись:___________________
«____»________2011г.
Санкт-Петербург
2011
Лоббизм и корпоративизм
в государственном управлении.
В многоликом
обществе существует множество разнообразных
интересов, экономических, социальных,
идеологических, культурных, этнических,
экологических, территориальных, отраслевых,
религиозных, частных, коллективных, личных
и т.д.
Виды
социальных интересов - система представительства
интересов - политическое представительство
- функциональное представительство -
способы представительства интересов
- лоббизм - корпоративизм - группы интересов
– клиентелы.
Лоббизм
(от англ, lobby - кулуары) в принятии государственных
решений в условиях специфики
политической системы общества и
ее институтов вообще и законодательно-представительной
власти - в особенности. Одна из них
- проникновение заинтересованных групп
в партийно-политическую сферу. При
ее слабо развитости, что отражается на
формах и методах политической активности,
группы интересов берут на себя функции
парламентских фракций, а те, в свою очередь,
не упускают случая, чтобы не извлечь из
этого выгоду. Деятельность фракций и
особенно парламентских комитетов подвержена
влиянию лоббистов и прежде всего тех
из них, которые обладают связями и деньгами.
В отличие
от стран с устоявшимися парламентскими
режимами, где парламентарии в
основном обсуждают, дорабатывают, принимают
или отвергают правительственные
законопроекты, в России больше половины
из них инициируется самими законодателями
и только почти пятая часть
исходит от органов исполнительной
власти. Одним из следствий такого
перекоса стало превращение Государственной
Думы и особенно ее комитетов в
объект воздействия могущественных
лоббистов, засилье узкогрупповых,
корпоративных интересов в законотворческом
процессе. Отсюда - серьезные трудности,
с которыми сопряжена выработка
гос. решений, призванных выражать общенациональный
и общегосударственный интерес.
Парламент - единственное место, где
лоббисты легально и открыто отстаивают
корпоративные интересы.
Роль
законодательного лоббирования определяется
тем, что в представительных органах
различного уровня принимаются решения,
имеющие для всех участников государственно-управленческого
процесса стратегическое значение. Законодательное
лоббирование реализуется с помощью
прямых контактов с депутатами, в
ходе чего разрабатываются законопроекты,
угодные определенным кругам; проведения
заказных исследований с целью экспертизы
официально обсуждаемых законопроектов
на предмет их благоприятности для заинтересованных
сторон; участия в парламентских слушаниях,
заседаниях профильных комитетов, экспертных
советов по законопроектам; финансовой
и пропагандистской поддержки их.
Судя по тому, как идут политические процессы
в России, роль основных субъектов лоббистской
деятельности, т.е. заинтересованных групп,
как в близком, так и в отдаленном будущем
останется исключительно высокой и в системе
функционального представительства, и
в партийно-политической сфере. Подобные
тенденции наблюдаются в странах с развитой
рыночной экономикой и зрелыми демократическими
институтами, где организованные интересы
усиливаются.
В российских
условиях развивающейся политико-правовой
системы и несовершенства представительной
власти лоббизм становится одной
из основных форм представительства
интересов. Но при этом находится
вне внимания госорганов, прессы, общественности
и закона. К сожалению, механизм взаимодействия
общества и власти в процессе принятия
политических решений сегодня не
публичен, коррумпирован и хаотичен;
каналы влияния на органы государственной
власти монополизированы сильнейшими
группами давления, а общественные
институты оказываются не в состоянии
донести свои интересы до власть имущих.
Одна из причин подобных аномалий - отсутствие
урегулированных законодательством
отношений между лоббистами и
государственно-властными структурами,
контроля за исполнением законов, соблюдением
этических и нравственных норм в
этой сфере.
Правовое
регулирование лоббизма позволит существенно
снизить уровень криминализации
процесса взаимодействия представителей
различных групп интересов с
представителями власти, обеспечить
гласность и открытость принятия
важнейших решений государства.
Регламентация лоббизма должна осуществляться
законодательным путем. Закон о
лоббистской деятельности должен решать
две взаимосвязанные задачи. Во-первых,
создавать благоприятные условия
для представительства значимых
интересов различных групп населения.
Во-вторых, создавать нормальные условия
для работы депутатов и госслужащих
с учетом ожидаемого возрастания
числа и влиятельности лоббистов.
Политические должностные лица государства,
депутаты и госслужащие являются
объектами лоббистской деятельности.
Они должны выступать арбитрами,
делающими выбор наиболее подходящего
варианта решения из всего множества
предложений, поступающих от лоббистов
чьих-то интересов. Закон о лоббизме должен
поставить преграду злоупотреблениям
в силу сращивания частных и публичных
интересов.
Представительная
функция государственных органов
служит политическому выражению
социальной дифференциации общества по
интересам и сопоставлению связанных
с этим установок. Так, свою представительную
функцию парламент осуществляет
на основе принятой в стране избирательной
системы, от которой во многом зависит
характер парламентского представительства.
Избирательный процесс и рамки
политического представительства -
только часть процесса структурирования
властных отношений. Дело в том, что
коль скоро парламент формируется
по территориальным округам и
партийным спискам, значительное количество
общественных групп, имея социально
значимые интересы, не может их представить
с помощью собственных депутатов.
Так, если демократическое опосредствование
интересов преследует связь гражданина
и парламента, то сущностной чертой
корпоративизма является представительство
функциональных интересов независимо
от форм его институциализации (парламентской
либо иной). С помощью функционального
представительства получают выражение
в общегосударственном масштабе
интересы, которые в ином случае
остались бы невыраженными. Таким образом,
конституционно признанное политическое
представительство дополняется
функциональным, позволяющим мотивированно
заинтересованным группам участвовать
в принятии и реализации управленческих
решений на государственном уровне.
В ряде
языков получило распространение значение
слова «корпоративизм» как крайний лоббизм
государственных органов власти со стороны
крупного бизнеса за счёт народа.
Корпоративизм
происходит от лат. corporatio - объединение,
сообщество, система принятия решений,
при которой публичная политика вырабатывается
посредством взаимодействия между высшими
государственными элитами и ограниченным
кругом влиятельных и могущественных
корпоративных организаций (главным образом
бизнеса и профсоюзов).
Корпоративизм
бывает:
государственный
(Жесткость, принудительность, разрешительный
характер)
либеральный
(Добровольность участия, равенство
сторон)
При корпоративном
способе представительства интересов
доступ к власти получает, помимо бюрократии,
ограниченный круг могущественных организаций,
преимущественно бизнеса и профсоюзов.
Публичная
политика вырабатывается во взаимодействии
между правящей элитой и корпоративно
организованными группами. Такой
тип представительства позволяет
им монополизировать свое влияние в
определенных сферах, но в обмен
на получаемые от государства привилегии
они должны следовать установленным
правилам. Тем самым группы интересов
инкорпорированы в механизм принятия
государственных решений. Примером
политического оформления можно
считать систему государственного
управления, которая складывается при
так называемой супер президентской
республике. Здесь наблюдается концентрация
власти в руках главы государства
за счет ослабления институтов представительной
демократии. Согласование интересов
широких слоев общества в такой
системе компенсируется фаворитизмом,
преобладанием аппаратно-бюрократических
методов выражения государственной
воли. Данная система в большей
степени ориентирована на обеспечение
режима личной власти, чем на политическую
консолидацию правящих кругов.
В корпоративной
системе проявляются клиентельные
зависимости. Почву для них дают
договорные отношения личных и коллективных
автономно-вертикальных связей, имеющих
форму клиентел (семейственность, фамилизм,
плановость). Клиентельные отношения
возникают из-за неравномерного распределения
ресурсов власти, что отличает патерналистские
государства, где государство - “патрон"
(опекун) общества. В Европе и России
в условиях феодализма клиентела
была социально организованной основой
государственности, пронизывая образ
жизни разных слоев общества. В
новейшее время в условиях слабости
политического представительства
на первый план выступает функциональное
представительство, место политических
партий занимают группы интересов, а
законодательная власть оттесняется
государственной бюрократией. Проявление
корпоративных начал при формировании
органов государственной власти характеризуется
тем, что во властные структуры всех уровней
стремятся представители самых различных
социальных групп, финансово-экономических
и промышленных кругов, социально активных
демографических группировок (молодежных,
феминистских и прочих), политических
партий, общественных движений. Корпоративный
натиск особенно заметно проявляется
в период выборных кампаний в законодательные
органы. Причем активизируются не только
группы экономических интересов, но и
политических корпоративных интересов,
которые представлены партиями и движениями.
Государственное
управление нельзя рассматривать лишь
как совокупность законодательных
и административных способов преобразования
воли граждан и их организаций
в управленческие решения государства.
Важно признавать и учитывать
значение государственной администрации,
которая представляет реальный социально-политический
фактор и при определенных обстоятельствах
может играть самостоятельную, хотя
и не гласную роль. Поэтому для
того, чтобы всесторонне выяснить
влияние общественных институтов и
механизмов контроля государственной
администрации, работающей на разных уровнях,
необходимо понимать логику бюрократии,
особенности ее внутренней структуры,
ее корпоративные интересы и т.п.
Список
литературы
1.Малько А.В. Политическая
и правовая жизнь России: актуальные проблемы:
Учебное пособие. – М., 2008.
2.Перегудов С.С.,
Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов
и Российское государство. М., 2009.
3.Политический
процесс: основные аспекты и способы анализа:
Сборник учебных материалов / Под ред.
Мелешкиной Е.Ю. – М., 2009.
4.Даниил Султанов
«Лоббизм: как это делается в России» 2009.