Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 05:48, реферат
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации явилась естественной
реакцией на всю предшествовавшую конституционную практику. Известно, что
конституции советского периода выполняли прежде всего роль политических
документов, пропагандировавших много прекрасных и высокопарных целей, но
совершенно не несущих практической нагрузки. Никто в правовой практике не
придерживался конституционных норм и не чувствовал себя связанными ими.
Разработчики новой Конституции поставили перед собой цель сломать прежние
стереотипы. В целом им это удалось. Но все же при интерпретации
конституционных норм следует учитывать, что Конституция России
разрабатывалась в сжатые сроки и на таком политическом фоне, когда правовая
действительность еще носила отпечаток эпохи.
ВВЕДЕНИЕ...........................
3
1.Гарантии прав человека...................
3
2.Личные (гражданские) права и свободы человека......
5
2.1.Принцип равенства...................
6
2.2.Право на жизнь.......................
7
2.3.Достоинство личности..................
8
2.4.Свобода и личная неприкосновенность..........
9
2.5.Частная жизнь......................
10
2.6.Неприкосновенность жилища...............
13
2.7.Свободы выбора языка и национальной принадлежности.......................
13
2.8.Свобода передвижения .................
14
2.9.Свобода совести и свобода вероисповедания.......
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................
18
Список использованной литературы..............
исключительно усмотрению каждого индивидуума; национальная принадлежность -
часть самоопределения и частной жизни индивидуума, по отношению к которой
государственная власть должна занять позицию нейтралитета.
Свобода выбора языка защищает каждого перед лицом государственных
предписаний, которые запрещают или предписывают использования определенных
языков.
Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав
основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенный в
международно-правовых актах. В условиях федеративных государств и сложного
этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и
малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить. С
одной стороны,
оно позволяет
как гражданину,
как представителю
возможность народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции,
поддерживать национальные обычаи.
2.8. СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Статья 27
1.Каждый, кто законно находиться на территории Российской Федерации, имеет
право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2.Каждый может свободно
Российской
Федерации имеет право
Федерацию.
Субъектом основного права на свободу передвижения является любой человек,
законно находящийся на государственной территории Российской Федерации. Это,
прежде всего, все российские граждане, но, кроме того, и все граждане
иностранных государств, и лица без гражданства, которые въехали в страну
законно и получили действующее разрешение на пребывание.
Право на свободу передвижения и выбора места пребывания признается
международным сообществом и зафиксировано во всех основополагающих
международно-правовых актах о правах человека. Указанное право является
существенным
элементом свободы
профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В
соответствии с международными стандартами Конституция гарантирует это право.
Место жительства – это место постоянного или преимущественного проживания
гражданина. Как известно, действовавшая в советский период система паспортной
прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого
гражданина под гласный надзор государственных органов. В настоящее время в
РФ, как и
в большинстве европейских
по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный
характер. Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место
жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот
факт. Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода
передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений,
необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это
может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий,
где введено чрезвычайное или военное положение.
2.9. СВОБОДА СОВЕСТИ
И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Статья 28
Каждому гарантируется свобода
совести, свобода
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и
иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода
совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в
соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке
и самоконтроле своих поступков и мыслей. В то же время исторически свобода
совести приобрела более узкое понимание — свобода в области религии. Она
стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не
только свободы мысли. Достижение свободы совести — обязательная предпосылка
создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает
защиту гражданина от идеологического господства любых учений как
материалистического, так и идеалистического толка.
Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не
исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять
атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных
гарантий, обеспечивающих это право.
Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии
свободы совести и религии включают:
1) равноправие
граждан независимо от их
ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности,
разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных
и атеистических объединений от государства; 3) светский характер системы
государственного образования; 4) равенство религий, религиозных объединений
перед законом.
Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы
определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность
религиозных объединений. Каждый гражданин может свободно высказывать и
распространять
религиозные взгляды и
другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию,
объединяются в религиозные общества и на основе разработанных уставов
осуществляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь
зарегистрировав свое объединение.
В соответствии
с общепризнанными
совести связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы
государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ
воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них,
вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и
применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону. В уголовно-
правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие
религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под
видом исполнения религиозных обрядов.
Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен быть возвращен их
подлинный первоначальный смысл, состоящий в ограждении индивидуальных
интересов личности, обособлении их от государственного вмешательства и
подавления. Поскольку личные права и свободы выступают в качестве
эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства
извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении
объективно заинтересовано все общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры.
Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических,
социально-психологических, социальных, экономических, международных
отношений. Права человека — высшая ценность и как таковая она является
критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих
сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека
дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов,
гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной
культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание
прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает
его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои
права от каких бы то ни было посягательств.
Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его
правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая
десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают
сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в
предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей
является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться и
на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны. Статья
2 Конституции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье,
к сожалению, еще далек от воплощения. Права человека не заняли достойного
места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические
невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных
переселенцев, нарушение прав военнослужащих, возрастающая безработица и
др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить
достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за
чертой бедности.
Преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не
располагает сегодня ни надежными механизмами защиты прав человека, ни
достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой
ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого человека,
направленные на борьбу против нарушений прав личности, на установление
юридической ответственности за такие действия. А для этого надо обладать
знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной
жизнедеятельности людей и общества в целом.
Права человека призваны оказать воздействие на консолидацию общества,
преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они
консенсуальны и основаны на принципе — "моя свобода не должна наносить ущерба
свободе других". Из этого вытекает и их нравственная природа, основанная на
категориях добра и всеобщего блага. Это еще более повышает ценность прав
человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию
общества, формированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые
преобразования и реформы.
Та тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в нынешней России,
— закономерный результат и ее предшествующего исторического опыта, и тех
ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист
П. И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как
и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в
работе "Восстановление святынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы
потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и
действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется
жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и
среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ".
Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные
силы, нужны воспрянувшие к новому свету души"'.
Знания о правах человека дают представление о важнейшем элементе
современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только
воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как
необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое
общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а
уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада
государственной и общественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Комментарии к Конституции РФ, Москва, издательство БЕК, 1996 г.
3. А.В. Зиновьев,
«Основы Конституционного
Санкт-Петербург, 1996 г.
4. Е.А. Лукашев, «Права человека», учебник для вузов, издательская
группа НОРМА-ИНФРА, Москва, 1999 г.
5. «Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской
Федерации «Права и свободы человека и гражданина», под редакцией К.А.
Экштайна, «Издательство ЭКОМ», Москва, 2000 г.
Информация о работе Личные (гражданские) права и свободы человека