Личность и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

личность - это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Проблема личности и её роль в политике…………………………………..3

2.Государство и личность……………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

политологияWord.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный аграрный университет»

 

 

 

Литвинов А.И.

 

 

 

Контрольная работа по

Политологии

 

Тема: Личность и политика

 

 

Специальность Биолого-технологический  менеджмент

Ведущий преподаватель – 

Студент       курса 4       

Заочной формы обучения                                                                               Литвинов А.И.

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Проблема личности и  её роль в политике…………………………………..3

2.Государство и личность……………………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наряду с политическими  элитами, партиями, социальными и  профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека – в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, -писал Аристотель, - одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства.»

В политологии под личностью  понимается не отдельный индивид, и  не индивидуальность как таковая, а  совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие  личности делает акцент на «социальной  компоненте» в человеке, которую  он развивает, будучи представителем той  или иной общности людей. Поэтому  личность - это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального  статуса, занимаемого личностью. В  тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение  к действительности, что получило название направленности личности.

 

 

 

 

1.Проблема личности  и её роль в политике

Политика Политика [греч. politika - искусство управления государством] - деятельность в сфере отношений  между социальными группами, политическими  партиями, нациями и государствами, связанная с завоеванием, удержанием и организацией политико-государственной  власти. - сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.

Политика имеет много  свойств, проявлений и форм выражения. Богат и разнообразен ее субъектный состав. Она изменчива, подвижна, динамична  и вездесуща. Поэтому выработать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействие между социальными  общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в  рамках определенной территории, определяющих базу экономических, политических и  иных отношений., гражданами и их объединениями  по поводу политической власти, для  улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и  мирового порядка.

Субъекты политики - это  социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные  участвовать в политической жизни, принимать политические решения  и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект  политики - носитель активного, целенаправленного  и обоснованного действия.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций  и т.д. Выражают и защищают эти  интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса - потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном  виде стоят интересы. И по тому, насколько  стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких  народных масс, политики считают народной или антинародной.

Объекты политики - это  те социальные общности, группы, нации  и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в  определенных целях. В демократических  странах существует тенденция сближения  и частичного совпадения субъекта и  объекта политики.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений  между личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь  каждого человека, и падение доверия  к ее официальным представителям, постоянно прибегающим к лжи  и обману народа, не выполняющим  своих обещаний и предвыборных программ, допускающим коррупцию.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики»  относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и  осознанное участие. Однако политология  считает основным субъектом политики социальную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным  и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и  интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической субъективности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и  негативно (насильственно включая  ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне  политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам на только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие  личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой  определяющими доминантами являются  способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных  условий, в которых эти способности  и амбиции могут реализовываться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой  соответствуют текущим политическим запросам.

Внешним выражением степени  политической активности личности служит ее включенность в политическую практику, масштабы участия в ней, количество и значимость ролей, исполняемых  личностью в политической жизни.

В целом политическое влияние  «рядового» гражданина зависит от следующих  факторов общесоциального характера:

а) социального статуса  личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной  зрелости);

б) связи его собственных  интересов с теми или иными  социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности  реализации требований, предъявляемых  к этим ролям;

г) собственных усилий и умений вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политических ориентаций, вероисповедной системы  ценностей.

Отношения между политическими  субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического  курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а  также деятельность по реализации последней  называют политическими отношениями.

Политические отношения  есть разновидность общественных отношений. Однако политические отношения обладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными социальными  общностями, нациями, а также партиями, государствами по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения  в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа.

В-третьих, наиболее остро  они проявляются в борьбе, соперничестве  различных политических сил за использование  государства и государственной  власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений, функционирования политических институтов Институт политический [от лат. institutum - установление, учреждение] - компонент политической жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений граждан, наделенных особыми  полномочиями и выполняющих специальные  общественно-политические функции. Деятельность институтов узаконена и регламентирована нормативными актами..

Политические отношения  не статичны. Они сложны и подвижны, они есть единство объективного и  субъективного, стихийного и сознательного.

Среди участников политических отношений центральное место  занимает личность. Она играет в  политическом процессе Политический процесс - последовательность политических событий, форма развития политической системы, взаимодействие социально-политических структур общества, реальных субъектов  политики. ключевую роль, потому что  всякая политика осуществляется через  людей, посредством людей, во имя  людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он - главная фигура на политической сцене.

 

2.Государство  и личность

Личность как субъект  политических отношений выступает  в качестве носителя политического  сознания Сознание политическое - отражение  политической жизни в форме знаний, оценок, мнений, эмоций, чувств, целостное  духовное образование, складывающееся из знания закономерностей политической жизни (теоретический уровень) и  представлений, настроений, чувств, наблюдений (эмпирический уровень). Познавательная функция сознания политического  тесно связана с регулятивной, с воздействием на поведение субъектов  политики. и политической культуры Культура политическая - составная часть общественной культуры, включающей в себя представления, ценности и нормы, определяющие особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы., а главное - в качестве обладателя политических прав Права человека - система экономических, социальных, политических, юридических гарантий, обеспечивающих гражданские свободы личности. и свобод Свобода политическая - закрепленное законом право, обеспечивающее демократическое, всестороннее и действенное участие гражданина в политическом процессе.. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо запрещенных законом. Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Важной формой участия  граждан в политической жизни  страны является их право вступать в различные партии, общественно-политические организации, участвовать в управлении делами государства. Коллективная форма  проведения политических акций Акция  политическая - действие, направленное на достижение политической цели. - право  граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане формируют  все выборные органы государства, наделяют их властными полномочиями, имеют  право требовать от них отчета в работе. Однако самые широкие  возможности личности активно участвовать  в политической жизни страны открывает  непосредственная (прямая) демократия Демократия [греч. demos - народ + kratos - власть] - народовластие в государстве, политический режим, при котором установлены  и осуществляются на практике способы  и формы участия народа в управлении государством; закрепленные в законах  свободы и равноправие граждан.. Сегодня она используется в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль за деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обернулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях государственного управления.

Информация о работе Личность и политика