МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное образовательное
учреждение
Высшего
профессионального образования
«Алтайский
государственный аграрный университет»
Литвинов А.И.
Контрольная
работа по
Политологии
Тема:
Личность и политика
Специальность Биолого-технологический
менеджмент
Ведущий преподаватель –
Студент
курса 4
Заочной формы обучения Литвинов А.И.
Барнаул 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
1.Проблема личности и
её роль в политике…………………………………..3
2.Государство и личность……………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………13
Введение
Наряду с политическими
элитами, партиями, социальными и
профессиональными группами, организациями
и движениями субъектом политики выступает
личность. Она является исходным, первичным
политическим субъектом, поскольку из
личностей состоят партии, политические
элиты, профессиональные группы, движения,
классы, нации. Наконец, личности являются
гражданами государства и в этом качестве
активно взаимодействуют с властью. Когда-то
Аристотель, определяя сущность человека,
назвал его политическим животным. По
мнению античного философа, сущность человека
– в его политических свойствах. «Один
только человек из всех живых существ,
-писал Аристотель, - одарен речью... Это
свойство людей, отличающее их от всех
остальных существ, ведет к тому, что только
человек способен к чувственному восприятию
таких понятий, как добро и зло, справедливость
и несправедливость и т.п. А совокупность
всего этого и создает основу семьи и государства.»
В политологии под личностью
понимается не отдельный индивид, и
не индивидуальность как таковая, а
совокупность вполне определенных, то
есть повторяющихся, устойчивых, присущих
многим индивидам, качеств Понятие
личности делает акцент на «социальной
компоненте» в человеке, которую
он развивает, будучи представителем той
или иной общности людей. Поэтому
личность - это, прежде всего совокупность
тех социальных ролей, которые ей
«предписывается» выполнять, исходя из
вполне определенного социального
статуса, занимаемого личностью. В
тоже время личность обладает способностью
формировать собственное отношение
к действительности, что получило
название направленности личности.
1.Проблема личности
и её роль в политике
Политика Политика [греч.
politika - искусство управления государством]
- деятельность в сфере отношений
между социальными группами, политическими
партиями, нациями и государствами,
связанная с завоеванием, удержанием
и организацией политико-государственной
власти. - сложное многомерное, многоаспектное
явление и очень емкое понятие.
Политика имеет много
свойств, проявлений и форм выражения.
Богат и разнообразен ее субъектный
состав. Она изменчива, подвижна, динамична
и вездесуща. Поэтому выработать
ее научное определение довольно
сложно. В самом общем виде политика
есть человеческая деятельность, выражающаяся
во взаимодействие между социальными
общностями, классами, нациями, народами,
партиями, государствами Государство
- основной институт политической системы,
осуществляющий управление обществом;
совокупность организаций и учреждений,
реализующих властные функции в
рамках определенной территории, определяющих
базу экономических, политических и
иных отношений., гражданами и их объединениями
по поводу политической власти, для
улучшения условий жизни людей,
обеспечения общественного и
мирового порядка.
Субъекты политики - это
социальные и национальные общности,
организации, учреждения, способные
участвовать в политической жизни,
принимать политические решения
и добиваться их реализации, изменять
общественные отношения в соответствии
со своими интересами и целями. Субъект
политики - носитель активного, целенаправленного
и обоснованного действия.
Движущей силой политики
служат интересы людей, тех или иных
социальных общностей, групп, наций
и т.д. Выражают и защищают эти
интересы партии, общественно-политические
организации, представительные органы
государства. Без интереса политика
мертва. Можно сказать, что в политике
нет вечных врагов и вечных друзей, а есть
вечные интересы. Объективная основа интереса
- потребность, а из всех потребностей
определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными
инициативами, действиями политических
субъектов открыто или в замаскированном
виде стоят интересы. И по тому, насколько
стратегический политический курс страны
выражает коренные интересы широких
народных масс, политики считают народной
или антинародной.
Объекты политики - это
те социальные общности, группы, нации
и народности, граждане и их объединения,
на которые политика воздействует в
определенных целях. В демократических
странах существует тенденция сближения
и частичного совпадения субъекта и
объекта политики.
В последние годы обозначились
две противоречивые тенденции взаимоотношений
между личностью и политикой:
повышение интереса к политике, т.к.
она существенно влияет на жизнь
каждого человека, и падение доверия
к ее официальным представителям,
постоянно прибегающим к лжи
и обману народа, не выполняющим
своих обещаний и предвыборных программ,
допускающим коррупцию.
В связи с этим, возможно
ли говорить о личности как субъекте
политики? Термин «субъект политики»
относится к тому, кто творит политику,
принимает в ней активное и
осознанное участие. Однако политология
считает основным субъектом политики
социальную группу, интересы и способ
функционирования которой и определяют
возможную сферу политической деятельности
личности. В этом плане личность
оказывается вторичным, производным
и служебным субъектом политики,
не столько субъектом совокупности
общественных отношений, сколько непосредственным
субъектом политической практики.
Не профессиональный политик,
а «средний» человек становится
субъектом политики, если он знает,
каковы социальные потребности и
интересы различных социальных групп,
чем обусловлены противоречия между
ними, каковы пути этих противоречий, какова
связь между его собственными потребностями
и интересами и состоянием социальных
возможностей их удовлетворения. Но и
этого недостаточно. Личность как субъект
политики должна ориентироваться в правилах
и механизмах политической «игры» в обществе,
знать, какое она хочет и может занять
место в этой игре. Только при этих условиях
личность становится полноправным субъектом
политики.
Объективные факторы политической
субъективности личности воздействуют
на нее как позитивно (формируя ее
политическую активность), так и
негативно (насильственно включая
ее в политическую жизнь). Личность
может определенное время жить вне
политики, но такая изоляция искусственна:
когда результаты реальной политики
угрожают интересам на только группы
принадлежности, но и самим личным
интересам, личность (а не безличность!)
обязательно включается в политическую
деятельность.
Конкретное участие
личности в политической деятельности
детерминировано двумя факторами:
1) мотивацией, в которой
определяющими доминантами являются
способности и амбиции (притязания)
личности;
2) наличием социальных
условий, в которых эти способности
и амбиции могут реализовываться.
Оказать влияние на политическую
жизнь в тех или иных конкретных
условиях может только такая личность,
способности и характеристики которой
соответствуют текущим политическим
запросам.
Внешним выражением степени
политической активности личности служит
ее включенность в политическую практику,
масштабы участия в ней, количество
и значимость ролей, исполняемых
личностью в политической жизни.
В целом политическое влияние
«рядового» гражданина зависит от следующих
факторов общесоциального характера:
а) социального статуса
личности (классовая принадлежность,
профессия, место в профессиональной
и социальной иерархии, степень жизненной
зрелости);
б) связи его собственных
интересов с теми или иными
социальными противоречиями и конфликтами;
в) объема и социальной
значимости выполняемых социальных
ролей, степени и эффективности
реализации требований, предъявляемых
к этим ролям;
г) собственных усилий
и умений вести политическую деятельность;
д) силы социальных барьеров
и ограничений активности личности
(групповые привилегии, различного
рода цензы: имущественный, образовательный,
национальный, религиозный; груз традиций
и т.д.);
е) политического сознания
и культуры личности, ее политических
ориентаций, вероисповедной системы
ценностей.
Отношения между политическими
субъектами, складывающиеся при разработке
стратегического политического
курса, в ходе предвыборной борьбы за
овладение политической властью, а
также деятельность по реализации последней
называют политическими отношениями.
Политические отношения
есть разновидность общественных отношений.
Однако политические отношения обладают
и определенной спецификой, отличающей
их от других видов общественных отношений.
Во-первых, они возникают,
как правило, между крупными социальными
общностями, нациями, а также партиями,
государствами по поводу политической
власти.
Во-вторых, политические отношения
в обобщенном виде выражают коренные
потребности и интересы социальных
групп, классов, народа.
В-третьих, наиболее остро
они проявляются в борьбе, соперничестве
различных политических сил за использование
государства и государственной
власти в своих целях.
В-четвертых, они представляют
собой форму реализации политических
взглядов и убеждений, функционирования
политических институтов Институт политический
[от лат. institutum - установление, учреждение]
- компонент политической жизни общества,
существующий в виде организаций, учреждений,
объединений граждан, наделенных особыми
полномочиями и выполняющих специальные
общественно-политические функции. Деятельность
институтов узаконена и регламентирована
нормативными актами..
Политические отношения
не статичны. Они сложны и подвижны,
они есть единство объективного и
субъективного, стихийного и сознательного.
Среди участников политических
отношений центральное место
занимает личность. Она играет в
политическом процессе Политический процесс
- последовательность политических событий,
форма развития политической системы,
взаимодействие социально-политических
структур общества, реальных субъектов
политики. ключевую роль, потому что
всякая политика осуществляется через
людей, посредством людей, во имя
людей. Вся система политических
отношений, форм, институтов замыкается
в конечном счете на человеке, ради
него существуют государство, право, власть.
Он - главная фигура на политической
сцене.
2.Государство
и личность
Личность как субъект
политических отношений выступает
в качестве носителя политического
сознания Сознание политическое - отражение
политической жизни в форме знаний,
оценок, мнений, эмоций, чувств, целостное
духовное образование, складывающееся
из знания закономерностей политической
жизни (теоретический уровень) и
представлений, настроений, чувств, наблюдений
(эмпирический уровень). Познавательная
функция сознания политического
тесно связана с регулятивной,
с воздействием на поведение субъектов
политики. и политической культуры
Культура политическая - составная часть
общественной культуры, включающей в себя
представления, ценности и нормы, определяющие
особенности политических институтов
и процессов данного общества, его политической
системы., а главное - в качестве обладателя
политических прав Права человека - система
экономических, социальных, политических,
юридических гарантий, обеспечивающих
гражданские свободы личности. и свобод
Свобода политическая - закрепленное законом
право, обеспечивающее демократическое,
всестороннее и действенное участие гражданина
в политическом процессе.. Так, гражданин
вправе свободно письменно или устно высказывать
любые политические мысли и идеи, кроме
прямо запрещенных законом. Конституция
Российской Федерации запрещает пропаганду
или агитацию, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, а также пропаганду
социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства.
Важной формой участия
граждан в политической жизни
страны является их право вступать
в различные партии, общественно-политические
организации, участвовать в управлении
делами государства. Коллективная форма
проведения политических акций Акция
политическая - действие, направленное
на достижение политической цели. - право
граждан собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование.
Граждане формируют
все выборные органы государства, наделяют
их властными полномочиями, имеют
право требовать от них отчета
в работе. Однако самые широкие
возможности личности активно участвовать
в политической жизни страны открывает
непосредственная (прямая) демократия
Демократия [греч. demos - народ + kratos - власть]
- народовластие в государстве, политический
режим, при котором установлены
и осуществляются на практике способы
и формы участия народа в управлении
государством; закрепленные в законах
свободы и равноправие граждан..
Сегодня она используется в виде референдумов
и выборных кампаний. Но возможности прямой
демократии реализуются крайне недостаточно.
Возьмем, к примеру, народный контроль
за деятельностью государственных и негосударственных
органов, учреждений и организаций. Такой
контроль оказался невостребованным.
Бесконтрольность же обернулась ростом
бюрократизма, невиданным расцветом коррупции,
вседозволенностью и безответственностью
на всех уровнях государственного управления.