Либеральные теории 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории российской общественной мысли, т. к. либерализм - одна из важнейших ее составляющих. Поэтому я считаю, что тема моего реферата представляет интерес не только с точки зрения истории, но и с точки зрения сегодняшнего дня. Опыт российского либерализма XIX века трудно переоценить, ведь многие проблемы, стоявшие перед Россией, существуют и сейчас. Это необходимость реформы судопроизводства, взаимоотношений правоохранительных органов и гражданина, весь комплекс проблем, связанных с обеспечением прав человека

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие либерализма
Глава 2. Зарождение либерализма в России
Глава 3. Либерализм в эпоху Александра I
3.1 Курс реформ Александра I
3.2 Реформы М.М. Сперанского
3.3 Проблемы реформ Александра I
Глава 4. Идейное развитие либерализма в царствование Николая I
4.1 Течения общественной мысли при Николае I
4.2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина
Глава 5. Реформы Александра II
5.1 Состояние либеральной мысли в начале царствования
5.2 Реформы Александра II
5.3 Кризис Российского либерализма.
Глава 6. Контрреформы Александра III
Глава 7.Последние либеральные реформы Российской империи
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

 
3.3. Проблемы реформ Александра I.

      Либеральные сановники и публицисты александровских  времен упорно придерживались одного из основных положений либерализма, а именно, уважения к частной собственности. Это предопределило их осторожное отношение  к проблеме крепостного права. Если поместья являются дворянской собственностью, а крестьяне к этой собственности  прикреплены, рассуждали они, то нельзя даже волей императора в одночасье  отменить один из основных законов империи, а заодно и пошатнуть сам фундамент либерализма.

      Раскол  в либеральном лагере произошел  уже в конце царствования Александра. Тогда стали появляться тайные общества, объединявшие в основном молодых офицеров. По убеждению этих дворян, мирный, эволюционный путь развития России исчерпал себя, и реформы можно осуществить, только обратившись к революционным методам. Переход части дворян на революционные позиции закончился восстанием 14 декабря 1825г. на Сенатской площади. С той поры либеральное движение в России постоянно колебалось: оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров. 
 

Глава 4. Идейное развитие либерализма в царствование Николая I.

4.1. Течения общественной мысли при Николае I.

      Эпоха правления Николая I, начавшаяся со времени восстания декабристов, известна как эпоха реакции, когда  слова «либерализм» и «революция» считались синонимами. Новый император не сомневался, что неограниченное самодержавие есть благо для России. Свой политический идеал он видел в Петре Великом. Николай испытывал огромное недоверие к плодам европейского Просвещения, а революции 1848-1849гг. на Западе укрепили его в этом недоверии, заставляя безжалостно карать замеченных в «вольномыслии» подданных. Но при Николае возвращенный к государственной деятельности Сперанский привел в порядок законодательство империи, а генерал П.Д. Киселев, известный своими либеральными убеждениями, готовил проекты крестьянской реформы.

      Либеральное движение при Николае I не исчерпывалось  деятельностью нескольких сановников. Споры западников и славянофилов стали основным событием интеллектуальной и общественной жизни той поры. В то же время влияние их на политическую жизнь страны было невелико. При всех идейных разногласиях славянофилы и западники близко сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву, требовали свободы слова и печати. Западники были ближе к либералам, чем славянофилы которые европейской демократии и капитализму предпочитали православное самодержавие и крестьянскую общину, видели корни либеральных идей в русской почве и выступали против копирования западных форм общественной жизни.

      Западники не представляли собой единого движения. Одни из них выступали за эволюционный путь развития России, подобно историку Т.Н. Грановскому. Другие, как В.Г. Белинский и А.И. Герцен, видели свой идеал в европейских революциях 1789-1849гг. И все же либеральный заряд западнического направления был достаточно высок. В среде западников вырос крупнейший идеолог российского либерализма Б.Н. Чичерин. Его политико-правовые учения оказывали значительное влияние на развитие либеральных взглядов в России. 

4.2. Либеральные концепции Б.Н. Чичерина.

      Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, восприняв многие идеи российского  западничества, пошел дальше по пути усиления либеральных аспектов их доктрины. В своих работах по вопросам государства  и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость реформ политической жизни в России.

      Чичериным были подготовлены фундаментальное  пятитомное исследование "История  политических учений" (1869—1902 гг.), сочинения "Собственность и государство" в двух томах (1881—1883 гг.), "Курс государственной науки" в трех частях (1894—1898 гг.), "Философия права" (1900 г.). Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).

      Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение  свободы под общим законом, утверждал  Чичерин. Субъективное право — это  законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное  право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий  права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения неразрывно связаны, поскольку свобода  выражена в форме закона, закон  же имеет целью признание и  определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе".

      Необходимым проявлением свободы Чичерин  признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, "самого плохого хозяина, какого только можно придумать". Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан, а само оно, по Чичерину, возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного. Чичерин делает вывод о том, что государство — это «высший союз, который призван сдерживать частные силы и не дозволяет одним покорять себе других... Всякое частное порабощение противоречит государственным началам» .

      Ученый  выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе  противоречит. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству  состояний. Задача права, по учению Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах. Таким образом, в центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами. Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные образы правления. Высшей стадией развития идеи государства он считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству. Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной России, о которых он не раз отзывался критически.

      Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

      "Уличный  либерал, — писал он, — не  хочет знать ничего, кроме собственного  своеволия... Он жадно сторожит  каждое буйство, он хлопает  всякому беззаконию, ибо само  слово закон ему ненавистно...

...Отличительная  черта уличного либерала та, что  он всех своих противников  считает подлецами. ...Тут стараются  не доказать, а отделать, уязвить  или оплевать".

      Второй  вид либерализма, по Чичерину, —  оппозиционный, в котором нет  требования позитивных действий, а  присутствует только "наслаждение  самим блеском оппозиционного положения". "Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто отрицательной  стороны. Отменить, разрушить, уничтожить — вот вся его система", —  писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, — "освобождение от всяких законов, от всяких стеснений". С помощью нескольких категорий-ярлыков  этот вид либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. " Кроме того, "постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным”.

      Позитивный  смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, понимая условия власти, не становясь  к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную  независимость. Власть и свобода  нераздельны так же, как нераздельны  свобода и нравственный закон. Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, в примирении начала свободы с началом власти и закона.

      В своих работах по вопросам государства  и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость реформ политической жизни в России. В 1882—1883 гг. он исполнял обязанности Московского городского головы, участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании 16 мая 1883 г. был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от государственной деятельности. 

Глава 5. Реформы Александра II.

5.1. Состояние либеральной мысли в начале царствования.

      Период  выхода российского либерализма  из «подполья» начался в царствование императора Александра II. Именно в этот период окончательно формируются три  основные группы российских либералов:

  • Либеральные представители чиновничества, стремившиеся использовать силу монархии для проведения постепенных реформ.
  • Различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней.
  • Часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

      Во  второй половине XIX в. росту либеральных  тенденций способствовал целый  ряд объективных причин. Важнейшей  из них было влияние последствий  французской революции 1848 года, значительно  ожививших атаки леворадикальных  сил России на правительство, открыто  призывавших к насильственному  захвату власти и революционному переустройству общества "снизу". "К концу царствования Николая I, - писал Чернышевский в письме к  Герцену, - все люди, искренне и глубоко  любящие Россию, пришли к убеждению, что только силой можно вырвать  у царской власти человеческие права для народа, что только те права прочны, которые завоеваны, и что то, что легко дается, легко и отнимается”.

      Другой  важной причиной, повлиявшей на рост либерализма, была бесславная Крымская война (1853—1855 гг.), которая показала отсталость и  слабость государственно-крепостнического строя России перед капиталистически развивающимися странами, и как следствие, подрыв внутренних сил и недовольство, охватившее все слои общества, к  тому же полная изоляция России на международной  арене.

      Важным  обстоятельством было вступление после  смерти Николая I (1855г.), на престол его преемника Александра II, что означало конец деспотического режима и наступление новой эпохи — "эпохи великих реформ", необходимость которых одинаково чувствовали и желали правительство и общество. Эти и другие обстоятельства подталкивали правительство и царя к либерализации всего общественного строя.

 
5.2. Реформы Александра II.

      «Наверху» либеральные тенденции в 60-80 гг. XIX века поддерживались великим князем Константином Николаевичем и великой  княгиней Еленой Павловной, председателем  государственного совета Д.Н. Блудовым. министром внутренних дел С.С. Ланским, приближенным императора А.Я. Ростовцевым, военным министром Д.А. Милютиным и другими. Список этот будет, конечно, неполон, если не упомянуть самого Александра II Освободителя. Первые решительные шаги к либеральным реформам "сверху" сделал сам император, когда в Манифесте о заключении Парижского мира (по случаю окончания Крымской войны 19 марта 1856 г.) определил четыре направления будущего обновления России: совершенствование ее внутреннего благоустройства; утверждение правды и милости в судопроизводстве; создание условий для развития просвещения и всякой полезной деятельности; покровительство каждому под сенью законов, для всех равно справедливых.

      Позднее, в беседе с дворянскими депутатами в Москве, обсуждая проблему отмены крепостного права и освобождения крестьян, Александр II высказал мысль о том, что "со временем это должно случиться... гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу".

      Лев Толстой писал: «… кто не жил в  пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое жизнь». Словом «оттепель» назвал Ф.И. Тютчев новую политику Александра II. Император распорядился закрыть строгий Бутурлинский цензурный комитет, восемь лет стеснявший издателей всевозможными запретами. По повелению Александра отменили ограничение числа студентов в университетах. Был разрешен выезд российских подданных за границу. Были отправлены в отставку могущественные сановники николаевской эпохи: министр внутренних дел Д.Г. Бибиков, министр иностранных дел К.В. Нессельроде, военный министр В.А. Долгоруков, главноуправляющий путей сообщения П.А. Клеймнихель, управляющий Третьим Отделением Л.В. Дубельт и другие.

      В ответ на упреки в этом шаге Александр  наигранно простодушно отвечал, что его отец «был гений, и ему  нужны были лишь усердные исполнители, а я не гений … мне нужны  умные советники». Император Александр Николаевич стал инициатором не только отмены крепостного права, но и многих других реформ: судебной, земской, военной, которые буквально подталкивали страну к конституции.

      Результатом судебной реформы стало создание новой системы судов и законодательства. В основу судопроизводства был положен  принцип независимости судей  от администрации. Они назначались  царем или сенатом пожизненно, смещение их допускалось только по собственному желанию или по решению  суда. Судебные процессы становились  гласными, публичными и состязательными. Вводился институт адвокатов, учреждался суд присяжных заседателей. Решение  спорного вопроса зависело теперь не от должностного лица, а от толкования закона посредством публичной судебной процедуры.

Информация о работе Либеральные теории 19 века