Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:28, доклад
Либеральное движение в послереформенной России не стало серьезной самостоятельной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли.
Либеральное движение в послереформенной
России не стало серьезной самостоятельной
силой. Тому были свои причины. «Великие
реформы» были начаты и проведены под
влиянием тех идей, которые либералы отстаивали
с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный
и бессословный суд, свобода книгопечатания
и др.). Критиковать правительство или
требовать от него немедленного принятия
конституции и представительного правления
они и не хотели, и не могли. Их голос либо
сливался с голосом власти, либо просто
не был слышен. Положение изменилось лишь
в 70-е гг., когда активизировалось земское
движение. Земские деятели предлагали
царю расширить права местного самоуправления,
дать основные гражданские права, сделать
«силу мнения» реальной опорой «силы власти».
Крупнейшими представителями русского
пореформенного либерализма были славянофилы
- в основном мыслители и публицисты (А.С.
Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские. И.С. и К.С.
Аксаковы, Н.Я. Данилевский) идеализировали
допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности,
которую они усматривали в крестьянской
общине, чуждой социальной вражды, и в
православии. Эти черты, по их мнению, должны
были обеспечить мирный путь общественных
преобразований в стране. Россия должна
была вернуться к Земским соборам, но без
крепостного права.
Западники - преимущественно историки и литераторы
(И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский,С.М. Соловьев,
К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, М.Н. Катков) были
сторонниками европейского пути развития
и выступали за мирный переход к парламентскому
строю.
Однако в главном позиции славянофилов
и западников совпадали: они выступали
за проведение политических и социальных
реформ сверху, против революций.
Грановский Тимофей Николаевич
(1813-1855) - известный историк, общественный
деятель, профессор всеобщей истории
в Московском университете, весьма
популярный в передовых кругах русского
общества. Учился за границей (преимущественно
в Германии). Блестящий оратор. Сторонник
идеи общности развития России и Западной
Европы, первый, кто прочел в России
публичный курс лекций по западноевропейскому
средневековью. Поборник просвещения,
либеральный интеллигент-
Тимофей Николаевич принадлежал к кругу западников, активно выступал против реакционной идеологии, полемизировал со славянофилами, подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости. Прогресс понимал идеалистически, выражение его видел прежде всего в развитии идей, в распространении просвещения, в "нравственном совершенствовании людей". Уже в первых курсах, пользуясь материалами истории прошлого, Грановский выступил с кафедры университета против насилия над крепостным крестьянством, против деспотизма. Принимая диалектику Гегеля, в то же время отвергал некоторые реакционные черты его философской системы; выступал против национализма, расизма: вопреки Гегелю, подчёркивал историческую роль славянства, необходимость изучения жизни народов Востока.
Грановский внимательно
изучал конституционные формы
Грановский оказал большое влияние на развитие русской исторической науки.
Информация о работе Либеральное движение в послереформенной России