Либерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Как ясно уже из самого названия, основная идея либерализма — это осуществление свободы личности. А основной метод действия либерализма — это не столько творческая деятельность, сколько устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию. Именно в таком методе и кроются причины некоторой (по сравнению с другими программами) трудности, с которой либерализм завоевывает себе сторонников.

Содержание

1. Введение________________________________________________________ 3
2. Понятие либерализма_____________________________________________ 4
3. Формы либерализма______________________________________________ 7
4. Как применяются либеральные принципы в общественной жизни_______ 10
5. Заключение_____________________________________________________ 12
6. Список литературы______________________________________________ 13

Работа содержит 1 файл

к.р. по истории эк-их учений.docx

— 31.22 Кб (Скачать)
 

    Содержание 

  1. Введение________________________________________________________ 3
  2. Понятие либерализма_____________________________________________ 4
  3. Формы либерализма______________________________________________ 7
  4. Как применяются либеральные принципы в общественной жизни_______ 10
  5. Заключение_____________________________________________________ 12
  6. Список литературы______________________________________________ 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       

  Введение.

          Эта тема является актуальной и необходимой для изучения, потому что либерализм сыграл большую роль и в дальнейшем развитии Росси и внес свой вклад. В истории России либерализм оставил большой «отпечаток», о котором говорят сегодня, о чем я и хочу рассказать вам.

    Как ясно уже из самого названия, основная идея либерализма — это осуществление  свободы личности. А основной метод  действия либерализма — это не столько творческая деятельность, сколько  устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы  или мешает ее развитию. Именно в  таком методе и кроются причины  некоторой (по сравнению с другими  программами) трудности, с которой  либерализм завоевывает себе сторонников.

    Он  не привлекает людей, которых на современном  языке метко называют активистами, но которые, несомненно, представляют собою психологический тип, появляющийся всегда и во все эпохи, хотя может  быть не в таком количестве, как  сейчас.

    Хотя  суть либерализма в России была совершенно тождественна с сутью западного  либерализма, и он и в России должен был преодолеть абсолютистское и  бюрократическое полицейское государство  и прийти ему на смену, все же необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что  у русского либерализма не было этих важнейших исторических корней. И  идеологически и практически  русский либерализм в общем был  склонен к тому, чтобы получать и перенимать от других, извне. А  к этому надо еще добавить, что  русский образец полицейского государства, воплощенный в крепостничестве, еще более резко противоречил принципам либерализма, чем западноевропейское полицейское государство, в области, как политического, так и общественного  устройства государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1.Понятие либерализма.

    Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также  идеология, которая исходит из положения  о том, что индивидуальные свободы  человека являются правовым базисом  общества и экономического порядка.

    Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным  обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и  церкви, верховенством права, частной  собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника  познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и  собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную  рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной  власти. Функция государственной  власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому  обществу, основанном на плюрализме и  демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства  и отдельных граждан. 

    В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр. libéralisme) и означало «вольнодумство». Негативный оттенок до сих пор  сохранился в значении «излишняя  терпимость, вредная снисходительность, попустительство» («Новый словарь русского языка» под ред. Т. Ф. Ефремова). В  английском языке слово liberalism также  изначально имело негативный оттенок, но утратило его.

    Изначально  либерализм исходил из того, что  все права должны быть в руках  у физических и юридических лиц, а государство должно существовать исключительно для защиты этих прав (классический либерализм). Современный  либерализм значительно расширил рамки  классической трактовки и включает в себя множество течений, между  которыми имеются глубокие противоречия и порой возникают конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком ключевом документе, как  «Всеобщая декларация прав человека».

    Традиционная  концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и  вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек  должен располагать свободой для  определения своей собственной  судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Общество – совокупность индивидов, а исходные и конечные ценности общества совпадают с ценностями индивидов, которые его составляют.

    Либерализм  в сегодняшнем понимании зародился  в 18-ом веке, в рамках общих политических и экономических идей накануне французской  революции. Испанский философ Ортега-и-Гассет  подчеркивает, что нельзя забывать того обстоятельства, что либерализм начал свое существование с провозглашения одной единственной частной свободы, а именно торговой свободы. С этого  момента и началась экспансия  капитализма, который увидел перед  собой безграничные рынки, на которых  он мог распространять практически  безгранично свою продукцию. При  такой практической безграничности рынков и продукции, не было никаких  препятствий для того. чтобы и  свобода, главным образом торговая и промышленная, оперировала полностью  и безгранично. Но, в наши дни, "наша планета перестала быть бесконечной", говорит Ортега, предвосхищая позднейших эколог истое, и тут-то эта безграничная торговая и промышленная свобода  столкнулась впервые с материальными  ограничениями. (Выше цит.труд. стр. 114).Эта  идея о безгранично расширяющейся  торговле была тесно связана с  идеей прогресса, тоже уходящего  в бесконечную даль, только не в  пространстве, как торговая свобода, а во времени. Обе эти идеи оказались  фальшивыми, что стало очевидно, когда выявилась их абсурдность.

    Совершенно  другой смысл слово «либерализм» приобрело в 20 в., особенно в США. Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами: и те и другие выступают за систему  представительного правления, практически  всеобщее право на участие в голосовании  для взрослого населения и  обеспечение гражданских свобод. Однако в любом конкретном случае, когда необходимо выбирать между  централизацией и децентрализацией политической ответственности, либералы 19 в. стали бы поддерживать местное  самоуправление в противовес органам  власти в центре. Либералы 20 в. обычно поддерживают принятие решений центральной  властью, обосновывая это главным  образом тем, что таким образом  можно сделать значительно больше «добра для народа».

      Различия между либерализмом 19 в. и либерализмом 20 в. принимает значительно более резкие формы в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность. Либералы 19 в. считали, что для достижения «индивидуалистических» целей требуются «индивидуалистические» же средства; либералы 20 в. иногда предлагают для достижения индивидуалистических целей средства, имеющие вполне «коллективистский» характер. Кроме того, изменилось и понимание «индивидуалистических целей», теперь они главным образом сводятся к достижению благосостояния.

     Либерализм  сегодня. Во времена Адама Смита  и Рикардо либерализм относился  к числу радикальных движений, поскольку предлагал перейти  от государственного вмешательства  в дела общества к принципам свободы  индивидуальной деятельности. Новый  либерализм в середине 19 в. также  носил радикальный характер, предлагая  перейти к усилению ответственности  государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. 2.Формы либерализма.

    Для определённости с терминологией, в  данной статье «политический либерализм»  означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма; «экономический либерализм» — за частную собственность и против государственного регулирования; «культурный  либерализм» — за личную свободу  и против ограничений на неё из соображений патриотизма или  религии; «социальный либерализм»  — за равенство возможностей и  против экономической эксплуатации. Современный либерализм в большинстве  развитых стран представляет собой  смесь всех этих форм. В странах  третьего мира на первый план часто  выходит «либерализм третьего поколения» — движение за здоровую среду обитания и против колониализма.

    Политический  либерализм

 Политический  либерализм — убеждение, что  отдельные личности являются  основой закона и общества  и что общественные институты  существуют для того, чтобы способствовать  наделению индивидуумов реальной  властью, без заискивания перед  элитами. Это убеждение в политической  философии и политологии называется  «методологический индивидуализм». В основе лежит представление,  что каждый человек лучше всего  знает, что для него лучше.  Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического  документа, в котором некоторые  индивидуальные права распространяются  дальше, чем прерогатива монарха.  Ключевым моментом является общественный  договор, согласно которому законы  издаются с согласия общества  для его блага и защиты общественных  норм, и каждый гражданин подчиняется  этим законам. Особый акцент  делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит  из того, что государство обладает  достаточной силой для его  обеспечения. Современный политический  либерализм также включает в  себя условие всеобщего избирательного  права, независимо от пола, расы  или имущественного положения;  наиболее предпочтительной системой  считается либеральная демократия.

Экономический либерализм

Экономический или классический либерализм выступает  за индивидуальные права на собственность  и свободу контракта. Девизом  этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в  экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических  барьеров для торговли. Экономические  либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном  регулировании. Некоторые из них  готовы допустить правительственный  надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация  рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. (См. также неолиберализм, либерализация).

Культурный либерализм

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как  сексуальная, религиозная, академическая  свобода, защита от вмешательства государства  в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная  цель, которая служит оправданием  для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, — это  самозащита. Проявлять власть над  членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью  предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени  возражает против государственного регулирования таких областей как  литература и искусство, а также  таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных  средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим  уровнем культурного либерализма, что впрочем, не мешает провозглашать  в стране и политику мультикультурализма.

Информация о работе Либерализм