Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 19:51, курсовая работа
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
1.Легитимность и легальность 2
2.Три типа легитимности по Веберу. 3
3.Диффузная и специфическая легитимности. 4
4. Типы легитимности по Ж. Л. Шабо 5
5.Уровни легитимности 6
6.Механизмы легитимизации власти 6
7. Легитимность политической власти в СССР 8
8. Легитимность политической власти в современной России 10
9.Список использованной литературы 15
Оглавление
1.Легитимность и легальность 2
2.Три типа легитимности по Веберу. 3
3.Диффузная и специфическая легитимности. 4
4. Типы легитимности по Ж. Л. Шабо 5
5.Уровни легитимности 6
6.Механизмы легитимизации власти 6
7. Легитимность политической власти в СССР 8
8. Легитимность политической власти в современной России 10
9.Список
использованной литературы 15
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и ох-лократии.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология
легитимности, пользующаяся широким познанием,
введена Марксом Вебером, который выделил
три основных принципа: традиция, харизма,
легальность. Речь идет об идеальных типах,
не существующих в «чистом виде». В конкретных
политических системах эти три типа переплетаются
при преобладании одного из них.
Традиционное господство.
Этот тип государства обусловлен традициями,
нравами, привычкой к определенному поведению
и основан на вере не только в законность,
но даже в священность издревле существующих
порядков и властей. Освященные обычаем
нормы (авторитет «вечно вчерашнего»)
выступают как основа отношений господства
и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются
как нерушимые, и неподчинение им ведет
к применению установленных обществом
санкций. В традиционном обществе М Вебер
выделял различные виды: геронтократическое
(власть старейшин), патриархальное(власть
вождя племени), патримониальное (власть
монарха) и султанизм как разновидность
последнего.
Харизматическое господство. Харизма- (греч.charisma-божественный дар)- экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Харизматическое
господство возникает главным
образом в условиях социально-
Легальное господство. Легальное (рационально-бюракротическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное
господство возникает в
В
условиях легального
Доминирование
того или иного типа
В отличие от социологического подхода М.Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем.
Д. Истон и его последователи утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д.Истону провести различие в типах поддержки как объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую легитимность.
Диффузная легитимность, согласно Д.Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идеям и принципам политической власти, независимо от ее деятельности.
Специфическая легитимность
Добавим,
что в 80-е гг. в политической
науке наряду с диффузной и
специфической легитимностью
В
современной политологической
Демократическая
легитимность- это перенос на
все общество механизма
Технократическая
легитимность связана с
Кроме того, согласно Ж.Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая легитимность) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая легитимность).