Легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Содержание

1.Легитимность и легальность 2

2.Три типа легитимности по Веберу. 3

3.Диффузная и специфическая легитимности. 4

4. Типы легитимности по Ж. Л. Шабо 5

5.Уровни легитимности 6

6.Механизмы легитимизации власти 6

7. Легитимность политической власти в СССР 8

8. Легитимность политической власти в современной России 10

9.Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

легитимность власти.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Оглавление

    1.Легитимность и легальность 2

    2.Три типа легитимности по Веберу. 3

    3.Диффузная и специфическая легитимности. 4

    4. Типы легитимности по Ж. Л. Шабо 5

    5.Уровни легитимности 6

    6.Механизмы легитимизации власти 6

    7. Легитимность политической власти в СССР 8

    8. Легитимность политической власти в современной России 10

    9.Список использованной литературы 15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.Легитимность  и легальность

  Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и ох-лократии.

  Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

  В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

  Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

  Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

  Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

  Типология легитимности, пользующаяся широким познанием, введена Марксом Вебером, который выделил три основных принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них. 

2.Три  типа легитимности  по Веберу.

  Традиционное господство. Этот тип государства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное(власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего. 

  Харизматическое господство. Харизма- (греч.charisma-божественный дар)- экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

  Харизматическое  господство возникает главным  образом в условиях социально-политического  кризиса. Он способствует появлению  вождей, идущих навстречу духовным  потребностям масс, которые приписывают  вождям необыкновенные свойства. Вождь- харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботится о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для подержания харизмы необходимы регулярные «великие»деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушаетсяи основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».

  Легальное господство. Легальное (рационально-бюракротическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

 Легальное  господство возникает в условиях  формирования рыночной экономики  и воплощается в правовом государстве.  Основными чертами этого типа  господства являются: установление  норм права и подчинение им  каждого человека; применение норм  и права в управлении; господство  в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники-бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер  сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1)лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2)имеют устойчивую служебную иерархию; 3)имеют твердо определенную компетенцию; 4)работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5)работают в соответствии со специальной квалификацией; 6)вознаграждаются постоянными денежными окладами; 70) рассматривают свою службу как единственную и главную профессию; 8)предвидят свою карьеру; 9)работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю. 

  В  условиях легального господства  всегда существует опасность  превращения бюрократии из служанки  общества в замкнутую касту,  стоящую над ним. Способы ограничения  бюрократии: регулярная ротация  (пропорциональная замена через  определенный срок) квалифицированных  кадров управленческого аппарата  и контроль за ними со стороны политических институтов.

  Доминирование  того или иного типа легитимности  связано с типом существующего  режима. Так, харизматическая власть  характерна для авторитарных  систем, тогда как в условиях  демократии политическая жизнь  определяется господством закона. 

3.Диффузная и специфическая легитимности.

  В отличие от социологического подхода М.Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем.

  Д.  Истон и его последователи утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д.Истону провести различие в типах поддержки как объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую легитимность.

   Диффузная легитимность, согласно  Д.Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идеям и принципам политической власти, независимо от ее деятельности.

   Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ориентиравана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.

  Добавим,  что в 80-е гг. в политической  науке наряду с диффузной и  специфической легитимностью были  выделены смешанные  типы поддержки:  диффузно-специфическая и специфически-диффузная,  с помощью которых можно точнее  измерить легитимность власти, политического  режима или его отдельного  института. 

4. Типы легитимности  по Ж. Л. Шабо

  В  современной политологической литературе  существуют и иные подходы  к типологии легитимности. Французский  политолог Ж.Л. Шабо, подчеркивая,  что в структуре властных отношений  есть два главных актора (участника)- управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется прежде всего относительно них. Таким образом, она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность).

  Демократическая  легитимность- это перенос на  все общество механизма принятия  решения индивидом: выражение  свободной воли, но в том смысле, что данная коллективная свободная  воля проистекает от индивидуального  проявления свободного суждения. В политической практике для  операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм- мажотарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально- как для выбора представителей народа, так и для голосования законов или принятия решений в рамках коллегиальных исполнительных структур. Однако, в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали утверждению авторитаризма и тоталитаризма. Так было в Германии 1933г., когда Гитлер пришел к власти вполне законным путем; так было во Франции, где вишистский режим вышел из легального парламента, палата депутатов которого была выбрана весомым большинством голосов французов.

  Технократическая  легитимность связана с умением  властвовать, а последнее обусловлено  двумя параметрами: способами  доступа к власти и содержанием  процесса ее осуществления. На  начальных этапах истории человеческого  общества, когда сила была преимущественным  способом достижения власти, владение  оружием, армиями и людьми ценилось  выше всего. В современных условиях  таким преимущественным способом  называют знания. Однако и этот  тип легитимности может иметь  свои «извращения», когда к власти  приходит «компетентная элита,  культивирующая вкус к тайне  и веру в свое превосходство».

 Кроме  того, согласно Ж.Л. Шабо, политическая  власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая легитимность) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая легитимность).

Информация о работе Легитимность власти