Легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Работа содержит 1 файл

Легитимность власти.docx

— 23.64 Кб (Скачать)

Легитимность  власти

      

     Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние  власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления  в определенной мере совпадающие.

       Легитимность означает согласие  народа с властью, когда он  добровольно признает ее право  принимать решения, которые должны  выполняться. Чем ниже уровень  легитимности, тем чаще власть  будет опираться на силовое  принуждение.

       От легитимности следует отличать  легальность власти. Это юридическое  понятие, означающее соответствие  власти действующему позитивному  праву. Например, власть президента  легальна, т.к. он избран в соответствии  с законом и в осуществлении  своих полномочий опирается на  закон. Между легитимностью и  легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться  населением как справедливые, наконец,  законно избранная власть в  случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса,  приведшего к резкому падению  уровня жизни, может утратить  доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается  процесс делегитимации власти.

       Идеальной легитимности (уровень  100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся  к власти апатично. Наконец, в  демократическом обществе существует  оппозиция официальной власти. Следовательно,  любая власть должна подтверждать  свой авторитет, доказывать населению,  что именно она в наибольшей  степени соответствует его интересам.

       Легитимация - это способ или  процесс, посредством которого  власть получает оправдание.

       Немецкий политолог и социолог  М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников: традиционная власть, харизматическая власть, легальная власть. 

Традиционная  власть 

            Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда  установленный порядок. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай) для средневековой Европы. Традиционная легитимное присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

     Виды  традиционной власти:

геронтократия (власть старейшин);

патриархальная (власть племенных вождей);

патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами);

султанизм, где традицией является использование  насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии);

власть  суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую  эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести  и др.

     Харизматическая власть 

         Харизматическая легитимность (с  греч. charisme - божественная благодать)  основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются  сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао Цзэдун, Де Голля, Гитлера, Троцкого, Рузвельта, Черчилля. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

       Харизматический тип властвования развивается в  условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

       В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

       Разновидностью  харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе в главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

       Подобной  властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы  харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине  и др. 

Легальная власть (рационально-правовая легитимность) 

       Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.

       Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

       В период радикальных социально-экономических  изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытает утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать из двух последних.

       Практика  показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путями. В обществе формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.

       Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

       Возможно  также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

       Веберовская типология получила  всеобщее признание, хотя ряд  ученых дополняет ее другими  типами легитимности. Американский  политолог Д. Истон выделил  идеологическую легитимность, которая  опирается на убежденность индивидов  в правильность тех идеологических  ценностей, которые провозглашены  властью (это наиболее эффективный  тип легитимности); структурную легитимность, вытекающую из доверия населения  к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную  легитимность имеющую своим источником  веру граждан в компетентность  лидера, его способность должным  образом использовать власть  и др. Французский политолог Ж.  Л. Шабо говорит о возможности  демократической (опирается на  волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать)  и онтологической (соответствие  власти универсальным принципам  человеческого и социального  бытия) легитимности.

       В реальной практике разные  типы легитимности могут взаимно  дополнять друг друга. Наибольшим  потенциалом легитимности обладают  демократические режимы, в которых  дополнительными источниками легитимности  власти экономическая и социальная  эффективность режима, выражающаяся  в высоком уровне жизни населения.  Диктаторские режимы, построенные  на принуждении, стремятся заручиться  легитимностью. Так, тоталитарные  режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую  и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических  мифов и пропаганды были созданы  культы вождей.

       Предпосылки поддержания легитимности  власти:

      1. Совершенствование законодательства  и государственного управления  в соответствии с новыми требованиями.

      2. Создание такой политической  системы, легитимность которой  основана на традициях населения,  и потому не только более  стабильна, но и косвенно влияет  на поведение граждан.

      3. Личные харизматические черты  политического лидера.

      4. Успешное осуществление государственной  политики, поддержание законности  и правопорядка.

Информация о работе Легитимность власти