Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 01:21, доклад
Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть - абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо - боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Введение
1.Понятие легитимности власти
2.Типы легитимности
3.Источники легитимности, причины делегитимизации
Вывод
Список используемой литературы
Легитимность
власти
12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие легитимности
власти……………………………………..5
2.Типы легитимности……………………………
3.Источники легитимности,
причины делегитимизации…………..9
Вывод…………………………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………….13
Введение
Понятие "власть"
относится к числу широко употребляемых:
"власть родителей",
"власть семьи", "власть привычки",
"власть чувств", "власть
предрассудков", "власть разума",
"власть старших", "власть
денег", "власть религии", "власть
идеологии", "судебная власть",
"власть мафии", "партийная власть"
и т. д. При всей разнородности и неоднозначности
этих понятий можно, однако, отметить одну
объединяющую их характеристику, все они
отражают отношения, в которых воля и действия
одних господствуют над волей и действиями
других.
Власть выступает
главным объектом вожделений и взаимодействий
групп, общностей, организаций. Но власть
оказывается наиболее таинственным
явлением в политике, природу которого
выявить непросто. В самом деле, что
такое власть - абстракция, символ или
реальное действие? Ведь можно говорить
о власти человека, организации, общества,
но одновременно и о власти идей, слов,
законов. Что заставляет человека, общество
подчиняться кому-либо или чему-либо -
боязнь насилия или желание повиноваться?
При всей своей таинственности и неопределенности
власть никого не оставляла равнодушным
к себе: ею восхищались и ее проклинали,
ее возвышали до небес и «втаптывали в
грязь».
Одной из наиболее
содержательных классификаций власти
является, ее деление в соответствии «ресурсами,
на которые она опирается, а именно, на
экономическую, социальную, политическую,
духовно-информационную
Экономическая
власть-это контроль над экономическими
ресурсами, собственность на различного
рода материальные ценности.
Социальная власть
- это распределение положения
социальной структуре, статутов, должностей
и привилегий.
Политическая
власть - всякая организованная воля -
одной группы людей по отношению
к другой, которая осуществляет подчинение
во имя общих целей.
Политическая
власть- способность социальной единицы
(социальной группы, класса, большинства
общества) и представляющих её организаций
и индивидов проводить свою волю
по отношению к другим социальным
единицам; осуществлять общие интересы
данной социальной единицы насильственными
или ненасильственными средствами.
Характеризуется
рядом признаков:
1) легитимностью
в использовании силы в
2) верховенством,
обязательностью решений для
всякой иной власти;
3) публичностью,
т. е. всеобщностью и
4) моноцентричностью,
т. е. наличием единого центра
принятия решений (в отличие, например,
от власти экономической);
5) многообразием
ресурсов. Воспроизводству отношений
политической власти
1. Легитимность
власти
Базовым элементом
существования и
Понятие легитимности
(от лат. legitimus - законный). означает признание
власти обществом, обоснованность и
необходимость данной власти и её
носителей. В узком смысле понятие
легитимности характеризует законность
власти.
Легитимность
может проявляться, например, как
в добровольном принятии большинством
конкретной формы правления, власти
того или иного класса, так и
в борьбе за господство определенных
политических сил
Итак, признание
обществом законности, правомерности
официальной власти - это фундаментальная
ее характеристика. Сразу надо сказать,
что речь идет об общественном признании
власти, о доверии и поддержке, которые
оказывают ей общество, народ, а не о правовом,
юридическом закреплении политической
власти в соответствующих государственных
документах. Получить юридическую, правовую
законность тем, кто взял в свои руки власть,
несложно. Поэтому и цена такого формального
признания власти не столь велика в сравнении
с признанием политической власти народом,
т.е. легитимностыо политической власти.
Соответственно, следует различать понятия
"легитимность власти" (общественное
признание ее законности) и "легальность
власти" (правовое, формальное ее закрепление).
2. Типы легитимности
Понятие "легитимность
власти" впервые было введено крупным
немецким политологом Максом Вебером.
Он же показал, что легитимация (обретение
властью законности) не есть во всех случаях
однотипный процесс, имеющий одни и те
же корни, одно основание. Легитимная власть
характеризуется обычно как правомерная
и справедливая. Легитимность связана
с верой подавляющего большинства населения,
что существующий порядок является наилучшим
для данной страны.
М. Вебер выделил
три способа достижения легитимности,
отражающих особенности мотивов
подчинения.
Традиционная легитимность.
Она возникает благодаря обычаям, привычке
повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издавна существующих порядков.
Традиционное господство присуще монархиям.
Подавляющая тяжесть традиций приводит
к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят
отношения власти и подчинения на протяжении
многих поколений. По своей мотивации
традиционная легитимность во многом
схожа с отношениями в патриархальной
семье, основанными на беспрекословном
повиновении старшим и на личном, неофициальном
характере взаимоотношений. Власть традиции
такова, что когда лидеры нарушают ее,
они могут потерять легитимность в глазах
масс. В этом смысле власти элиты жестко
ограничена той же традицией, которая
придает ей легитимность. Традиционная
легитимность отличается прочностью.
Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности
демократии полезно сохранение наследственного
монарха , подкрепляющего авторитет государства
многовековыми традициями почитания власти.
Легальная или
рационально-правовая легитимность. Она
основывается на добровольном признании
установленных юридических норм, направленных
на регулирование отношений управления
и подчинения. Наиболее развитой формой
этого типа власти является конституционное
государство, в котором беспристрастные
нормы четко обозначают правила его функционирования.
С другой стороны, эти нормы открыты изменениям,
для чего имеются установленные законом
процедуры.
В системах подобного
вида власть политической элиты легитимируется
«царством закона. Для обоснования
своей власти элита обращается к действующему
законодательству (Конституции).
Харизматическая
легитимность, она основана на вере
в исключительные качества руководителя,
которыми он наделен Богом, т. е. вера в
его харизму поэтому он иногда даже обожествляется,
создается культ его личности. Харизматическая
власть является относительно нестабильной
по сравнению её традиционной и легальной.
Харизма тесно связана с качествами личности,
в то время как традиция и закон являются
фактами общественной жизни. Харизматический
способ легитимации часто используется
в периоды революционны перемен, когда
новая власть для признания населением
не может опереться на авторитет традиций
или же демократически выраженную волю
большинства. В этом случае сознательно
культивируется величие самой личности
вождя, авторитет которого освящает институты
власти, способствует их признанию и принятию
населением. Харизматическая легитимность
базируется на эмоциональном, личностном
отношении вождя и массы
Такая дифференциация
нам говорит об очень многом. Так
можно перефразировать известную поговорку
в такой вид: "Скажи Мне, какой тип легитимности
власти в данной стране, и я скажу тебе
об уровне ее экономического и политического
развития, о господствующем в ней политическом
режиме, о целях, которые ставит политическая
власть, и даже о "продолжительности
ее жизни". По крайней мере, можно точности
сказать, будет эта власть долговременной
или кратковременной и прогнозировать
будет ли она воспринята народом.
Очень хорошо заметно,
что первые два из названных типов
легитимности политической власти - традиционный
и харизматический - характерны для государств
в которых слаборазвита политическая
система. Они и в экономическом отношении,
как правило, развиты очень слабо. Если
в таких странах высокий экономический
уровень, то это как правило не результат
закономерных процессов, а следствие особых
каких-нибудь обстоятельств (например,
богатство энергоносителей в таких странах,
как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По
форме правления - это чаще всего монархи
либо политические режимы, возглавляемые
харизматическими лидерами. Что же касается
третьего из названных типов легитимности
политической власти, то есть рационально
- правовая власть, что характерно для
государств с высокоразвитой политической
системой.
Далее идет, традиционный
и рационально - правовой типы легитимности
власти более долговременны. В первом
случае один наследник сменяет другого,
и, при прочих равных условиях, так может
продолжаться многие десятилетия, а то
и столетия. Например, легитимность королевской
власти Великобритании столь прочна, что
и в настоящее время (несмотря на все скандалы,
которые происходили там в последние годы)
в соответствии с данными, полученными
в январе 1995г., 36% опрошенных британцев
твердо заявили, что поддерживают монархию;
34% сообщили, что не настаивают на упразднении
монархии, потому что она все же лучше,
чем тот неизвестный пока строй, который
придет ей на смену... И только 28% опрошенных
англичан твердо выступили за ликвидацию
института монархии". (Известия от 11
января 1995 года)
Легитимность
власти, основанная на рационально - правовом
критерии, также (а возможно, в еще
большей степени) дает основание
для прогноза ее долговременности.
Этому способствует то, что данная
форма характерна для политической власти
в государствах с современными демократическими
политическими режимами, с высоким уровнем
развития политической и экономической
систем, отличающихся политической и экономической
стабильностью. В качестве примера можно
сказать о президентской власти в США.
А вот харизматическая
легитимность политической власти не
дает оснований для прогноза ее длительного
существования. Дело не только в том,
что со смертью харизматического
политического лидера все меняется.
Есть и другие причины. Данный тип легитимности
власти выполняет особую функцию. Ее становление
связано, как правило, с периодами глубоких
общественных перемен - революций, войн,
крупномасштабных социальных реформ,
когда становится насущно важным ради
достижения поставленных целей "поднять",
мобилизовать, повести за собой весь народ.
Для этого нужно устранить устоявшиеся
в обществе порядки, преодолеть общественную
инерцию. Для выполнения целей, поставленных
харизматическим политическим лидером,
необходимы народные массы, не обладающие
высокой политической культурой, слепо
верящие своему лидеру. Относительная
(в масштабах истории) кратковременность,
основанная на харизме власти, определяется
и теми средствами, которыми она пользуется.
Это стремление лидера к единоличной власти,
всемерное поддержание культа его личности,
пресечение всех демократических форм
в развитии общества, постоянный поиск
"врагов народа", физические расправы
и т.д. Очевидно, что рано или поздно все
эти проявления харизматической легитимности
осознаются народом как проявление далеко
не лучшей (из известных цивилизации) формы
политической власти.
Легитимность
власти не ограничивается этими тремя
классическими типами. Существуют и
другие например идеологическая легитимность.
Ее суть состоит в оправдании власти
с помощью идеологии, вносимой в сознание.
Идеология обосновывает право на управление
соответствием власти интересам народа,
нации или класса. Идеологическая легитимность
основывается на воздействии на сознание
и подсознание людей с помощью метода
убеждения и внушения. Но в отличие от
рационально-правовой легитимности, апеллирующей
к сознанию, разуму, идеологическая - однонаправленный
процесс, не предполагающий обратных связей,
активного участия граждан в выработке
идеологии.
Во второй половине
.XX в. многие молодые государства в попытках
получить признание и поддержку населения
прибегают к усиленной националистической
легитимности. Этот вид легитимности в
большей или меньшей степени присущ многим
современным государствам. Следует иметь
ввиду, что типы власти связаны с конкретной
политической действительностью. Реально
существующие политические системы представляют
собой переплетение всех трех типов при
преобладании одного из них. Поэтому не
следует смешивать типы власти, выделяемые
в качестве теоретической концепции, с
конкретной реальностью политических
систем, где они проявляются лишь частично
ив сочетании друг с другом. В то же время
без выделения этих идеальных типов осмысление
реальных политических систем было бы
невозможно