Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:14, курс лекций
Политическая власть и механизм её реализации. Легитимность и эффективность власти. Партийная система Украины. Политические элиты и лидерство. Политическая культура и поведение. Политическая социализация.
Марксизм
В середине 19 века возникают левые общественно-политические движения, которые ставили основной целью задачу установления социального равенства и воплощение принципов индивидуальной свободы (социал-демократы).
Среди левых возникает два течения:
После Второй мировой войны была создана интегрирующая модель, которая объединила всех – демократический социализм. Был создан социалистический интернационал, который объединил много течений: лейбористских, рабочих, социалистических и демократических течений. Их объединяла идея «социализм это не стой, а процесс описка путей достижения социальной справедливости».
В свободе социал-демократы
Справедливость трактуется, как реализация требований равной свободы для всех, а солидарность – взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости (один из главных общечеловеческих принципов).
В современной социал-демократии существуют два течения:
Политическая культура и поведение
Термин «политическая культура»
Было определено, что политическая культура является частью общей культуры.
Существует много различных подходов к понятию определения политической культуры.
Политическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей.
Как специфический способ человеческой деятельности, который вырабатывается в ходе исторического развития и влияет на осуществление политической власти и обязательно влияет на политические преобразования.
В политологии можно выделить 2 основных подхода к понятию политическая культура:
Структура политической культуры.
Существуют три основных элемента:
Политический опыт.
Политическое сознание.
Политическое поведение.
Опыт и сознание являются идеологическим компонентом (так как формируются на основе определённых знаний, убеждений и ценностей), а поведение – эмоционально-психологический компонент (потому, что формируется на основе ориентации каждого из нас на определённые институты, события).
Политическое сознание и поведение – элементы структуры политической культуры, в которую включаются ценности, которые придают значимость, смысл поступкам субъекта политического действия.
Для определения характера
Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие «тип политической культуры», чаще всего используется типология, разработанная Алмондом и Вербой. Они делили культуру на 3 типа:
Культура может так же делится на:
Фрагментарная культура – отсутствие консенсуса по основополагающим принципам политического устройства общества.
Интегрированная культура – наличие сравнительно высокого консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства. Преобладание гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов.
Сформулировал Розенбаум.
Политическая культура выполняет следующие функции:
Политическая социализация
Социализация – процесс
Существует 4 основных этапа социализации:
Значительная часть общества не переходит на последний этап
Существует несколько моделей политической социализации (Мерельмана):
На контрольную:
Политическое поведение и
Политическое поведение –
Участие – влияние граждан на функционирование политической системы, участие в процессе выработки политических решений. К политическому участию можно отнести:
Абсентеизм – полное неучастие.
Классификация политического поведения по Маршу.
Ортодоксальное политическое поведение |
Неортодоксальное поведение |
Политические преступления |
Обычная политика, не выходящая за рамки закона. Голосование, лабирование интересов, законные демонстрации, лозунги не выходящие за рамки законов, петиции. |
Бойкоты, незаконные демонстрации. Забастовки, неофициальные забастовки. |
Захват помещений, насилие, незаконные демонстрации, повреждение собственности, саботаж, захват заложников, партизанские действия, политические убийства, революции. |
Как видно из таблицы существует
два типа поведений: ортодоксальное и
неортодоксальному.
К ортодоксальному относится только то
участи, что обеспечивает устойчивость
существующей системы.
А то, что вносит разбалансирование в политику
– неортодоксальное поведение.
К неортодоксальному поведению относятся несанкционированные действия, то есть те действия, что направлены против существующей политической системы.
Классификация Милбрайта.
Разделяет политическое поведение на конвенционное (легальное, может регулироваться с помощью закона) и неконвенционное (нелегальное).
Конвенционное – участие в политической жизни общества, участие в жизни партий, участие в избирательной компании, контакты с официальными лицами.
Политическое участие можно разделить по степени (уровню) активности.
Можно так же разделять на:
Формы участия.
Форма участия |
Приемлемая форма участия |
Неприемлемое участие |
Активное участие |
Участие в избирательных компаниях, лабистская деятельность, участие в политических демонстрациях, участие в политических акциях. |
Насилие, подкуп, дезорганизация. |
Пассивное участие |
Участие в голосование, повиновение закону. |
Пренебрежение к закону, нарушение закона. |
Гражданское общество, правовое государство.
Сущность и основные принципы правового государства.
Впервые об идеи правового государства заговорил Платон в работе «Государство».
«Государство, в котором закон не имеет силы близко к гибели»
Сходные взгляды с Платоном были у Аристотеля, он писал «закон должен властвовать над всем».
Окончательно концепция
Участниками процесса формирования правового государства были: Гуга Гроций, Спиноза, Джон Локк, Шарль Монтескье, Джефферсон и Пейли.
Джон Локк предложил идею верховенства закона, который соответствовал естественному праву (права каждого от природы).
Теория естественного права разрабатывалась Шарлем Монтескье, он предложил систему разделения властей.
Идеи Локка, Монтескье напрямую оказали влияние на конституционное законодательство. И были зафиксированы в Американской конституции.
Ценностный смысл правового государства состоит в утверждении суверенных прав каждого из нас как основного источника власти. Если так, то должна быть организована идея подчинения государства народу и гарантированность свободы каждого.
Принципы правового
10 декабря 1948 года была признана декларация прав человека.
Гражданское общество: признаки и принципы жизнедеятельности
Формирование правового гос-ва
возможно лишь на основе развитого
гражданского общества. Идея гражданского
общества восходит к эпохе античности
(Аристотель в греческом полисе гражданами
считал тех, кто участвует в политической
жизни общества. Аристотель определил
гражданское общество – совокупность
политических граждан.)
Первое употребление понятия “гражданское
общество” у Гоббса: гражданское общество
лишь составная часть государства и без
государства оно будет в хаосе.
По Локку: общество стоит
над государством и основа гражданского
общества – частная собственность является
священной и неприкосновенной.
Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали,
только в эпоху Просвещения возникло четкое
представление о гражданском общ-ве. Наиболее
полное обоснование разграничения общ-ва
сделал Гегель– гражданское
общ-во находится вне государства, но в
тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс
поддержали и развили идеи Гегеля.
Гражданское общество –
система самостоят. и независ. от гос-ва
общественных институтов и отношений,
которые призваны обеспечить условия
для самореализации отдельных индивидов
и коллективов, реализации частных интересов
и потребностей.
Структура гражданского
общества делится на сл. сферы:
1.Экономическая – структурные эл-ты гражд.
сообщества: негосуд. предприятия и объединения
(кооперативы, арендные предприятия, фирмы).
2.Социально-политическая – семья, классы,
политическая, партия, организованные
движения, органы общественного самоуправления
3.Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера
образования, науки, культуры, союзы композиторов,
национальные творческие организации
Основным элементом гражданского общества
является отдельный индивид, личность,
а интересы, потребности индивидов осуществляются
через семью, церковь, политические партии,
профессиональные и творческие объединения
и т.д.
Отличительный признак общества от государственных
структур, где преобладают вертикальные
связи, основанные на подчиненности, построение
отношений на основе горизонтальных связей
(равноправие партнеров).
Гражданское общество создается постепенно,
вырастая естественно – оно самореализующаяся
и саморазвивающаяся система, но оно функционирует
более успешно, если создаются благоприятные условия:
1.многоукладная рыночная экономика
2.множество форм собственности, самостоятельных
субъектов хозяйствования, предоставление
инициативы гражданам.
Основополагающие условия жизнедеятельности
гражданского общества: обладание членами
конкретной собственностью, право использовать
и распоряжаться по своему усмотрению.
Собственность – единоличная или коллективная.
Основа гражданского общества – средний
класс.
Гражданское общество выступает как сфера
реализации частных интересов и потребностей,
а государство выразитель воли всего населения
примиряет и совмещает интересы по основным
вопросам общественной жизни.
Гражданское общество постоянно испытывает
давление со стороны государства и недостаточная
развитость общества подталкивает государство
к узурпации. При демократии: государство
и общество равноправны и самостоятельны
и решение проблем осуществляется путем
компромиссов.
Интересы и потребности различных групп
и индивидов выражаются и осуществляются
через такие институты гражданского общества,
как семья, церковь, политические партии,
профессиональные, творческие объединения,
кооперативы, социальные движения, органы
общественного самоуправления и др. Тем
самым гражданское общество предполагает
многообразие коллективов, территориальных
общностей, культурных, национальных сообществ,
т.е. множественность социальных субъектов,
относительно независимых от государства
и способных к самоорганизации. В гражданском
обществе, в отличие от государственных
структур, преобладают не вертикальные
(подчинения), а горизонтальные связи –
отношения конкуренции и солидарности
между свободными и равноправными партнерами.
Базисом гражданского общества является
многоукладная рыночная экономика, плюрализм
форм собственности, самостоятельность
субъектов хозяйствования, предоставление
широкой деловой инициативы гражданам.
Важным условием функционирования гражданского
общества является также наличие развитой
социальной структуры, отражающей богатство
и многообразие различных групп и слоев.
Социальную основу гражданского общества
составляет так называемый средний класс,
включающий наиболее активную и мобильную
часть населения. Духовная сфера гражданского
общества предполагает плюрализм в области
идеологии, реальную свободу слова, печати,
совести, достаточно высокий уровень социального,
интеллектуального, психологического
развития личности.
Гражданское общество формируется преимущественно
снизу, постепенно, как результат раскрепощения
индивидов, их превращения из подданных
государства в свободных граждан-собственников,
готовых взять на себя хозяйственную и
политическую ответственность.
Формирование и развитие институтов гражданского
общества идет одновременно и в тесной
связи с развитием политических институтов
современного государства. Гражданское
общество и государство неразрывно связаны
между собой и немыслимы друг без друга.
Гражданское общество выступает как сфера
реализации частных интересов и потребностей
– индивидуальных и коллективных, часто
противостоящих друг другу. Государство
же как выразитель воли всего населения
призвано примирить, совместить эти интересы,
обеспечить консенсус по основополагающим
вопросам общественно-политической жизни.
Взаимоотношения между гражданским обществом
и государством носят сложный, часто конфликтный
характер. Саморазвивающаяся система,
каковой является гражданское общество,
постоянно испытывает давление со стороны
государства. Недостаточная развитость
гражданского общества подталкивает государство
к узурпации его прав, присвоению себе
функций гражданского общества. В результате
в условиях тоталитарных режимов происходит
огосударствление общества, фактическое
уничтожение или крайнее сужение независимости
от государства общественной жизни. Государство
стремится здесь подчинить себе все общество,
охватить своим влиянием все сферы его
жизнедеятельности.
При демократическом режиме государство
и гражданское общество выступают как
равноправные партнеры, как самостоятельные
субъекты общественной жизни. Решение
общественных проблем осуществляется
путем компромисса между государством
и обществом.
Для посткоммунистических стран формирование
гражданского общества представляет сегодня
необходимое условие их перехода к рынку
и правовой государственности. Попытки
же в короткий срок ввести принципы правового
государства еще до формирования элементов
гражданского общества не могут быть успешными
и чреваты разрушительными последствиями.