Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:14, курс лекций

Описание работы

Политическая власть и механизм её реализации. Легитимность и эффективность власти. Партийная система Украины. Политические элиты и лидерство. Политическая культура и поведение. Политическая социализация.

Работа содержит 1 файл

Politologia.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

 

 

Марксизм

 

В середине 19 века возникают левые  общественно-политические движения, которые  ставили основной целью задачу установления социального равенства и воплощение принципов индивидуальной свободы (социал-демократы).

Среди левых возникает два течения:

  1. Радикально-революционное (связывается с Марксом и Энгельсом, которые отрицали идеи либерализма и выступали). Марксисты выступали за пролетарскую революцию. После революции должна быть установлена диктатура пролетариата (способ «нейтрализации» буржуазии).
  2. Эволюционное (социал-демократическое). Считали, что можно найти компромисс с буржуазией. В русле социал-демократии возникает несколько новых форм.
    • Неосоциализм.
    • Государственный социализм.

 

После Второй мировой войны была создана интегрирующая модель, которая  объединила всех – демократический социализм. Был создан социалистический интернационал, который объединил много течений: лейбористских, рабочих, социалистических и демократических течений. Их объединяла идея «социализм это не стой, а процесс описка путей достижения социальной справедливости».

В свободе социал-демократы видят  не только правовое значение, но и принцип  самовыражения личности, точно так же, как и самовыражение коллектива.

Справедливость трактуется, как  реализация требований равной свободы  для всех, а солидарность – взаимодействие всех людей ради достижения свободы  и справедливости (один из главных  общечеловеческих принципов).

 

В современной социал-демократии существуют два течения:

  1. Традиционалистское – считают социальной базой своей идеологии традиционный рабочий класс и поддерживают активные связи с правсоюзами.
  2. Модернистское – считают своей социальной опорой новые средние классы.

 

Политическая культура и поведение

  1. Политическая культура
  2. Политическая социализация, этапы и факторы
  3. Политическое поведение и участие

 

Термин «политическая культура»  впервые появился в 18том столетии, как целостная теория она была окончательно сформирована в 50-60 годах 20того столетия.

Было определено, что политическая культура является частью общей культуры.

Существует много различных  подходов к понятию определения  политической культуры.

Политическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей.

Как специфический способ человеческой деятельности, который вырабатывается в ходе исторического развития и  влияет на осуществление политической власти и обязательно влияет на политические преобразования.

В политологии можно выделить 2 основных подхода к понятию политическая культура:

  1. Объективный (основоположником был Парсонс) – ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых достигается согласие в обществе. Сторонник этой позиции Истон выработал представление о политической культуре, как совокупность только тех убеждений и верований, которые явно определяют политические действия.
  2. Субъективный (психологический, основоположники Алмонд и Верба) – рассматривают политическую культуру, как систему политических ориентаций и убеждений (у каждой личности свои собственные). Главное в том, что эти убеждения есть в индивидуальном сознании.

 

Структура политической культуры.

 

Существуют три основных элемента:

Политический опыт.

Политическое сознание.

Политическое поведение.

 

Опыт и сознание являются идеологическим компонентом (так как формируются на основе определённых знаний, убеждений и ценностей), а поведение – эмоционально-психологический компонент (потому, что формируется на основе ориентации каждого из нас на определённые институты, события).

 

Политическое сознание и поведение  – элементы структуры политической культуры, в которую включаются ценности, которые придают значимость, смысл  поступкам субъекта политического  действия.

Для определения характера политической культуры важную роль играют следующие:

  1. Ценности: порядок, развитие, равенство и свобода.
  2. Установки – способствуют переводу ценностей, представлений в плоскость практической реализации.
  3. Поведенческий аспект – готовность субъекта к типу политического действия (зависит больше всего от политических ориентаций). Выделяется при этом три основных типа поведения: активное, пассивное поведения и политическое отчуждение.
  4. Нормы политической культуры, которые отображают укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения.

Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие «тип политической культуры», чаще всего используется типология, разработанная Алмондом и Вербой. Они делили культуру на 3 типа:

  1. Патриархальная культура – отсутствие всяческого интереса к политической жизни.
  2. Подданническая культура – сильная ориентация на политическую систему, но при этом слабое участие в её функционировании.
  3. Активистская культура – заинтересованность в существующей системе и активное участие в её функционировании.

 

Культура может так же делится на:

Фрагментарная культура – отсутствие консенсуса по основополагающим принципам  политического устройства общества.

Интегрированная культура – наличие  сравнительно высокого консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства. Преобладание гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов.

Сформулировал Розенбаум.

 

Политическая культура выполняет  следующие функции:

  1. Функция идентификации – реализует потребность человека в понимании его групповой принадлежности.
  2. Функция ориентации – объясняет смысл политических действий и явлений.
  3. Функция адаптации (социализации) – вхождение человека в мир политики.
  4. Функция интеграции – направлена на сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп.
  5. Функция коммуникации – взаимодействие субъектов и институтов на основе определённых символов и стереотипов.

 

Политическая социализация

 

Социализация – процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, политического поведения, которые  характерны для данного общества.

Существует 4 основных этапа социализации:

  1. От рождения до 7ми лет – политизация (первое представление о мире политики).
  2. С 7ми до 14ти лет – персонализация (формируется устойчивое эмоциональное восприятие в существующей системе).
  3. С 14ти до 18ти лет – идеализации.
  4. С 18ти до 24-25ти лет – институционализации (переход на уровень абстрактного мышления).

Значительная часть общества  не переходит на последний этап

 

Существует несколько моделей  политической социализации (Мерельмана):

  1. Системная модель – для англо-американской культуры.
  2. Гегемонистская модель – для стран неевропейской цивилизации.
  3. Плюралистическая модель – присуща для континентально-европейской культуры..
  4. Конфликтная модель – для закрытых обществ (тоталитарных, авторитарных).

 

 

 

 

На контрольную:

  1. Политические идеологии (6 вопросов).
  2. Политическая культура, политическая социализация, политическое поведение.
  3. Гражданское общество и правовое государство:
    1. Гражданское общество: признаки и принципы жизнедеятельности.
    2. Правовое государство: сущность, принципы, функции.
    3. Становление гражданского общества и правового государства в Украине.
    1. Политическая модернизация.

 

Политическое поведение и участие

Политическое поведение – совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Можно  разделить на 2 составляющие: участие и абсентеизм.

Участие – влияние граждан на функционирование политической системы, участие в процессе выработки политических решений. К политическому участию можно отнести:

  1. Делегирование полномочий (литоральное участие).
  2. Активистская деятельность – направлены на поддержку, на участие в этой поддержке какого-то кандидата.
  3. Посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий и групп интересов.

Абсентеизм – полное неучастие.

 

Классификация политического  поведения по Маршу.

Ортодоксальное политическое поведение

Неортодоксальное поведение

Политические преступления

Обычная политика, не выходящая за рамки закона.

Голосование, лабирование интересов, законные демонстрации, лозунги не выходящие за рамки законов, петиции.

Бойкоты, незаконные демонстрации.

Забастовки, неофициальные забастовки.

Захват помещений, насилие, незаконные демонстрации, повреждение собственности, саботаж, захват заложников, партизанские действия, политические убийства, революции.


Как видно из таблицы существует два типа поведений: ортодоксальное и неортодоксальному. 
К ортодоксальному относится только то участи, что обеспечивает устойчивость существующей системы. 
А то, что вносит разбалансирование в политику – неортодоксальное поведение.

К неортодоксальному поведению  относятся несанкционированные  действия, то есть те действия, что направлены против существующей политической системы.

 

Классификация Милбрайта.

Разделяет политическое поведение  на конвенционное (легальное, может регулироваться с помощью закона) и неконвенционное (нелегальное).

Конвенционное – участие в политической жизни общества, участие в жизни  партий, участие в избирательной компании, контакты с официальными лицами.

 

Политическое участие можно  разделить по степени (уровню) активности.

  1. Активное участие.
  2. Пассивное участие.

 

 

Можно так же разделять на:

  1. Мобилизационное участие – носит принудительный характер, стимулами выступает: страх, административное принуждение, традиции. Направлено только на поддержку существующей системы.
  2. Автономное участие – добровольная деятельность, в которой преследуются какие-то личные интересы.

 

Формы участия.

Форма участия

Приемлемая форма участия

Неприемлемое участие

Активное участие

Участие в избирательных компаниях, лабистская деятельность, участие в политических демонстрациях, участие в политических акциях.

Насилие, подкуп, дезорганизация.

Пассивное участие

Участие в голосование, повиновение  закону.

Пренебрежение к закону, нарушение  закона.


 

Гражданское общество, правовое государство.

Сущность и основные принципы правового государства.

Впервые об идеи правового государства  заговорил Платон в работе «Государство».

«Государство, в котором закон  не имеет силы близко к гибели»

Сходные взгляды с Платоном были у Аристотеля, он писал «закон должен властвовать над всем».

Окончательно концепция правового  государства начинается формироваться  к концу 18 столетия, было вызвано  окончательной победой буржуазной формации.

Участниками процесса формирования правового  государства были: Гуга Гроций, Спиноза, Джон Локк, Шарль Монтескье, Джефферсон и Пейли.

Джон Локк предложил идею верховенства закона, который соответствовал естественному  праву (права каждого от природы).

Теория естественного права  разрабатывалась Шарлем Монтескье, он предложил систему разделения властей.

Идеи Локка, Монтескье напрямую оказали влияние на конституционное  законодательство. И были зафиксированы  в Американской конституции.

Ценностный смысл правового государства состоит в утверждении суверенных прав каждого из нас как основного источника власти. Если так, то должна быть организована идея подчинения государства народу и гарантированность свободы каждого.

Принципы правового государства:

  1. Верховенство закона – верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности.
  2. Реальность прав и свобод граждан.
  3. Взаимная ответственность государства и личности.
  4. Принцип разделения властей.
  5. Наличие эффективных форм контроля и надзора за исполнением законов.

10 декабря 1948 года была признана  декларация прав человека.

 

 

Гражданское общество: признаки и принципы жизнедеятельности

 

 

Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого  гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.) 
Первое употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе. 
 
По Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества – частная собственность является священной и неприкосновенной. 
Долгое время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском общ-ве. Наиболее полное обоснование разграничения общ-ва сделал Гегель– гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля. 
Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. 
Структура гражданского общества делится на сл. сферы: 
1.Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, фирмы). 
2.Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления 
3.Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации 
 
Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. 
Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров). 
Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия: 
1.многоукладная рыночная экономика 
2.множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам. 
 
Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная. 
Основа гражданского общества – средний класс. 
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни. 
Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов. 
 
Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. 
 
Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности. 
 
Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. 
 
Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. 
 
Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. 
 
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности. 
 
При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом. 
 
Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"