Культурная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях регион концентрирует в себе веер проблем, становится потенциальным полем новой социальной напряженности. С одной стороны, идет процесс повышения уровня самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, усиливается их политическая, экономическая, социально-культурная и юридическая ответственность. С другой стороны, опасность рецентрализации вплоть до оживленного обсуждения в средствах массовой информации прогноза возможного распада России на 6-8 государств к 2015 году.

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


Введение к работе:

 


 

В современных условиях регион концентрирует в себе веер проблем, становится потенциальным полем новой социальной напряженности. С одной стороны, идет процесс повышения уровня самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, усиливается их политическая, экономическая, социально-культурная и юридическая ответственность. С другой стороны, опасность рецентрализации вплоть до оживленного обсуждения в средствах массовой информации прогноза возможного распада России на 6-8 государств к 2015 году. На волне "парада суверенитетов", недостроенности и неразвитости федеративных отношений региональная самостоятельность оборачивается стремлением к более или менее выраженному региональному сепаратизму. При этом, угрозу целостности создает не объем прав ее субъектов, а вольное или невольное стремление региональных руководителей нарушать правовое и культурное пространство.

Глубокие и не всегда однозначные процессы охватывают территориальное пространство. С одной стороны, определенные Конституцией РФ 89 субъектов Федерации, с другой стороны, - процесс укрупнения российских регионов, начало которому положено слиянием Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В массовых средствах информации, выступлениях отдельных политиков поднимается вопрос об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области и более широком субъекте Федерации, составной частью которого стала бы Новгородская область.

Еще одно противоречие вырисовывается вокруг подходов к носителям культурной политики. С одной стороны, государство традиционно рассматривается как демиург региональной политики вообще, культурной политики в. частности. Взаимодействие центра и региона по этой пангосударственной модели строится по принципу управления-подчинения.

Такая точка зрения исходит из предположения, что региональная политика государства адекватна целям и задачам региона, что регион не обладает свойством субъектности. С другой стороны, демократические преобразования, формирование органов власти "снизу" объективно ведут к пробуждению местного (регионального) самосознания, "к потребности регионов выступить в роли самостоятельного субъекта культурной политики."

В публикациях по региональной культурной политике, как правило, затушевывается мысль о том, что политика есть борьба за власть и что культурная политика - это борьба интересов различных субъектов культурной жизни; борьба за удержание у власти определенных лиц, групп; борьба за перераспределение и распределение ресурсов, финансов; борьба за доступ к информации. При этом социально-культурные интересы центра и региона, различных групп внутри самого региона далеко не всегда совпадают, более того, они сплошь и рядом не поддаются согласованию. Решение возникающих проблем на основе тезиса о приоритете общегосударственных интересов над частнорегиональными противоречит статье Конституции о приоритете прав человека над правами государства.

Наконец, регион есть совокупность совместно проживающих людей, исторически сложившаяся социально-культурная общность. Социально-демографический и психолого-педагогический портрет региональной общности уникален и неповторим. Носителем суверенитета, источником региональной власти, творцом региональной культуры и субъектом региональной культурной политики являются жители региона. Особая роль в становлении и реализации культурной политики принадлежит специалисту социально-культурной сферы, профессиональный статус которого предполагает полноту освоенности им достижений культуры, устремленность к сознательному творческому ее освоению, сохранению и воспроизведению, способность к вовлечению разных групп населения в мир культуры и социально-культурное творчество. Специалист социально-культурной сферы призван выявлять, удовлетворять и развивать духовные интересы и потребности разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности.

Однако в реальной практике социально-культурные работники слабо влияют на культурную политику региона, порождая новые и новые проблемы. Между тем, именно этот слой общества получает профессиональную подготовку для выражения социально-культурных интересов и потребностей населения, характеризуется качеством носителя сознательного, обдуманного процесса, в основе которого лежат принципы и цели культурной политики, обусловливающие деятельность и процедуры по ее реализации.

Сложившиеся противоречия между пониманием региональной культурной политики как важнейшего фактора устойчивого и поступательного развития общества и отсутствием концептуальной проработанности профессиональной деятельности ее субъектов; между осознанием высокой миссии специалистов социально-культурной сферы в реализации культурной политики и реальным уровнем их профессиональной подготовки определили цель исследования -теоретически обосновать и разработать модель профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации региональной культурной политики.

Объект исследования - региональная культурная политика.

Предмет исследования - профессиональная подготовка специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации региональной культурной политики.

Гипотеза исследования - становление и реализация культурной политики региона как относительно самостоятельного социально-культурного явления, обладающего свойствами: субъективности, этнокультурного разнообразия, социально-культурного и политического самоопределения, уникальности и самобытности возможны при условии готовности специалистов социально культурной сферы к использованию всего комплекса механизмов осуществления культуротворческой деятельности.

Задачи исследования.

I. Выявить цели, принципы и факторы формирования региональной культурной политики.

2. Раскрыть специфику Новгородской области как социально-культурного комплекса и объекта формирования культурной политики.

Обосновать модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования.

Определить профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы как субъекту реализации культурной политики региона.

Разработать организационно-педагогические условия реализации модели на базе Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.

Провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию подготовки специалистов социально-культурной сферы в Новгородской области.

Методолого-теоретическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы по философии, теории культуры, исторической культурологии, психологии, социальной антропологии, в которых разрабатываются принципы междисциплинарного и системного анализа социокультурных явлений (С.Н.Артановский,- М.А.Ариарский," М.С.Каган,4 Т.Г.Киселева/ С.Н.Иконникова,6 Моль А., Д.С.Л ихачев, Э.В.Соколов). "Исследование концептуально опирается на представление о культуре как главном смысле и глобальной ценности существования народов, малых этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла".

Автор одной из самых крупных научных концепций последнего времени С. Хантингтон исходит из того, что уровень и тип культуры будет определять будущее общество. "Глобальное столкновение цивилизаций если и произойдет, то на почве разных типов культур".

Культура обладает масштабами всечеловечности, это "итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу".10

Но культура является и той отличительной особенностью, тем решающим фактором, который делает людей разными, непохожими друг на друга. Культура делает разными и совокупности людей - национальные или территориальные человеческие сообщества (В.С.Жидков, К.Б.Соколов). И это дает основание для разработки проблематики, связанной с разными аспектами региональной культурной политики.

Степень разработанности проблемы. Отечественная научная литература традиционно использовала понятие "политика в области культуры". Этим термином охватывались теоретическая и практическая деятельность партии, государства, общественных организаций в области образования, литературы, искусства, культурно-просветительной работы. В восьмидесятых годах XX века в исследованиях по научному коммунизму, социологии стало использоваться понятие "культурная политика". Появились работы Лукина Ю.А. о главных направлениях культурной политики партии (1977), Плотникова С.Н. о культурной политике как социологической проолеме (1979).

Философско-социологическая сущность культурной политики раскрыта в монографии Чурбанова В.Б. "Культура и развитие личности в социалистическом обществе" (1981). Чурбанов В.Б. дал широкую трактовку культурной политики как развития таких свойств жизнедеятельности людей и ее результатов, которые выражают сущностные силы человека и воплощают в себе всестороннее, гармоническое развитие личности.

В монографии О.И.Карпухина "Культурная политика" (1996) акцент делается на исследовании механизмов управления в культуре, моделях культурной политики государства. На начало 90-х годов прошлого века автор дал диагноз состояния кадрового потенциала сферы культуры, его способности эффективно решать задачи культурной политики государства.

Плодотворно разрабатывают проблемы культурной политики Жидков П.С. и Соколов К С. В монографии "Культурная политика России: теория и история" " и многочисленных статьях авторы последовательно выстраивают свое понимание культурной политики на концепции "картины мира", "1 роли культурной политики в культурной жизни и взаимодействии субкультур. В работах этих ученых исследуются проблемы культурной однородности общества, межкультурных конфликтов, базовых закономерностей культурного функционирования человеческих сообществ, вопросы управления культурными процессами.

Активно исследуют культурную политику культурологи. Марков А.П. в монографии "Отечественная культура как предмет культурологии" приходит к выводу, что в основу культурной политики государства должен быть положен принцип преемственности и сохранения национальной культуры как основного ресурса духовно-нравственного преображения человека и общества.

Ариарский М.А. в монографии "Прикладная культурология" (2001) дает развернутое определение культурной политики, определяет ее объект, предмет, цель. Региональная политика как зарождающееся общественное явление, вызванное преобразованиями в обществе, стала предметом исследования одной из первых монографий по этой теме "Теоретические проблемы региональной политики и регионального реформирования" (1994). Монография была подготовлена авторским коллективом под руководством Маркина Л.В.

Особое место в ряду публикаций о культурной политике занимает докторская диссертация Бирженюка Г.М. "Методология и технология региональной культурной политики".13 Г.М.Бирженюк обосновал мировоззренческие основания регулирования культурных процессов на региональном уровне, концептуальные модели и принципы культурной политики, систему приоритетов и пакет технологий формирования и реализации региональной культурной политики.

Анализ литературы, отражающей различные грани и уровни подхода к региональной культурной политике, показывает, что для решения заявленной в настоящем исследовании проблемы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время отсутствуют исследования, связанные с пониманием сущности, характера и особенностей профессиональной деятельности работника культуры как профессионального носителя региональной культурной политики, субъекта ее реализации.

Источниковую базу исследования составили международно-правовые документы по вопросам культуры (Европейская культурная конвенция, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах, Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, хартии, конвенции, рекомендации по охране культурных ценностей в мирное время и во время войны и др.); Конституция РФ, Российское законодательство в сфере культуры (Основы законодательства о культуре; Закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и др.); данные Госкомстата РФ, правительственные документы, постановления и решения Министерства культуры.

Особую группу составили статистические данные, учебно-отчетная документация образовательных и культурно-досуговых учреждений, стенограммы научно-практических и научно-теоретических конференций по Новгородской области.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования.

Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез социально-экономической, педагогической, психологической, культурологической литературы по проблеме исследования; сравнение и обобщение условий реализации культурной политики в регионах, прогнозирование при определении стратегии культурного развития региона, совершенствования инфраструктуры социально-культурной сферы Новгородской области, моделирование системы профессионального социально-культурного образования в регионе.

Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, социально-педагогический эксперимент. Статистические методы: количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Этапы исследования. Комплексное исследование осуществлялось на протяжении 7 лет и в своем развитии зафиксировало 4 этапа.

На первый этап (1999-2000г.г.) осуществлялось изучение состояния проблемы; выявлялись противоречия и нерешенные проблемы в теории и практической деятельности; определились цель, задачи, основные направления исследования; определялись исходные параметры исследования, его границы, гипотеза, методология и методика, понятийный аппарат.

На втором этапе (2000-2002 гг.) проводилась диагностика социально-культурной ситуации в Новгородской области, состояния кадрового потенциала в аспекте оценки способности и готовности профессиональных социально-культурных работников осуществлять функции субъекта реализации региональной культурной политики, формировалась концепция становления культурной политики региона.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) определялись профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы как субъекту реализации культурной политики в Новгородской области, обосновывалась модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования, проектировалось содержание его регионального компонента.

На четвертом этапе (2003-2005 гг.) проводился социально-педагогический эксперимент, научное кредо которого было сформулировано в региональной программе "Развитие культуры Новгородской области на 2001-2005 гг.", осуществлялись ее частичная апробация и последующая корректировка; обобщались результаты исследования, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейших исследований.

Экспериментальная база исследования.

Основная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводились на базе Новгородского областного училища искусств им. СВ. Рахманинова и филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПб ГУКИ) в Великом Новгороде. Информационное обеспечение исследования осуществлялось через Интернет-страничку «Специалист социально-культурной деятельности сегодня и завтра», разработанную областным Комитетом по культуре совместно с НОУИ им. СВ. Рахманинова и филиалом СПб ГУКИ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Региональная культурная политика - это система общественно-государственного регулирования социально-культурных процессов, которая исходит из того, что культура определяет индивидуальное лицо региона, его самобытность и уникальность; является духовным инвестором социально-экономического развития региона, фактором гуманизации, утвердившихся в нем общественных отношений.

2. Основная роль в реализации культурной политики региона принадлежит специалисту социально-культурной как носителю его духовных ценностей; как хранителю национально-культурных традиций; как профессионалу, владеющему современными технологиями вовлечения разных групп населения в процесс социально-культурного творчества.

3. Модель профессиональной подготовки специалистов социально- культурной сферы как субъектов реализации культурной политики региона базируется на принципах:

- интеграции общечеловеческих, общенациональных и региональных ценностях;

-гармонизации общекультурного, организационно-педагогического и художественно-творческого аспектов профессионального развития;

преемственности, систематичности и последовательности в формировании общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков;

- органического единства академических и культурно-досуговых форм освоения ценностей культуры, развития и реализации творческого потенциала субъектов социально-культурной деятельности.

4. Реализация модели непрерывного социально-культурного профессионального образования в Новгородском филиале СПб ГУКИ обеспечивает его переход в статус Регионального культурно-образовательного центра, реализующего функции: подготовки кадров для сферы культуры региона; воспроизводства культуры в его образовательном пространстве; развития социально-культурной инфраструктуры региона; координации целей деятельности социально-культурных институтов в направлении реализации региональной культурной политики.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

конкретизации научно-обоснованных принципов региональной культурной политики; определении факторов, обуславливающих специфику региона как социально-культурного комплекса и объекта культурной политики;

выявлении культурно-созидающего потенциала Новгородской области и приоритетных направлений его реализации;

определении характера и особенностей профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации культурной политики;

- реализации культурологического подхода к обоснованию модели непрерывного профессионального многоуровневого социально-культурного образования.

Научная новизна исследования.

Разработана и обоснована модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования; определены ее структура, принципы построения и организационно-педагогические условия, обеспечивающие создание в регионе единого культурно-образовательного пространства.

Обоснована стратегия развития Новгородского филиала Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств как Регионального культурно-образовательного центра, позволяющая реализовывать функции: подготовки кадров для сферы культуры региона; развития его социально-культурной инфраструктуры; координации целей деятельности социально-культурных институтов по вовлечению всех слоев населения в процесс социально-культурного творчества.

Определены компоненты профессиональной компетентности субъектов культурной деятельности, включающие: базовые, коммуникативно-творческие качества; общекультурные и психолого-педагогические знания;

организаторское мастерство; владение современными технологиями вовлечения людей в мир культуры.

Практическая значимость результатов исследования.

Анализ сложившейся в Новгородской области социально-культурной ситуации, представленный в исследовании, нашел отражение в Программе социально-культурного развития региона, разработанной Комитетом по культуре Новгородской области.

На базе Новгородского филиала СПбГУКИ в целях апробации модели непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы проведена корректировка действующих учебных планов на ступенях среднего и высшего профессионального образования; осуществлено обновление направлений деятельности научно-методических служб; создается информационная база для проведения маркетинговых исследований по изучению спроса работников культуры и искусств Новгородской области на повышение квалификации и переподготовку.

Обновляется содержание регионального компонента образования посредством разработки и внедрения в процесс подготовки специалистов социально-культурной сферы учебных курсов «Культура и история Новгородского края» и «Региональная культурная политика».

Проектная модель профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности как субъектов реализации региональной культурной политики и организационно-педагогические условия ее реализации могут быть использованы во всех регионах России с учетом их специфики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения педагогической, социологической, культурологической наук, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, личным участием автора в создании региональной культурной программы и ее апробации, в обосновании и реализации модели подготовки специалистов социально-культурной сферы.

Апробация исследования. Полученные результаты и собранные данные послужили основой для подготовки экспертного доклада о социально-культурной политике Новгородской области, обсуждавшегося на расширенном заседании коллегии Комитета по культуре. Автор неоднократно выступал на научно-практических конференциях и семинарах. Материалы и выводы исследования использованы в учебном процессе в Новгородском филиале СПб ГУКИ в курсах "Социально-культурная деятельность", отражены в публикациях автора. Практические результаты исследования подвергались систематическому оперативному научному анализу, позволяющему производить корреляцию концепции исследования. По материалам эксперимента ежегодно проводились специальные итоговые коллегии областного Комитета по культуре, научно-практические конференции работников культуры, круглые столы, заседания Советов отделов и управлений культуры муниципальных образований области, районных школ передового опыта.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


 



Информация о работе Культурная политика