Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 10:26, реферат
В треугольнике отношений между НКО, государством и бизнесом определяющая роль принадлежит государству. При этом вряд ли необходимо доказывать, что ресурсы бизнеса, несопоставимые с ресурсами негосударственных некоммерческих объединений, дают ему неоспоримые преимущества в отстаивании своих интересов в коридорах государственной власти. Иными словами, в этом треугольнике положение НКО оказывается заведомым проигрышным, - если рассматривать его изолированно, вне политического контекста, вне других механизмов взаимодействия государства и общества, политической системы в целом.
В треугольнике отношений между
НКО, государством и бизнесом определяющая
роль принадлежит государству. При
этом вряд ли необходимо доказывать, что
ресурсы бизнеса, несопоставимые с
ресурсами негосударственных
Существуют различные
подходы к оценке политического
режима, сложившегося в России сегодня,
и тенденций его
Термин «корпоративистское государство» понимается неоднозначно. В советской литературе оно трактовалось, главным образом, как наиболее реакционная, фашистская форма буржуазной диктатуры[2]. С этим мнением солидаризируются и часть современных ученых. «Устойчивое словосочетание “корпоративное (или корпоративистское) государство” – это не что иное, как приличное название государства фашистского», - считает, к примеру, Д.Драгунский[3]. Сам А.Илларионов четкого определения не дает, но из контекста его рассуждений явно просматривается та же позиция.
Действительно, в классическом
виде идея корпоративизма базируется
на концепции государственного устройства,
согласно которой отношения между
трудом и капиталом регулируются
государством в форме профессионально-
В последующем,
однако, корпоративизм стал рассматриваться
и как форма демократии, при которой ведущая
роль в гармонизации интересов различных
социальных слоев и групп общества принадлежат
объединенным профессиональным организациям
работодателей и наемных работников, общественным
ассоциациям и государству[5].
К странам «корпоративистской демократии»
принято относить Австрию, Нидерланды,
ФРГ, Швейцарию, Швецию, а также Японию,
где группы давления в качестве института
политического опосредования успешно
конкурируют с партиями, а государство
в роли посредника между группами интересов
обеспечивает экономический рост в условиях
социальной справедливости. Сторонники
этой модели противопоставляют ее «плюралистической
демократии» (реализованной, например,
в США), где согласование интересов осуществляется,
главным образом, через партии, следствием
чего является острота столкновения интересов
и нарушение социальной справедливости.
Особенностью же современного корпоративизма
в России, как правильно отмечает известный
российский специалист в этой области
С.Перегудов, является оформившийся в
нашей стране корпоративно-
Представляется достаточно
очевидным, что в сегодняшней
России корпоративистская составляющая
политической трансформации проступает
все более отчетливо. Наиболее наглядное
ее проявление видится в формировании
при государственном участии гигантских
монополий в решающих сферах отечественного
производства: Газпром, Роснефть, Рособоронэкспорт,
Реальная проблема видится не в самом по себе корпоративизме и корпоративном представительстве в органах государственной власти, а в деформации структуры политической обратной связи. В политической системе любого общества тем или иным способом реализуются три канала политического опосредования. В современных государствах интересы значимых социальных групп, корпоративные и территориальные интересы представлены в органах государственной власти соответственно через партии, группы давления и механизмы территориального представительства. В сложносоставных обществах, к которым относится и Россия, баланс интересов значимых этнических и конфессиональных групп может быть поддержан, кроме того, институтами сообщественной демократии. Формы реализации этой модели в ряде европейских стран исследованы известным американским политологом А.Лейпхартом[7]. Примером такого института может служить и верхняя палата советского парламента - Совет Национальностей, в котором были определены постоянные квоты для каждой из союзных и автономных республик, автономных областей и округов.
В политической системе России в той или иной степени институированы первые три механизма (см. рисунок). Существуют партии, призванные представлять интересы значимых социальных групп (упрощенно названные социальными интересами), территориальное представительство реализуется через Совет Федерации и Государственный совет. В отсутствие закона о лоббизме группы давления действуют в значительной мере за пределами правового пространства, за исключением крупных корпораций, взаимодействие которых с государством институировано косвенно, в форме государственного участия в капитале и управлении корпорациями, с одной стороны, и корпоративного представительства в органах государственной власти, с другой.
Политические процессы, доминирующие в России, неумолимо затягивают ее в корпоративистскую колею. В силу причин объективного и субъективного порядка за годы перестройки и реформ в стране так и не сформировалась партийная система, реализующая политическую обратную связь. Сказался целый ряд обстоятельств, среди которых основные - это незавершенное социальное структурирование общества, продемонстрированная партиями неспособность отстоять интересы избирателей перед лицом исполнительной власти, политическая апатия населения, низкая популярность лидеров. Так и не сформировавшись, партийная система во второй половине 90-х годов испытала глубокий кризис, выразившийся, прежде всего, в устойчивом падении доверия к партиям со стороны избирателей, фиксируемым многими социологическими исследованиями. Выборы 1999 года, по итогам которых номенклатурные, по сути своей, объединения («Единство», «Отечество - вся Россия», «Народный депутат» и «Регионы России») получили большинство депутатских мест в Государственной Думе, а тем более последние выборы, когда «партия власти» получила конституционное большинство, убедительно показали: общество, обоснованно отождествившее российскую модель демократии с хаосом, вручило власти мандат на установление порядка с опорой на административный ресурс.
Сегодня мы являемся свидетелями завершения процесса партийного строительства, стратегия которого была сформулирована еще в 2002 г. нынешним Председателем Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, членом Генерального совета «Единой России» С.Поповым[8]. Речь идет о формировании картельной партийной системы, т.е. системы с доминированием картельных партий, - партий, формируемых под государственным патронажем. Разумеется, такая партийная система имеет ограниченные возможности артикуляции и агрегирования интересов значимых общественных групп.
Существенно ограничены и возможности сложившегося механизма представительства территориальных интересов. Процедура формирования верхней палаты Федерального Собрания и отзыва его членов оставляет органам власти субъектов РФ мало реальных возможностей влияния на решения Совета Федерации. Созданный в 2000 г. Государственный совет не имеет конституционных полномочий, является совещательным органом и тоже вряд ли может служить полноценным механизмом политической обратной связи. Что же касается институтов этно-конфессионального представительства, то они попросту отсутствуют.
На этом фоне в качестве эффективного механизма политической обратной связи на первый план выходит лоббизм. При чем естественное преимущество получают группы интересов, располагающие наибольшими ресурсами. Интересы мелкого и среднего бизнеса, а тем более негосударственных некоммерческих объединений отходят на второй план. Корпоративистская составляющая политической трансформации не может не вступать в противоречие с потребностями гражданского общества, структуры которого не располагают пока достаточными организационными и материальными ресурсами ни для того, чтобы государство видело в них полноценного партнера, ни для эффективного отстаивания своих интересов.
Вряд ли можно обнаружить сегодня
убедительные признаки того, чтобы
Россия двигалась в сторону
Сложившиеся же условия вряд ли можно назвать благоприятными для нормального роста не только НКО, но также малого и среднего бизнеса. Не следует, думается, рассчитывать и на радикальное изменение в ближайшем будущем: возможности корпоративизма в России еще не исчерпаны. Но в перспективе изменения неизбежны. И дело здесь не столько в том, что внутри политического класса созреет понимание его изъянов и пороков, на что рассчитывает С.Перегудов[9]: уж очень он удобен и выгоден обеим сторонам корпоративно-бюрократического симбиоза. Просто со временем с неизбежностью проявятся и будут усиливаться два негативных последствия вызванной им усугубляющейся деформации механизма политической обратной связи: рост социальной напряженности и падение эффективности государственного управления. Совокупность этих тенденций подтолкнет государство и общество к институализации более сбалансированного механизма представительства общественных интересов.
Тем более заслуживают поддержки и поощрения усилия тех, кто уже при нынешних условиях участвует в формировании негосударственных некоммерческих объединений и других структур гражданского общества, а также создает условия для их эффективного функционирования. Это - работа на будущее. Сегодня их усилиями формируется задел общественной самоорганизации, необходимой предпосылки выхода страны на траекторию устойчивого демократического развития.