Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Задание №1. Выписать из словоря или учебника и выучить основные определения понятий политологии.
Задание №2. Дать ответы на вопросы:
1.Функции политологии;
2.Политическое поведение;
3.Функции политических лидеров.
Задание №4. Цели и задачи политической партии

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 31.87 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство по образованию

       Государственно  образовательное учреждение

       Высшего профессионального образования

       Тульский  государственный университет

       Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 

       Контрольная работа

       По  политологии 

       Вариант №2 

       Выполнил  студент гр. 161471

       Квасников Я.В.

       Проверила:

       Канд.ист.наук, доцент Прохорова Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Тула 2010

       Задание №1.

       Выписать  из словоря или учебника и выучить основные определения понятий политологии:

       Политология, политика, власть, политическая система, государство, гражданское общество, политический режим, парламент, правительство, унитарное государство, федерация, конфедерация. 

       Политология(наука о политике или политическая наука) - социально-гуманитарная дисциплина, изучающая политические отношения, политику и политическую власть, способы реализации политической власти, политическое поведение и политическую деятельность людей. Другие стороны политической жизни общества; наука как о внутренней, так и о внешней политике современных государств.

       В узком смысле политология представляет собой  науку о политике как  таковой, собственно теорию политики.  Политология  является фундаментальной теоретической дисциплиной выполняющую роль прикладной науки, разрабатывающей практические рекомендации политикам.

       Политология имеет свои категории, среди которых  важнейшими являются политическая жизнь, политика, политическая власть, политический режим, политическая система общества, государство, политическая партия и др.

       Политика – специфическая форма жизнедеятельности общества, сфера общественной жизни, представляющую собой систему отношений между социальными группами, партиями, нациями, государствами и другими социальными общностями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти или целенаправленного влияния на нее.

       Политика  подразделяется на внутреннюю, внешнюю  и мировую.

       Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению.

       Политическая  система

       Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Нередко государство используется экономически господствующим классом (группой, слоем) для реализации своих интересов.

       Гражданское общество – совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме, демократическом правопорядке. Гражданское общество – это социальная организация, способная развить многообразные формы самостоятельности людей и служащая для удовлетворения потребностей и реализации их интересов.

       Политический режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

       Парламент - высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения.

       Правительство - орган исполнительной власти государства либо его автономий, осуществляющий всю полноту этой власти на территории или всего государства, или, соответственно, на территории региона, автономии.

       Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

       Федерация – государственный союз относительно самостоятельных государственных образований( штатов, республик, кантонов, земель), характеризующейся наличием двух уровней суверенитета осударственных органов – федеративных и субъектов федерации. Территорию федерации образуют территории входящих в нее государственных образований; наряду с единым союзным гражданством имеется гражданство составляющих ее частей; плномочия между федеративными органами власти и субъектами федерации разграничиваются по общей договоренности и записываются в коституциях и т.д.

       Конфедерация – государственно-правовое объединение независимых государств, образуемое при корпорации своих действий в определенных, ограниченных сферах( военной, внешнеполитической, экономической). Не предусматриваются единая территория, единое гражданство. Правовая основа – договор( для федерации – конституция). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       Задание №2

       Дать  ответы на вопросы:

    1. Функции политологии;
    2. Политическое поведение;
    3. Функции политических лидеров.
 
 

       I. Функционирование и развитие политической науки в общественной жизни сочетается с выполнением ею целого ряда определенных функций, связанных не только с познанием политики, но и с реальной практической деятельностью в сфере публичной власти. Это прежде всего дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требования к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний о политических изменениях, наличием профессиональных исполнителей и некоторых других условий.

       Политическая  наука выполняет и оценочную функцию, предполагающую вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Иначе говоря, политические явления подвергаются со стороны ученых обязательной ценностной оценке, являющейся непременной составляющей научного анализа. И это не «пристрастность», а особенность процедуры познания, проявляющаяся в виде приписывания событиям тех или иных субъективных значений, которое и превращает событие в политический факт. Не случайно ученые, придерживающиеся, к примеру, демократических воззрений, видят в фашистском путче содержание, противоположное тому, которое видят в нем сторонники такого рода действий.

       Политическая  наука выполняет также сравнительную функцию, предполагающую обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.

       Весьма  важна и преобразовательная функция политической науки. Она вызвана потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д. Таким образом, политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил.

       Составной, но весьма специфической частью решения  указанной задачи является прогностическая функция политической науки. Она выражает потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей. Благодаря реализации данной функции политического знания формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, борющихся за власть.

       Функция социализации направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений. Сопровождая жизнедеятельность индивидов, чью жизнь в той или иной мере затрагивают политические процессы, наука способствует рационализации их политических представлений, повышению уровня их компетентности при выполнении различных ролей в сфере власти, уточнению собственных возможностей при использовании политической власти для защиты своих интересов.

       II. Политическое поведение

 

       Политическое  поведение является важнейшей внешней  формой выражения места и роли политической психологии в сфере политики. Именно здесь психология выступает и как механизм, и как специфический фактор человеческой активности в политической жизни. Причем прежде всего в мотивации поведения политических-субъектов психология выявляет свой преобразующий потенциал, способствует изменениям процессов и институтов.

       Подобно любой другой основополагающей категории  политической науки, политическое поведение подвергается различным теоретическим интерпретациям и характеристикам. В настоящее время в науке сформировалось несколько точек зрения на его природу и сущность. Так, значительная часть ученых исходит из того, что политическое поведение – это совокупность всех действий (акций и интеракций), осуществляющихся в политической сфере и различающихся по степени своего влияния на власть. Например, в рамках данного подхода действия рассматриваются как способы реализации статусов или, как считает П. Блау, как результаты выгодных актору рациональных решений.

       Весьма  распространена и ситуационная трактовка политического поведения, авторы которой акцентируют внимание на внешних по отношению к человеку факторах, влияющих на содержание его действий. Как правило, речь в таком случае идет о физической, органической и социальной среде. В связи с таким пониманием Р. Мертон ставит вопрос о различных способах адаптации к внешней среде: конформизме, означающем приятие человеком сложившегося порядка вещей, инновации, предполагающей сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде, и ритуале, выражающем символическую и некритическую позицию человека по отношению к внешним условиям деятельности.

       Наиболее  часто встречающаяся конформная адаптированность лишает поведение человека остроты, четко выраженной ответной реакции на политическую обстановку. Активность конформистски настроенного субъекта не позволяет ему замечать промахи властей, и нередко он прощает ей даже преступления, особенно в тех случаях, когда они непосредственно не затрагивают его интересов. Такой тип поведения в наибольшей степени придает политическому порядку искомую властями стабильность и потому приветствуется и поощряется ими. Ритуальный же характер поведения также практически безопасен для господствующего режима в силу воспроизведения им доминирующих норм и образцов взаимоотношений с властью. И только инициативный характер поведения способен, в том случае, если он не направлен на поддержку властей, стимулировать изменения, чреватые дестабилизацией общественного положения.

       Указанные подходы дают возможность определить политическое поведение как всю совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов (акторов), реализующих свои статусные позиции и внутренние установки. Помимо акцента на действенное, активное проявление позиций автора, политическое поведение несет на себе отпечаток субъективности, персональности понимания каждым действующим лицом целей и средств их достижения, собственных позиций, оценок прошлого и настоящего.

             Сторонники конфликтной теории предложили несколько иной подход. Они считают, что политическое поведение человека формируется на основании трех типов мотивации: кооперативной, при которой субъект заинтересован в благосостоянии партнера и рассматривает его интересы в качестве составной части собственных устремлений; индивидуалистической, которая игнорирует все соображения целесообразности, за исключением своей собственной выгоды; и конкурентной, которая означает неизбежность резкого противопоставления позиций и интересов соперничающих сторон и игру на выигрыш, при которой нанесение ущерба конкуренту является одним из позитивно оценивающихся итогов деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"