Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Правовые нормы складывались в обществе различным образом. Некоторые из них возникли в результате постепенного изменения мононорм родового общества в нормы обычного права, то есть права, основанного на обычаях. Они стали выражать волю господствующих сил общества. Сопротивление такому изменению устранялось принудительной силой государства.

Содержание

1.Возникновение и сущность права………………………………………….3

2.Возникновение и сущность государства…………………………………...4

3.Признаки государства……………………………………………………….5

4.Функции государства………………………………………………………..8

5.Формы государственного устройства и формы правления………..……...9

6. Роль и место государства в современном обществе…………………..…11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

    В понятие формы государства включают  три  элемента:

  1. форму правления;
  2. форму государственного устройства;
  3. политический (государственный) режим;

      Порядок организации высших органов  государственной власти называется формой правления. Характер формы правления в государстве зависит от организации верховной власти, точнее от определения  правового  положения  одного  высшего органа государственной власти — главы государства.

    Издавна принято различать две основные формы правления — монархию и республику. В монархии во главе государства стоит лицо, получающее и передающее, как правило, по наследству свой пост и особый почетный титул (короля, императора и т.д.), а в республике глава государства избирается на определенный срок.

    В рамках монархической формы правления  принято различать:

  • абсолютную монархию
  • ограниченную монархию

     В рамках республиканской формы  правления принято различать:

  • президентскую республику
  • парламентарную республику
  • полупрезидентскую (смешанную) республику.

    Форма государственного устройства представляет собой национально-территориальную или административно-территориальную организацию государства, а также особенности взаимоотношений центральных и региональных органов.

    По  форме государственного устройства страны принято делить на унитарные и федеративные. В большинстве стран форма государственного устройства не имеет связи с национальным составом населения. Среди них есть унитарные государства с однонациональным составом населения (Франция, Швеция) и страны с многонациональным составом (Великобритания, Испания, КНР). Среди федераций есть государства с многонациональным составом (Швейцария, Канада, Индия) и мононациональные страны (Австрия, ФРГ).

    Считается, что главным вопросом в проблеме государственного устройства является вопрос централизации или децентрализации управления в государстве, хотя в целом ряде стран национальный состав населения учитывался при выборе конкретной формы государственного устройства.

    Унитарным   является государство, территория которого состоит из административно-территориальных единиц (например, район, город и. д.).

    По  тому, как юридически строятся отношения  между центральными и местными органами, различают два вида унитарных государств: децентрализованные и централизованные.

    К децентрализованным относятся такие  унитарные государства, в которых местные органы формируются независимо от центральных органов, что тем не менее не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).

    К централизованным относятся такие  унитарные государства, в которых подчинение местных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия и т.д.).

    В целом ряде стран существуют особые территориальные образования — автономии, где 1) наряду с общегосударственными законами по определенному кругу вопросов действуют региональные законы, 2) независимо от центральных органов формируется свой автономный представительный орган и свой автономный правительственный совет.

    Институт  автономии часто рассматривается  как один из способов децентрализации  управления — большей, чем просто самоуправление, и меньшей, чем федерация.

          6.Роль и место государства в современном обществе.

    Государство остается ключевым звеном любой современной политической системы и главной фигурой в политической сфере, так как благодаря монополии на власть только оно способно решать политические проблемы.

    Монополия государства на власть и его способность решать сложные проблемы, как и встарь, обусловлены его сущностью — объединением общих интересов всех разнородных слоев для сохранения и развития общества.

    Любая государственная власть, не удовлетворяющая общие интересы разнородных слоев общества, раскалывает общество и, в конечном счете, обречена на крушение, так как не соответствует своей сущности. Попытки монополизировать государственную власть от имени одного класса представляют собой ее классовую деформацию: от имени одного этноса — ее этническую деформацию — этнократию, от имени религиозной общины — религиозно-политическую деформацию государственной власти.

     Государство было и остается детищем  не класса, не этноса, не религиозной  общины, а общества, состоящего из самых  разнородных слоев, объединенных общими для них интересами.

     Политическая сила, преобладающая в балансе сил страны, определяет ориентацию — либеральную, социалистическую, этническую, религиозную и т. п., характер — демократический, авторитарный, тоталитарный, форму — монархию, республику и структуру — унитарную, федеральную или конфедеральную органов государственной власти. Это так или иначе выражается в государственных политических решениях, фиксируется в конституциях и других законах.

    Прочность и дееспособность государства обусловлена его законностью — легитимностью. Легитимность обеспечена, если данное государство — его ориентация, характер, структура и функции — имеет поддержку наиболее влиятельной общественно-политической силы при согласии повиноваться — лояльности не выступающих против.

    В каждом обществе на любом этапе его  развития роль государства — масштабы и характер его функций в обществе — весьма своеобразна.

    Главное — не всегда и не везде одинаково  соотношение между государством и обществом. В конечном счете оно определяется состоянием и потребностями общества, выявляющимися во взаимодействии различных общественно-политических сил.

    Несмотря  на своеобразие роли государства  в каждой стране, существуют три  основных типа соотношения общества и государства.

    Первый  — общество полностью контролирует государство, которое является его  инструментом.

    Второй  — общество и государство взаимно  контролируют друг друга как партнеры в решении общественных проблем.

    Третий  — государство вышло из под  контроля общества и само контролирует его.

    Борьба  против тоталитаризма способствовала возрождению популярности давних идеалов  правового государства и гражданского общества. Правовое государство представляется многим действующим лишь в рамках права и только на основе законов. Но заманчивая идея исключить политические решения на основе соотношения сил вряд ли может быть реализована в обществе, если оно еще развивается и в нем происходят изменения соотношения сил, требующие пересмотра прав и законов. Обслуживаемое правовым государством гражданское общество видится обществом полноправных и ответственных граждан, способных к самодеятельности и саморазвитию, не нуждающихся во всеохватывающем контроле государства. К сожалению, нередко упускается, что реализация стремлений к гражданскому обществу и правовому государству требует не 
только гражданских прав, но и умения граждан компетентно 
и ответственно использовать их, что дается с трудом и требует 
значительных и длительных усилий. Еще сложнее достичь баланса общества и государства, а также индивидуальных и общественных интересов, характерного для открытого общества.

    Строго  говоря, сомнительны попытки сочетать гражданское общество с идеей  социального государства. Ведь так  называют государство, которое берет  на себя ответственность за благо граждан и тем самым лишает их части самостоятельности и ответственности, без которых немыслимо гражданское общество. Популярные лозунги не всегда состоятельны теоретически, что, впрочем, не может лишить их привлекательности и определенного практического смысла.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"