Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления
государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенст-вом перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или па-рламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с раз-витой системой народного представительства.

Содержание

1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.
………………………………………………………………………………….ст.3 2. Политические конфликты и пути их решения………………………….ст.8
3. Социальные группы как субъекты и объекты политики………………..ст.13
Список использованной литературы ………………………………………. ст.22

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 118.00 Кб (Скачать)


МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ 

ПРИАЗОВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ТЕХНІЧНИЙ  УНІВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра _________________________

 

Контрольна  робота №1

 

з дисципліни ______________________________  варіант_____

викладач    _________________________________________________________

студента/ки  групи  ___________________________________________________ 

 _____________________________________________________________

                                                                               ( П.І.Б.)

студентський  квиток № ________________________________

Домашня адреса _____________________________________________________________

                                               

 

 

 

«____» ________________2012 рік

Содержание

1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.

………………………………………………………………………………….ст.3 2. Политические конфликты и пути их решения………………………….ст.8

3.  Социальные группы как субъекты и объекты политики………………..ст.13

Список использованной литературы ………………………………………. ст.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.

  Демократия (от греч. Demokratia – власть  народа)  –  форма  правления

государством, отличающаяся участием  граждан  в  управлении,  их  равенст-вом перед законом, предоставлением личности политических прав и  свобод.  Формой реализации демократии чаще всего  выступает  республика  или  па-рламентарная монархия с  разделением  и  взаимодействием  властей,  с  раз-витой  системой народного представительства.

      Слово «демократия» употребляется в разном значении:

    . как форма государства;

    . как политический режим;

    . как принцип  организации   и  деятельности  государственных   органов  и

      общественных организаций.

      Когда говорят  о государстве, что оно -  демократическое,  то  имеют  в

виду наличие всех этих значений. Демократия как форма  государства  воз-можна в странах с демократическим  режимом,  а  следовательно,  с  демок-ратическим принципом организации и деятельности  всех  субъектов  поли-тической  системы общества  (органы  государства,  государственные  орга-низации,  общественные объединения,  трудовые  коллективы),   которые   одновременно   являются   и субъектами демократии. Разумеется,  субъектами  демократии  являются  прежде всего гражданин и народ.

      Демократия нигде  и никогда не существовала  без государства.

      Реально   демократия   представляет   собой   форму    (разновидность)

государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими призна-ками:

     1) признание народа высшим источником власти;

     2) выборностью основных  органов государства;

     3) равноправием граждан  и, прежде всего, равенством  их  избирательных

        прав;

     4) подчинением меньшинства  большинству при принятии решений.

      Любые  демократические  государства  строятся  на  базе   этих   общих

признаков,  но   степень   развития   демократии   может   быть   различной.

     Демократизация   общества   —   это   долговременный   постоянный   про-цесс, нуждающийся  не  только  во  внутригосударственных,  но  и  в  между-народных гарантиях.

      Современные  демократические  государства дополняются  рядом  других  признаков  и  принципов,

например:

      1) соблюдение прав  человека, их приоритет над правами  государства;

      2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

      3) уважение прав  меньшинства на собственное   мнение  и  его  свободное

выражение;

      4) верховенство закона;

      5) разделение властей  и др.

      Исходя   из   современного    наполнения    демократии    качественным

дополнительным содержанием, можно  дать определение демократии  как  образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

      Демократия —   политическая  организация  власти  народа,  при  которой

обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении  государственными и  общественными  делами;  выборность   основных   органов   государства   и законность в функционировании всех субъектов политической системы  общества; обеспечение  прав  и  свобод  человека  и  меньшинства  в   соответствии   с международными стандартами.

                            Признаки демократии.

      1. Демократия имеет  государственный характер:

      а) выражается  в делегировании народом своих  полномочий государствен-ным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе  и  государ-стве  как непосредственно (самоуправление), так и через  представительные  органы.  Он не  может  осуществлять  сам   принадлежащую   ему   власть   и   делегирует государственным органам часть своих полномочий;

      б)    обеспечивается    выборностью    органов    государства,    т.е.демо-кратической процедурой  организации  органов  государства  в  результате

конкурентных, свободных и честных  выборов;

      в)  проявляется   в  способности   государственной   власти   оказывать

воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять  их  себе  с  целью управления общественными делами.

      2.  Демократия  имеет политический характер:

      а)  предусматривает   политическое   многообразие.   Демократия,   как,

впрочем, и рыночная экономика,  невозможна  без  существования  конкуренции, т.е. без оппозиции и  плюралистической  политической  системы.  Это  находит проявление  в  том,  что   демократия   выступает   принципом   деятельности политических партий в  борьбе  за  обладание государственной властью.  При демократии  учитывается  многообразие  политических  мнений  -  партийных  и других, идеологических подходов к  решению  общественных  и  государственных задач.  Демократия  исключает  государственную  цензуру   и   идеологический диктат.

  3.  Демократия  предусматривает   провозглашение,   гарантирование   фак-тическое  воплощение  прав   граждан   -   экономических,   политических,

гражданских,  социальных,  культурных,  а  равно  -  и  их  обязанностей   в

соответствии с  международными  стандартами,  закрепленными  в  Хартии  прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,  Международный  пакт  о гражданских  и  политических  правах  1966  г.  и  Международный   пакт   об экономических,  социальных  и  культурных  правах  1966  г.,  др.).  Законом Украины «О действии международных договоров на  территории  Украины»  от  10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных  норм  о  правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической  жизни.  Режим  общественнополитической  жизни  выражается   в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы  и, прежде всего,  к  государственным  органам  -уч-реждаться и функционировать на основе строгого  и  неуклонного  исполнения правовых норм. Каждый орган  государства,  каждое  должностное  лицо  должны иметь столько полномочий, сколько  необходимо,  чтобы  создать  условия  для реализации прав человека, их охраны и защиты.

      5.  Демократия  предполагает  взаимную  ответственность   государства  и

гражданина, которая выражается в  требовании  воздерживаться  от  совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции  Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед  человеком  за  свою  деятельность.

Утверждение  и  обеспечение  прав  и  свобод   человека   является   главной

обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром  в  возможных  конфликтах  между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

    Осуществляемая на практике эмпирическая реальная демократия в значительной степени отличается от нормативной. В настоящее время демократия, как организация политического и гражданского общества, представляет собой нечто среднее, балансирующее между самоуправлением и политической властью. В одних случаях демократия приближается к самоуправлению, сливается с ним, в других – связана с сильной политической властью.

Ныне, по мнению американского ученого  Р. Даля, 20 стран мира относятся к демократическим, еще 40 приближаются к ним. Во всех этих странах демократическое устройство общества имеет свои оттенки, определенные особенности, но за ними наблюдаются и общие черты, принципы. Важнейшими чертами (показателями) современной реальной демократии являются:                                                                                            1.Суверенитет народа. Он заключается в реализации народом своей главной политической сущности – быть источником власти. Суверенитет народа в современных демократических государствах означает, что граждане имеют право непосредственно участвовать в выборах представительных органов власти, смещать их, принимать законы, контролировать власть через созданные им объединения, СМИ.                                                              . 2.Законодательное закрепление широких экономических, социальных, политических прав и свобод человека, создание механизма их реализации.Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия в личных интересах по своей воле и добиваться их защиты. Ориентиром прав и свобод для всех демократических стран служит «Всеобщая декларация прав человека», принятая ООН 10 декабря 1948 г. Она провозглашает широкий круг личных, социально-экономических, политических и культурных прав и свобод. К личным правам и свободам относятся – право на жизнь, личную неприкосновенность, в том числе свободу от пыток, жестокости; свобода религии, передвижения, право на защиту законом и др.;

   Социально-экономические права включают – право владеть имуществом, свободу выбора работы, право на отдых и досуг, на охрану здоровья, обеспечение по болезни и старости.

   Политические права и свободы представлены – правом на свободу убеждений и выражение их, на получение и распространение информации, право на союзы, демонстрации, на участие в политических и государственных делах, на гражданство.

   Социально-культурные права – право на образование, удовлетворение культурных запросов и защиту интеллектуальной собственности и другие.

3. Предоставление предельно широкому  кругу народа права избирать  и быть избранным в государственные  и общественные структуры.

4. Свободные  и строго периодичные выборы. Их процедура и периодичность  имеют законодательное закрепление.  В этом механизме выборы становятся средством влияния на власть гражданами, которые отстаивают, таким образом, свои интересы посредством законной и мирной смены власти.

5. Решение  вопросов большинством при твердой  гарантии прав меньшинства. Это  означает, что меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность открыто отстаивать свою точку зрения, пропагандировать свое мнение с надеждой в будущем добиться численного перевеса. Такое положение делает большинство неустойчивым и не дает возможность его победе перерасти в диктат и тиранию.

6. Сочетание форм непосредственной  демократии (референдум, плебисцит)  и демократии представительной (выражение  воли народа через выдвижение  своих представителей в выборные  органы).

2. Политические конфликты и пути их решения.

   Политический конфликт – это противоборство двух или более сторон по поводу власти. Это борьба политических субъектов за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов, т. е. за все то, что составляет власть и политическое господство.

  Государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы (в том числе герб и гимн страны) – все это может быть объектом и предметом политических конфликтов.

  В этих определениях просматриваются специфические черты, признаки конфликтов:

- наличие двух или более сторон, интересы которых противоречат  друг другу;

- стороны, осознающие свои интересы, цели как несовместимые, создающие  конфликт, влияющие на него, выступают субъектами конфликта. Все другие – лишь участники его; (в политических конфликтах в качестве тех и других могут выступать государство и его аппарат, политические партии и парламентские фракции, группы давления, политические лидеры, выражая собственные интересы или интересы больших социальных групп, либо те и другие);

- отношения между субъектами  конфликта приобретают форму  столкновений, противоборства;

- каждый субъект стремится реализовать  свои интересы за счет интересов  другого путем его нейтрализации или контролирования. Поэтому действия их становятся несовместимыми.

   Применительно к политическим конфликтам обычно выделяют три основные причины, порождающие противоборство в политике.  Это:

1. Несовпадение  статусов субъектов политики, их ролевых назначений, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов. Противоречия на этой основе чаще всего обусловливают конфликты интересов между ветвями государственной власти, правящей элитой и контрэлитой, политическим партиями, группами давления и т. д. Внешне проявления таких конфликтов нейтрализуются легко, но источники их остаются надолго.

2. Расхождения  людей, их институтов в базовых  ценностях и политических идеалах,  в оценке событий, в представлениях. Конфликты на этой почве проявляются как столкновения различных (подчас противоположных) мнений о путях реформирования общества, политической системы. Найти компромиссное решение здесь трудно, особенно в случае противоположных мнений. Побуждает к конфликту и неудовлетворенность (полная или частичная) ориентации людей на ряд ценностей, которые не могут быть предметом торга или дележа.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"