Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:11, контрольная работа
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления
государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенст-вом перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или па-рламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с раз-витой системой народного представительства.
1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.
………………………………………………………………………………….ст.3 2. Политические конфликты и пути их решения………………………….ст.8
3. Социальные группы как субъекты и объекты политики………………..ст.13
Список использованной литературы ………………………………………. ст.22
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ПРИАЗОВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ
Кафедра _________________________
Контрольна робота №1
з дисципліни ______________________________
викладач ______________________________
студента/ки групи ______________________________
_____________________________
студентський
квиток № ______________________________
Домашня адреса ______________________________
«____» ________________2012 рік
Содержание
1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.
………………………………………………………………………………
3. Социальные группы как субъекты и объекты политики………………..ст.13
Список использованной литературы ………………………………………. ст.22
1. Демократия: понятие, признаки. Нормативная и эмпирическая демократия.
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления
государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенст-вом перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или па-рламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с раз-витой системой народного представительства.
Слово «демократия» употребляется в разном значении:
. как форма государства;
. как политический режим;
. как принцип организации и деятельности государственных органов и
общественных организаций.
Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в
виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства воз-можна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демок-ратическим принципом организации и деятельности всех субъектов поли-тической системы общества (органы государства, государственные орга-низации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность)
государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими призна-ками:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборностью основных органов государства;
3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных
прав;
4) подчинением меньшинства
большинству при принятии
Любые демократические государства строятся на базе этих общих
признаков, но степень развития демократии может быть различной.
Демократизация общества — это долговременный постоянный про-цесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в между-народных гарантиях.
Современные демократические государства дополняются рядом других признаков и принципов,
например:
1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное
выражение;
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Исходя из современного наполнения демократии качественным
дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой
обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии.
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государствен-ным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государ-стве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е.демо-кратической процедурой организации органов государства в результате
конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать
воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,
впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование фак-тическое воплощение прав граждан - экономических, политических,
гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в
соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественнополитической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам -уч-реждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и
гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной
обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.
Осуществляемая на практике эмпирическая реальная демократия в значительной степени отличается от нормативной. В настоящее время демократия, как организация политического и гражданского общества, представляет собой нечто среднее, балансирующее между самоуправлением и политической властью. В одних случаях демократия приближается к самоуправлению, сливается с ним, в других – связана с сильной политической властью.
Ныне, по мнению американского ученого
Р. Даля, 20 стран мира относятся
к демократическим, еще 40 приближаются
к ним. Во всех этих странах демократическое
устройство общества имеет свои оттенки,
определенные особенности, но за ними
наблюдаются и общие черты, принципы. Важнейшими
чертами (показателями) современной реальной
демократии являются:
Социально-экономические права включают – право владеть имуществом, свободу выбора работы, право на отдых и досуг, на охрану здоровья, обеспечение по болезни и старости.
Политические права и свободы представлены – правом на свободу убеждений и выражение их, на получение и распространение информации, право на союзы, демонстрации, на участие в политических и государственных делах, на гражданство.
Социально-культурные права – право на образование, удовлетворение культурных запросов и защиту интеллектуальной собственности и другие.
3. Предоставление предельно
4. Свободные
и строго периодичные выборы.
Их процедура и периодичность
имеют законодательное
5. Решение
вопросов большинством при
6. Сочетание форм
2. Политические конфликты и пути их решения.
Политический конфликт – это противоборство двух или более сторон по поводу власти. Это борьба политических субъектов за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов, т. е. за все то, что составляет власть и политическое господство.
Государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы (в том числе герб и гимн страны) – все это может быть объектом и предметом политических конфликтов.
В этих определениях просматриваются специфические черты, признаки конфликтов:
- наличие двух или более сторон, интересы которых противоречат друг другу;
- стороны, осознающие свои
- отношения между субъектами конфликта приобретают форму столкновений, противоборства;
- каждый субъект стремится
Применительно к политическим конфликтам обычно выделяют три основные причины, порождающие противоборство в политике. Это:
1. Несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов. Противоречия на этой основе чаще всего обусловливают конфликты интересов между ветвями государственной власти, правящей элитой и контрэлитой, политическим партиями, группами давления и т. д. Внешне проявления таких конфликтов нейтрализуются легко, но источники их остаются надолго.
2. Расхождения
людей, их институтов в