Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

1. Политика как общественное явление: сущность и основные черты.
2. Молодежь и власть в современной России. Молодежные движения.
3. Политика и религия.

Работа содержит 1 файл

Политология 11 12.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Билет к экзамену №3

 

по дисциплине

 

«Политология»

 

 

 

  1. Политика как общественное явление: сущность и основные черты.

Проблема политики – центральная в политической науке. Однако со времен Платона и  Аристотеля спорным остается вопрос о том, что же собственно является сущностью политики; власть, конфликт, господство, авторитет, порядок или  мир.

Термин “политика” в основном понимается как наука государственного управления, наука о целях государства и наилучших средствах их достижения, как искусство жить вместе, как борьба за власть и ее удержание.

Общественная  власть существовала задолго до возникновения  классов и государства. В период первобытнообщинного строя власть осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. С усложнением социальной структуры  и возникновением государства на смену моральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти. Сформировался аппарат власти, органы принуждения, управления, которые в  форме государства отделились от общества и стали над ним.

В современном  обществе со сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти в лице государства трудно найти  явления и процессы, абсолютно  “свободные” от политических оттенков, поскольку большинство из них  связаны с политическими властными  отношениями. Мера “политичности” является разной. Наиболее выражена она в области законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти, а также в деятельности политических партий, общественно-политических движений, борющихся за власть. В этих структурах политические аспекты приобретают определяющее значение, и могут рассматриваться как собственное политическое. Политическое качество, его цель в явлениях и процессах не остаются постоянными, а меняются в зависимости от отношения к проблемам власти, к субъектам политики. Субъектом политики прежде всего является государство, с усложнением общественной жизни – политические партии, массовые общественно-политические организации, движения. Функции субъекта могут выполнять и конкретные личности. Особенно это относится к государственным, партийным лидерам, руководителям общественно-политических движений и организаций.

При всей многозначности понятия “политика” оно все же отражает, впитывает в себя особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать  жизнеспособность того или иного  сообщества людей, реализацию их общей  воли, интересов и потребностей.

Общество представляет собой весьма сложную систему  управления, состоящую из большого количества подсистем. Все они связаны так или иначе с деятельностью отдельных граждан, социальных групп, наций, имеющих различные потребности и интересы. Государство как субъект управления, чтобы обеспечить эффективное функционирование общественной системы, ее жизнеспособность призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальную (групповую) волю, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики, Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Государство политическими  средствами призвано осуществлять общую  функцию управления людьми, отношениями  между ними и социальными группами, оно нередко выступает силой, “умиряющей” межклассовые, политические столкновения, не допускает бесплодной растраты сил в социальной борьбе, разгула анархистской стихии.

Таким образом политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочения специфическими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Молодежь и власть в современной России. Молодежные движения.

 

Молодежь  – это будущий потенциал общества. От того, как сегодня это общество и государство заботится о  ее развитии и условиях существования, зависит благосостояние этого государства, в ней заложен прообраз российского  будущего.  

В настоящий момент идет успешное развитие социальной работы с молодежью. Открываются  различные учреждения, работающие исключительно  в области молодежных проблем, которые  оказывают эффективную психологическую  и социальную помощь молодым людям. Помимо этого, большое внимание уделяется  развитию спорта, идет большое привлечение  молодого поколения в профессиональный спорт. Также, внимание уделено и  здоровому образу жизни молодежи, в пропаганде, которого участвуют  не только государственные организации  и учреждения, но частные компании и средства массовой информации. 

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на следующих принципах: ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов  молодежи; ответственность молодых  граждан за реализацию ими конституционных  прав и обязанностей; приоритет государственной  поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического  развития, выбора жизненного пути; преемственность, стабильность и совершенствование  мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная политика государства исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. И сегодня в России, в связи с относительной еще слабостью и неразвитостью структур гражданского общества и молодежных организаций в частности, ведущая роль в реализации молодежной политики принадлежит органам исполнительной государственной власти.  

В настоящее  время можно отметить следующие  молодежных организации, работающие в  интересах власти, среди которых условно говоря консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая”.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход - в настоящее  время действует Федеральная  целевая программа “Молодежь  России. Она является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых  органами государственной власти. Практически  в половине регионов России действуют  региональные и местные целевые  программы в области государственной  молодежной политики. 

Взаимодействие  государства и молодежных организаций  в рамках реализации этих программ происходит по двум направлениям: 

- совместная  деятельность государственных органов  и общественных организаций в  реализации мероприятий подпрограмм  молодежной политики по ее  основным направлениям; 

- целенаправленное  содействие со стороны государства  развитию и поддержка деятельности  молодежных организаций: долевое  финансирование, помощь в организационных,  информационных, кадровых и учебных  вопросах. 

Взаимодействие  государства и молодежных организаций  в рамках реализации мероприятий  молодежной политики проходит в соответствии с приоритетами работы с молодежью, определенными Министерством образования  Российской Федерации и закрепленными  в Федеральной целевой программе  «Молодежь России», а также в  той или иной мере в региональных аналогичных программах. Можно выделить следующие приоритеты: 

1) Гражданское  становление, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  молодежи. 

2).Социальная  поддержка и решение социально-экономических  проблем молодежи. 

3).Интеллектуальное, культурное и физическое развитие  молодежи.

Реализацию  всех этих приоритетов молодежной политики органы государственной власти и  местного самоуправления осуществляют совместно с молодежными организациями. В целях эффективности взаимодействия с общественными объединениями  Министерством образования РФ подготовлены и заключены соглашения о сотрудничестве с рядом общероссийских общественных организаций: Национальным Советом  молодежных и детских объединений  России, Российским Союзом Молодежи, Ассоциацией  студентов и студенческих объединений, Ассоциацией учащейся молодежи «Содружество», общероссийской общественной организацией «Интеграция».

Важным  направлением реализации молодежной политики государства является активное сотрудничество и участие в выработке направлений  молодежной политики вместе с международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом  Европы, Комиссией Европейского Союза  и др.).

В последнее годы в России идея формирования и реализации новой молодежной политики получает все большую поддержку  со стороны государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика и религия.

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых  давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни  вносило существенные коррективы в  бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых  древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют  отношение к человеку, они неизбежно  пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации  и политические отношения. А структура  религии - религиозное сознание, религиозную  деятельность, религиозные организации  и религиозные отношения.

Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает  и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок.

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного  другого рода, представляющая собой  объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм  представлен в международном  сообществе Всемирным буддистским  альянсом, а в ряды Организации  исламской конфедерации входит около  пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко  прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении  конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат  в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских  конфликтов произошла сильная исламизация  внешней политики в ряде исламских  государств, что обусловило распространение  идеологии “исламского порядка".

Религия, кроме непосредственного  влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через  мировоззренческие, моральные и  правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя  и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские  стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм  нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством  воспитательной системы и культуры.

Религия в наши дни выступает  в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"