Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:40, контрольная работа
1. Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось народничество, видными представителями которого были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и другие.
1. Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось народничество, видными представителями которого были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и другие.
Народники главным двигателем истории
считали критически мыслящие личности.
Все они утверждали о специфическом пути
России к социализму. По их мнению, Россия
может перейти к социализму путем крестьянской
революции.
По мнению Лаврова, крестьянская революция,
которая может привести к социализму,
должна быть тщательно подготовлена. При
этом подготовлен должен быть не только
народ, но и его руководители — сознательные
революционеры.
П. Н. Ткачев(1844—1886) возгавлял народннков-
Теоретиком либерального народничества явился П. К. Михайловский (1842—1904). Он не сомневался в закономерном развитии общества. «Что общество повинуется в своем развитии известным законам, — это несомненно, — писал Н. К. Михайловский, — но не менее несомненно присущее человеку сознание свободного выбора деятельности» Идея личности, индивидуальности, всестороннего развития личности — центральное положение его социально-политических воззрений. Личность, но Михайловскому,— высшее мерило ценности всех явлений общества. Она («герой») — главный творец истории. Личность может всесторонне («разнородно») развиваться в кооперации с равными себе. Проблему такого развития личности, считал он, может обеспечить лишь социализм, который представляет собой «торжество личного начала при посредстве начала общинного». Такое развитие личности не могло обеспечиваться на предыдущих этапах развития человечества, ибо история шла по линии «разнородности», то есть дифференциации общества, разделения труда. Условия жизни современного общества, подчеркивал Н. К. Михайловский, обрекают народ па нищенское существование. В результате такой жизни народ превращается в «толпу». Он искренне сочувствовал угнетенному Положению народа, особенно крестьян. Однако, в отличие от многих других народников Н. К. Михайловский не верил в то, что народное восстание может изменить общественное устройство.
2.Марксистская литература получила известность
среди русской революционно–демократической
интеллигенции еще в 60–70–х гг. прошлого
века. С идеями марксизма в конце 60–хгг.
познакомилась группа русских эмигрантов
в Швейцарии, которая образовала в 1870г.
Русскую секцию Первого Интернационала.
В 1872г. в России легально вышел первый
том "Капитала" К. Маркса. Распространение
идей научного социализма началось в борьбе
с народнической идеологией.
Большая заслуга в этом принадлежала Г.В.
Плеханову
(1856–1918гг.) – выдающемуся пропагандисту,
крупному теоретику марксизма, – и созданной
им в сентябре 1883г. в Женеве группе "Освобождение
труда", в которую вошли политические
эмигранты из России: В.И. Засулич, П.Б.
Аксельрод, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов. Этобыла
первая марксистская организация, положившая
начало истории российской социал–демократии,
давшая ей теоретическое обоснование
и сделавшая первый шаг навстречу рабочему
движению.
Группа "Освобождение труда" объявила
о разрыве с народническо–анархистской
идеологией, поставила в качестве центральной
задачи революционного движения организацию
"русского рабочего класса в особую
партию с определенной социально–политической
программой..." Работа группы по выполнению
этой задачи шла по трем основным взаимосвязанным
направлениям.
Во–первых, перевод на русский язык произведений
К.Маркса и Ф.Энгельса, издание их за границей
и распространение, главным образом нелегально,
в России.
Во–вторых, создание работ, пропагандирующих
научный социализм, философию и экономическое
учение К.Маркса, применяющих его теорию
и метод к познанию и объяснению социальных
процессов в России, роли рабочего класса
в российском и международном революционном
движении.
В–третьих, важнейшей задачей группы
была бескомпромисная критика с позиций
марксизма реакционных и буржуазно–либеральных
воззрений, мелкобуржуазно–утопических
взглядов народничества, экстремистских,
анархистских, бланкистских концепций,
реанимируемых на Западе и в России течений
идеалистической философии, которые тормозили
формирование научного мировоззрения
революционеров и, проникая в рабочую
среду, препятствовали созданию марксистской
революционной партии российского пролетариата.
Еще в начале 80–х годов произошел качественный
поворот русской революционной мысли
к марксизму. Он был связан с выходом в
свет в 1882г. сделанного Г.В.Плехановым
русского перевода "Манифеста коммунистической
партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, к которому
его авторы дали предисловие, высказав
свое убеждение в том, что "Россия представляет
собой передовой отряд революционного
движения в Европе". Плеханов сопроводил
перевод "Коммунистического манифеста"
своим предисловием, носившим программный
характер для нового в революционной России
направления теоретической мысли – научного
социализма, где говорилось: "Вместе
с другими сочинениями его авторов "Манифест"
открывает новую эпоху беспощадной критики
coвременных отношений труда к капиталу
и, чуждого всяких утопий, научного обоснования
социализма".
Написание и издание членами группы своих
произведений было другим немаловажным
направлением в ее деятельности.
Например, перу Г.В.Плеханова принадлежат
работы, обогатившие международную литературу
марксизма: "Социализм и политическая
борьба" (1883г.), "Наши разногласия"
(1884–1885гг.), "Русский рабочий в революционном
движении" (1892г.), "Анархизм и социализм"
(1892г.), историко–философские сочинения,
такие, как книга о Н.Г.Чернышевском (1891г.),
статья "К шестидесятой годовщине смерти
Гегеля", классический труд "К вопросу
о развитии монистического взгляда на
историю" (1895г.) и др.
С.И. Мицкевич – один из основателей Московской
социал–демократической организации
– писал о работе Г.В. Плеханова "Наши
разногласия": "Новый мир открылся
передо мной: найден был ключ к пониманию
окружающей действительности, найдена
была база для работы, выход из тупика,
из тисков казавшейся ранее всесильной
реакции. Русский рабочий класс – вот
куда надо идти, надо нести в него светоч
научного социализма. Он произведет ту
политическую и социалистическую революцию,
базу для которой тщетно старались найти...
другие революционеры 60–70–х годов. Прочитал
я тогда вновь и "Манифест Коммунистической
партии", и новое громадное впечатление
он произвел на меня: я его понял, я понял
основы великой историко–философской
теории Маркса. Ястал марксистом и уже
на всю жизнь". (Советская культура.
– 1983. – 24 сентября).
Главным выводом книги стала идея о необходимости
создания в России рабочей социалистической
партии, опирающейся на теорию научного
социализма. Г.В.Плеханов писал: "... Образование
рабочей партии есть единственное средство
разрешения всех экономических и политических
противоречий современной России. На этой
дороге нас ждут успех и победа; все же
другие пути ведут лишь к поражению и бессилию".
(ПлехановГ.В. Избр. философские произведения.
В 5 т. – М., 1956. – Т. 1. – С.129).
Эта работа дала мощный импульс глубоко
научной критике всего мировоззрения
утопического социализма, содействовала
переходу многих народников на позиции
марксизма как в самой России, так и среди
русских политических эмигрантов.