Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:06, контрольная работа
1. Чем отличается политическая деятельность от политических взаимодействий людей?
2. Какие причины оказали решающее влияние на установление тоталитарного режима в Советском Союзе: субъективизм его руководителей, социалистическая идеология, противоборство двух мировых систем?
3. Можно ли говорить о независимых средствах массовой информации?
4. Исходя из Конституции Российской Федерации, укажите к какому типу государства следует отнести Россию?
5. Каковы основные внешнеполитические функции государства?
6. В чём отличие политических партий от политических движений?
7. Одной из популярных идеологий является консервативная. В ней находит отражение привязанность народа к определённым существовавшим ценностям. Какие из них включили бы Вы в эту идеологию?
1. Чем отличается политическая деятельность от политических взаимодействий людей?
Понятие политических взаимодействий людей по своему объему шире понятия политической деятельности, поскольку к политическим взаимодействиям относятся связи и взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу политической власти как орудия защиты и реализации их интересов. При этом происходят их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, знаниями и т.п.), передача волевых побуждений от одного субъекта другому.
Структура политических отношений включает следующие элементы:
взаимодействующие субъекты;
объекты политических действий;
политические потребности;
политические интересы;
политические цели;
политическая воля.
К субъектам политических взаимодействий относятся отдельные граждане, социальные слои, группы и общности, политические движения и партии, государство, общество в целом. Как видим, круг субъектов не ограничен.
Политические взаимодействия отличаются от других видов общественных взаимодействий объектом – это политическая власть, однако, объект делает схожими политические взаимодействия и политическую деятельность.
Понятие «политическая деятельность» предполагает уже более конкретные, а главное, более определенные в части цели, разнообразные действия людей, направленные на реализацию данной цели. Отличительными характеристиками такой деятельности выступают следующие:
сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Очевидно, что политическая деятельность – это, по большому счету, деятельность профессионалов, не ограничивающихся обращением к своему активному избирательному праву.
Органическая связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности действий. Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их такие, как политические законы, условия, потребности, культурная среда и политическая ситуация. При этом напомним, что политическое взаимодействие, являясь феноменом более аморфным в силу своей «доступности», от указанных обстоятельств зависит в меньшей степени.
2. Какие причины оказали решающее влияние на установление тоталитарного режима в Советском Союзе: субъективизм его руководителей, социалистическая идеология, противоборство двух мировых систем?
Среди причин установления тоталитаризма в Советском Союзе можно назвать следующие:
1. субъективизм его руководителей – причина, на мой взгляд, косвенная, поскольку субъективизм был возможен – возможен, исходя из обстановки рождения режима, возможен, исходя из признанной государственной идеологии. Субъективизм сам по себе не может выступить определяющим фактором при формировании и установлении данного политического режима, поскольку требуется некоторое количество людей, заинтересованных в его установлении, а для коллектива требуется некая сплачивающая идея.
2. социалистическая идеология – этот фактор сыграл свою роль в установлении тоталитарного режима в Советском Союзе более очевидно, нежели предыдущий, что объяснимо с позиции психологии: единая идея, преподнесенная как жизненно важная необходимость, становится тем цементирующим основанием, на котором возможно произрастание различного рода индивидуальных амбиций.
3. противоборство двух мировых систем или биполярное пространство – данная причины имела двоякое трактование: во-первых, преподносилась, как наличие внешнего врага, что опять-таки сплачивало, выступая острым психологическим личностным переживанием, а во-вторых, стимулировало реализацию личных амбиций «вождей».
Таким образом, ни одна из причин, взятая в отдельности, не в силах породить тоталитарные ипостаси власти, однако, образуя «комплекс», они делают становление тоталитарного режима вполне реалистичным.
Помимо указанных, в литературе выделяются следующие причины:
1.усложнение общественных связей и взаимозависимостей;
2. нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые
возможности для манипулирования общественным сознанием -радио, телевидение, средства связи, СМИ;
3. появление монополий и их срастания с государством;
4. этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства, распространение коллективистских взглядов;
5 массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству, величественной сакральной Власти;
7. острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.
3. Можно ли говорить о независимых средствах массовой информации?
Представляется, что говорить о независимых СМИ было бы слишком наивно и необоснованно, и, по сути, напоминает дискуссию о возможности познания объективной истины. Действительно, сегодня независимость должна означать как независимость финансовую, так и независимость идеологическую, абсолютный нейтралитет относительно политических симпатий и сторонний взгляд на события общественной жизни. Однако, это невозможно – объяснение очевидно настолько, что детальные комментарии могут показаться пошлыми и примитивными.
Так, зависимость между финансированием и «заказом» - даже скрытым, это естественное понимание ситуации: «кто платит, тот и заказывает музыку».
Кроме того, абсолютный нейтралитет в обзоре и комментировании событий общественной жизни невозможен – человек эмоционален и не может не иметь принципов и убеждений, которые так или иначе получает свое выражение в публикуемых (к примеру) материалах.
Далее. Объявление себя независимой газетой, любым другим изданием привлечет внимание только лишь в первое недолгое время, а далее потребуются «горячие» новости, обзоры, мнения… Социальный заказ, так называемый.
Еще. Сегодня статус независимого СМИ подразумевает ее априорную оппозиционность существующей власти, в первую очередь. Очень оппозиционных наша «единоросская» власть имеет привычку закрывать под флагом борьбы с экстремизмом.
4. Исходя из Конституции Российской Федерации, укажите к какому типу государства следует отнести Россию?
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – это:
Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1.ст.1);
Социальное государство (ч.1 ст.7);
Светское государство (ч.1 ст.14).
Отсюда по типу режима – демократическое, по степени идеологизации – официальная идеология формально отсутствует, по факту навязывается устав «Единой России», по уровню экономического развития – индустриальное.
К основным внешнеполитическим функциям государства в теории принято относить следующие:
1. Функция обороны – деятельность государства, направленная на поддержание вооруженных сил в состоянии боевой готовности
2. Дипломатическая функция - способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.
3. Поддержка мирового правопорядка - заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.
4. Внешнеэкономическая функция - связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.
5.Культурное сотрудничество между странами - осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями.
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности – таких, как рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.
6. В чём отличие политических партий от политических движений?
Принципиальными отличиями политических движений от партий в литературе называются:
отсутствие поставленной предварительно цели борьбы за власть.
политические движения не отличаются постоянством состава.
Отсутствует четкая структура либо слабо выражена.
Движения выдвигают достаточно общие идеи и не имеют четкой программы.
отсутствует разветвленный аппарат управления.
движения объединяются на основе одной общей идеи, а не развернутой идеологии.
7. Одной из популярных идеологий является консервативная. В ней находит отражение привязанность народа к определённым существовавшим ценностям. Какие из них включили бы Вы в эту идеологию?
Я не имею четко, определенного мнения относительно указанного вопроса. Однако, некие соображения наличествуют.
Итак, какие традиционные ценности были бы включены мной в идеологию консерватизма? Конечно, сразу вспоминается трилогия графа Уварова «православие-самодержавие-
В то же время, представляется, что полная реализация данного принципа абсолютно не адекватна мировоззрению последних поколений россиян, воспитанных в духе пресловутой свободы и Конституции РФ.
Вторым вариантом выступает понимание консерватизма как возврата к идеям коммунистическо-
Мои предложения сводятся к следующим пунктам:
Увеличение доли государственного контроля, его усиление и неотвратимость санкций, в сфере обращения природных ресурсов России – как добываемых или добытых, так и нетронутых;