Контрольная работа по "Политическим режимам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Понятие "политический режим" появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Содержание

Введение 3
1. Политический режим как категория политологии: сущность и критерии классификации. 4
2. Демократический политический режим. 6
3. Тоталитарный политический режим. 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

политические режимы.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра истории и социально-политических дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «Политические режимы»

 

 

 

 

 

                                                                     ВЫПОЛНИЛА:

Студ. з/о «Бух. учета, анализа и аудита»

                                               Шифр

                                                                                        ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2010

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Политический  режим как категория политологии:  сущность и критерии классификации. 4

2. Демократический  политический режим. 6

3. Тоталитарный  политический режим. 9

Заключение 14

Список использованных источников 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политический режим - это  система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим определяется формой государства и присущей ему  формой правления.

Понятие "политический режим" появилось в научном обороте  во второй половине ХХ века. Это явление  политической жизни и политической системы общества в целом. Это  понятие имеет синтезированный  характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно  показывает подлинные возможности  человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Не удивительно, что, к  примеру, польский политолог Е. Вятр под политическим режимом понимает систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.

В таком подходе политический режим совмещает конституцию  страны и политические реальности. Это очень важно. Положения конституции не всегда могут соответствовать тому, что реально есть в политической жизни. Понятие "политического режима" совмещает и первое, и второе. В нем выражается политический климат, существующий в данном обществе.

Можно утверждать, что политический режим охватывает все общество, как уже отмечалось выше, властные отношения пронизывают все его сферы. А политический режим задает тон всем властным отношениям, определяя долю государственного участия в них. Политический режим обозначает политический элемент в экономике, социальной сфере, культуре, межнациональных отношениях, индивидуальной и группой психологии граждан, их сознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политический режим как категория политологии: сущность и критерии классификации.

В науке существуют два  подхода в трактовке режима:

  1. Юридический: делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства.
  2. Социологический: опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход. Он позволяет  в качестве агентов власти рассматривать  не только правительство или официальные  структуры, но и все социальные силы, реально влияющие на принятие и осуществление  решений.

Некоторые политологи выделяют несколько основных признаков политического  режима.

Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации  макросоциальных процессов. Поэтому  по содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект.

Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и  ее определенную стабильность, поскольку  все элементы системы приводит в  упорядоченное взаимодействие.

Режим представляет собой  совокупность властных структур, что  дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия. Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.

Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

Не случайно американские политологи указывают на то, что  тот или иной политический режим  представляет собой специфический  период действия политической власти в рамках определенной политической системы.

Политический режим можно  охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера  осуществления властных отношений  во всех сферах общественной жизни, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Таким образом, политический режим олицетворяет собой всю  политическую систему общества, характер принятия политических решений и  протекания политических процессов, т.к. отражает распространение власти на всех уровнях социальной организации общества.

Категория "политический режим" воплощает в себе реальную политическую власть в обществе и методы ее осуществления. Она характеризует также то, как соотносятся и взаимодействуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

На ту или иную разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных  органов и юридические формы  их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нередко складывается вопреки интересам господствующего класса.

Обычно выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный и демократический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демократический политический режим.

Утверждение демократии и  демократических социальных порядков в настоящее время является по сути дела универсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при  этом понимание демократии каждой партией  или движением может существенно  различаться. Это происходит в силу того, что термин "демократия" очень многозначен. Он используется для обозначения не только формы  государственного устройства или политического  режима, но и идеала политической организации  общества. Демократия характеризует  определенные процедуры и технологии реализации власти, тип политической культуры, разновидность идеологии  и т.д.

Демократия как определенная система власти представляет собой  форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Она открыта для любого варианта социального выбора, отвечающего  представлением большинства населения.

Демократия обладает рядом  универсальных способов и механизмов организации политического порядка. Такая политическая система предполагает:

- обеспечение равного права всех граждан на участие в управление делами общества и государства;

- систематическую выборность основных органов власти;

- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

- абсолютный прирост правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);

- профессиональный характер правления элит;

- контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

- идейный плюрализм и конкуренция мнений.

В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании  возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение  граждан в процесс принятия решений  через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.

Универсальные свойства современной  демократии связаны и с идейными основаниями власти. Опыт политического  развития последних десятилетий  убедительно показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму  диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида.

Такое идейное основание  функционирование государственных  институтов не только цементирует все  здания демократии, но и отличает демократический  политический режим от всех иных политических режимов.

Разделение властей является одним из основных принципов демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребление и возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной с правом. В демократически устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов. Они объединены в рамках трех основных "ветвей":

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

Эти власти распределены между  собой, что позволяет удерживать государственную власть от возможных  злоупотреблений.

Демократический политический режим функционирует на важнейшем  в политическом отношении принципе: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

Основные признаки демократического режима сформулированы в основных функциях его парламента:

  1. Представительная функция, которая служит политическому выражению дифференциации общества по интересам – этнического представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и т.д. Парламент призван обнажать (вскрывать) конфликты интересов и находить пути их разрешения;
  2. Функция власти, т.е. парламент – это орган, принимающей решения. Он определяет направление развития общества в целом и его основных подсистемах, их структуру, политическое содержание;
  3. Правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организацией;
  4. Функция политического контроля и привлечения к ответственности, т.е. парламент наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями;
  5. Функция легитимности – парламент осуществляет эту деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тоталитарный политический режим.

Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин "тоталитаризм" немецкий философ  и политолог К. Шмитт, а уже  перед началом второй мировой  войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного  государства. В 40-е и 50-е годы ХХ века начинает складываться цельная теория тоталитарного политического режима.

Тоталитаризм - это такой  политический режим, который характеризуется  широким и разносторонним контролем  со стороны государственной власти над отдельным человеком и  всем обществом, единой идеологией, направленностью  внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.

Термин "тоталитаризм" (от лат. totalitas - целостность) появился в 20-х годах прошлого столетия в  Италии и приобрел политическую окраску  после того, как Б. Муссолини использовал  его для характеристики установленных  им политических порядков на основе теории "органистского государства" олицетворявшего мощь официальной власти призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.

К числу главнейших предпосылок  возникновения такого режима относится  становление индустриального развитого  общества. Одним из существенных следствий  этого стало условием становления  общественной структуры, что привело  к разрушению привычных связей между  традиционными социальными слоями и группами общества, а также к  появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее демографических  сдвигов отдельный человек терял  социальную устойчивость и стремился  отыскать точку опоры в "понятной" и устремленной в будущее идеологии.

Тоталитарные тенденции  подстегивались интенсивным развитием  науки и техники, что порождало  иллюзию полной познаваемости законов  природы и общества. В общественном сознании утверждалось представление  о возможности тотального планирования общественного развития в целях  достижения всеобщего процветания  в исторически обозримые сроки. Ставка в практической реализации этого  рода иллюзий делалась на государственный  аппарат с его возможностями  всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни.

В качестве предпосылки для  возникновения тоталитарного политического  режима исследователи отмечают появление  массовых коммуникаций, позволявших  не только установление прямых отношений  государства с различными социальными  слоями и группами общества, но и  с отдельными гражданами. Утверждению  тоталитарных политических режимов, способствовало и улучшение материального состояния основной массы населения, что еще больше укрепляло убежденность общества в пользе дальнейшей централизации власти и всемерного контроля государства над всеми сферами жизнедеятельности людей.

Информация о работе Контрольная работа по "Политическим режимам"