Контрольная работа по дисциплине: Политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяли и определяют как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности. Так, В.Консидеран, талантливый последователь Ш. Фурье, понимал политику как совокупность воюющих между собой мнений и теорий, относящихся к основным принципам правительства или различным административным системам, которые оспаривают одна у другой портфели ради наибольшего блага нации. М. Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение ее между группами внутри государства. В. Ленин считал самым существенным в политике устройство государственной власти.

Содержание

Понятие политика и политология…………………………………………….3
Объект и предмет политологии………………………………………………6
Методы политологии………………………………………………………...11
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Контрольная политология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Бухгалтерский учет и АХД» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Политология 
 
 
 
 
 

Выполнила:

слушательница группы 1-23-70з                                                     Хитрина Е.А. 
 

Приняла:

преподаватель                                                                                  Кычанова Е.Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2009

Задание № 5

Политология – наука о политике

  1. Понятие политика и политология…………………………………………….3
  2. Объект и предмет политологии………………………………………………6
  3. Методы политологии………………………………………………………...11

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие политика и политология

     Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяли и определяют как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности. Так, В.Консидеран, талантливый последователь Ш. Фурье, понимал политику как совокупность воюющих между собой мнений и теорий, относящихся к основным принципам правительства или различным административным системам, которые оспаривают одна у другой портфели ради наибольшего блага нации. М. Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение ее между группами внутри государства. В. Ленин считал самым существенным в политике устройство государственной власти.

     Определение политики через государственную  власть отличается предметностью с  ориентацией на инструментальную особенность политики. И на уровне характеристики через институты, структуры политику можно было бы определить как дела государства, участие в делах государства, борьбу за государственную власть, против государственной власти, использование государственной власти для реализации определенных целей.

     С разделением властей в государстве, децентрализацией властных полномочий, развитием партийных систем, средств  массовой информации, многочисленных и разнообразных групп, объединенных общими интересами, содержание политики, политической жизни уже не сводится к государственной власти. К миру политики относятся не только собственно властные структуры, но все, что выражает отношение к ним и овладение ими. Поэтому мир политики — это не только государственные, но также партийные организации и избирательная система, типы и формы поведения по поводу отношений к власти, процессы принятия и реализации решении, распространение и воспроизводство объединяющих символов.

     В свою очередь государство берет под свою опеку решение некоторых экономических вопросов. Управление государственным предприятием и работа налоговых служб, организация общественных работ судебное производство — все это дела государственных структур, но совсем не обязательно они носят политический характер. Иными словами, политика делается не только государственными органами, и государственные органы в свою очередь не всегда занимаются только политикой.

     Процесс выхода политики за пределы отношений  государства уловил М. Вебер, определив существо политики как деятельность по руководству. В итоге политика стала идентифицироваться со всеми властеотношениями, основанными на выполнении общественно необходимых функций.

     В такой, не только строго государственной, интерпретации политика видится компонентом всей ткани отношений между управляемыми и управляющими. С идентификацией политики с властью открывается перспектива изучения элементов политики на всех уровнях, в том числе и на микроуровне (малая политика) между конкретными субъектами.

     Следует, что государственность властеотношений — типичное, наиболее распространенное, основное, но не единственно возможное выражение политики. Масштабность и государственность власти не всегда имеют значение для определения ее как политической. Известный американский политолог К. Дойч определяет политику как осуществление более или менее полного контроля над человеческим поведением посредством добровольной привычки повиноваться в сочетании с возможной угрозой применения силы.

     Американская  версия присутствия политики везде, где есть власть, не обязательно государственная, имеет весьма существенный практический аспект. Элементы политики видятся там, где стоит задача обеспечить согласованность, согласие. Для американской традиции характерна тесная связь политической науки с социологией и психологией. На микроуровне в масштабах коллектива политические отношения видятся как часть культуры общения, управления, решения проблем совместимости в органическом взаимопереплетении с нравственными и психологическими отношениями и процессами.

     В итоге политика - это огромный мир, существующий самостоятельно от экономики, культуры и взаимодействующий со всеми сферами человеческого бытия. Так власть проявляется в существовании больших и малых структур, отдельных от человека и отчужденных от него. Но власть политического лидера — это не только политический, но и нравственный и психологический феномен.

     Что же касается понятия политологии, то политология — это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Объект и предмет политологии

     Основополагающими объектами исследования политологии  являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений – экономическое, социокультурное, философское, социально-психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих, прежде всего правовые аспекты данной проблемы. Политология призвана анализировать государство и властные отношения, прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса.

     Представления о предмете политической науки сформировались только в начале XX в. после того, как сложилась целая система устойчивых политических ценностей и стала развиваться общественная и академическая потребность в систематическом изучении политики. В разных странах понимание предмета политической науки складывалось далеко неодинаково. Национальные особенности развития социальной мысли в целом в отдельных странах оказались настолько значительными, что и сегодня в мире нет единого понимания предмета политической науки. Но во всех случаях основной круг проблем политологии формируется из обобщения национального политического опыта в соотношении с общецивилизационными политическими достижениями и особенностями политики в других странах.

     Согласно немецкой традиции политология включает систему знаний об институтах, политическую социологию и их теоретическую основу — политическую философию. Такой подход близок российской традиции, а именно: признание идейного первенства общего над частным, также интеграция политического знания. Политика поддается управлению и рассматривается как часть процесса управления. Сопротивление, напряженность, революции воспринимаются как случайная помеха, непредвиденное нарушение порядка.

Современный курс лекций по политологии в Мюнхенском университете состоит из обзора политики наиболее значимых для Германии государств (США, Франции, Китая, СССР), характеристики политической системы Германии и близкой для Германии Франции, очерков истории Китая, политической мысли, политической философии марксизма. Курс политологии в Боннском университете менее разнообразен и более последователен. Он сводится к характеристике внешней и внутренней политики ФРГ, основным периодам политического развития Германии в XX в., правительственным и партийным системам послевоенной Германии, истории политической мысли, начиная с Макиавелли (или Гегеля) и кончая современными политологами.

     Естественно, что в курсах политологии в  российских университетах общие  вопросы власти и демократии, политических систем рассматриваются на основе обобщения российского опыта, учета практики Запада.

     Европейская традиция уходит корнями в государствоведение. Политология формировалась здесь как дочерняя наука от традиционных направлений развития мысли: философского, юридического, исторического. Возникнув на базе теории конституционного права, она сегодня включает в предмет исследования политическую деятельность не только государств, но и негосударственных объединений и образований. Появление политологии и социологии в 20—30-е годы отражало кризис классического, юридического мировоззрения, институционального подхода, способствовало исследованию функциональности институтов, при этом акцент был сделан на понятиях, за которыми стояли живые люди, группы, личности: "элита", "вожди", "мнение", "конфликты", "оппозиция", "кризисы", "реформы", "стабильность", "поведение". Задача европейской политической науки заключалась в анализе политических институтов, их взаимодействии, а также в создании целостной политической теории, выявлении эволюции политической системы, демократии, ее тенденций.

     В британской политологии сильно внимание к политической истории, объяснению политических процессов через национальную традицию. В политологии Англии выделяется группа политических наук. Отдельно изучаются политические учреждения, общественная администрация, политическая философия, политическая антропология, избирательные системы.

     Во  Франции сильны традиции политической науки в рамках государствоведения. Так, многие авторы склонны идентифицировать главное в политологии с институтоведением (государственные, партийные системы, институты власти). Традиционалисты — конституционники (М. Прело, Ж. Бюрдо) идентифицируют политическую науку с наукой о государстве. Это наиболее узкая трактовка предмета политической науки. Однако такие влиятельные политологи, как Р.Арон и М.Дюверже считали предметом политической науки власть в разных формах ее проявления.

     В американской политической науке сосуществуют несколько вариантов понимания предмета. Группа ученых (Ч. Мериам, Т. Парсонс, К. Фридрих, Р.Даль) понимают под политической наукой науку о власти, главная функция которой — распределение ресурсов, обеспечение общего порядка. Но распространена и более узкая трактовка политической науки. Становление американской политической науки в США связано с переходом к прямому анализу политического поведения, Динамики политических процессов и использования методик, разработанных эмпирической социологией. Соответственно содержание политической науки часто сводится к исследованию способов принятия решений. Г. Лассуэл считал, что политическая наука призвана заниматься изучением факторов политического воздействия, влияния. Основная задача науки видится в поисках путей стабилизации американской политической системы.

     Предмет политической науки, считает американский политолог Д.Смит, составляют не общие законы, а главным образом специфические проблемы и частные институты. М. Гравитц определял политическую науку "как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение людей, приводящее в движение людей..." Политическая наука и учебные курсы по политической науке США складываются из следующих блоков знаний: американская форма правления, политическая теория, сравнительные исследования (сравнительная политология), теория международных отношений, социология политики, общественная администрация.

     В целом в трактовке предмета проявляются  три тенденции. Первая тенденция  — это крайнее сужение предмета. Вторая — отрицание каких-либо границ предмета. Третья акцентирует внимание на власти, т.е. на таком предмете, сфера которого всегда подвижна, изменчива. При этом следует учитывать, что различия в трактовке предмета политической науки не столько влияют на границы академического поля исследования, сколько выражают разнообразие точек зрения относительно главного в политологии. Так, конституционники подчеркивают, что политическая наука не сводится к изучению государства, ее объектом является также партийные системы, элиты, лидерство. Сторонники широкой интерпретации политологии подчеркивают, что главное в политической науке — государство.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Политология