Контрольная работа по дисциплине: «Политология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

на тему: «Избирательное право и избирательная система в современной России»
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, также, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав, зависит, каким станет наше государство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Этапы развития Российского избирательного права………………………………..4
2. Понятие избирательного права……………………………………………………….7
3. Принципы избирательного права…………………………………………………...10
4. Избирательная система в Современной России……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

контр раб.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Ничего  оригинального в этом нет. Такая  ситуация существует во многих зарубежных странах, когда по-разному избираются разные органы, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других странах.

     Оригинальное  в российском законодательстве - это крайняя усложненность, длинноты, забюрократизированность и запутанность. Например, закон о выборах Президента РФ примерно в 35 раз пространнее, чем французский закон. Французы читают свой закон, в то время как избиратели-россияне свой закон читать не будут. Наш закон о выборах в Государственную Думу примерно в 20 раз пространнее немецкого, в котором кроме выборов в бундестаг говорится еще и о референдуме, и о народной законодательной инициативе, которой у нас нет. Понимаете, нельзя их прочитать рядовому избирателю -500 страниц. А вот, скажем, немцу свои 20 все-таки осилить можно.

     В свое время советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и  степени знакомства населения с  законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

     Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и  региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной  системы при формировании конкретных органов политической власти. 

     Мажоритарная  система имеет  разновидности:

     1. Мажоритарная система относительного большинства голосов.

     2. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.

     3. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов.

     1. Мажоритарная система относительного большинства голосов - это самый распространенный вид. Ее применяет 43 страны (как правило, англоязычные). Считается выбранным тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем его соперники. Не требуется от кандидата набрать определенный минимум голосов и нет необходимости устанавливать кворум, то есть обязательный минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися. Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие.

     Преимущества  этой системы заключается в том:

     - результативна (нет необходимости  проводить второй тур, депутатское  место занимается сразу);

     - понятна избирателям;

     - экономна;

     - позволяет крупным партиям получать твердое большинство.

     Но  также есть и недостатки:

     - часто депутат избирается меньшинством  избирателей;

     - теряются голоса, поданные за  других депутатов.

     2. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.

       Отличия от мажоритарной системы относительного большинства голосов:

     - необходимо набрать не простое  большинство, а обязательно абсолютное (50 % +1 голос), большинство от принявших  участие в выборах избирателей;

     - если никто из избирателей  не наберет необходимого абсолютного  большинства (50 % +1 голос), проводится второй тур, где участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1 туре. Побеждает тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

     - предусматривается обязательный  кворум: необходимо участие более  половины или четверти избирателей от числа всех зарегистрированных. Эта система дает меньше искажений.

     3. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов

     Мажоритарная  система квалифицированного большинства  предполагает признание избранным  кандидатам, получившего квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом.

     Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью  и встречается реже.

     Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

     Кандидаты на должность Президента РФ могут  быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие  в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

     Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

     Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона). 

     Пропорциональная  система

     Пропорциональная избирательная система - избирательная система,  при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, полученных ею на выборах.

     Главная суть этой системы в том, что:

     - за голоса избирателей борются  политические партии, а не кандидаты;

     - партии выдвигают "партийные  списки", в которых указываются  кандидаты от данной партии;

     - избиратель голосует за партию;

     - мандаты распределяются пропорционально  числу голосов полученных на  выборах.

     Также эта система имеет ряд достоинств:

     - не устраняет с политической арены мелкие партии;

     - более точно отражает расстановку  политических сил в обществе;

     - динамична;

     - способствует более частой сменяемости  власти;

     - укрепляет многопартийность и  плюрализм.

            Основные ее  недостатки:

     - пестрая картина политических сил;

     - многочисленные партии не могут  между собой договориться, что  приводит к не стабильности;

     - избиратели часто не знают  всех членов партии представленных  в списке;

     - нет ни прямой, ни обратной  связи между конкретными депутатами  и конкретными избирателями.

     Для устранения недостатков вводится заградительный барьер для предотвращения проникновения  слишком мелких партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем  самым достигается стабильность.

     Партии, набравшие менее 5 % голосов, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мандатов не допускаются.

     Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

     Депутаты  избираются пропорционально числу  голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

     При этом политическая партия вправе выдвинуть  в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это важно иметь в виду, так как данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан. Более того, в законе о выборах депутатов Государственной Думы есть статья, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

     Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

     А в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Это новое  положение закона о выборах депутатов  Государственной Думы гарантирует  пропорциональное представительство  в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению мандатов, будет осуществляться с учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе партия получает больше голосов, чем в другом, то соответственно от первого региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит депутатские мандаты.

     Выдвижение  федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

     Если  федеральный список кандидатов партии, внесшей избирательный залог, получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей такой список политической партией, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

     Главы регионов назначаются путем представления  Президентом РФ кандидатур законодательным  собраниям соответствующих субъектов  РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Политология»