Конституция РФ как идеологическая основа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:41, доклад

Описание работы

В 2008 году исполняется 15 лет со дня принятия пятой в истории нашей страны Конституции. За это время Конституция не раз подвергалась оценке своих положений, анализу и характеристике. Немало было сформулировано предложений по внесению поправок в Конституцию. Высказывались различные предположения и относительно ее возможного срока действия. Но несмотря на все пессимистичные прогнозы Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, стала одним из самых успешных документов подобного рода, принимаемых когда – либо в нашем государстве. Став, по сути дела, эталоном стабильности в нашей переменчивой жизни.

Работа содержит 1 файл

Конституция РФ как идеологическая основа .doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Алфимцев  В.Н.

Конституция РФ как идеологическая основа разрешения межнациональных  противоречий. 

    В 2008 году исполняется 15 лет со дня принятия пятой в истории нашей страны Конституции. За это время Конституция не раз подвергалась оценке своих положений, анализу и  характеристике. Немало было сформулировано  предложений по внесению поправок в Конституцию. Высказывались различные предположения и относительно ее возможного срока действия. Но несмотря на все пессимистичные прогнозы Конституция РФ, принятая  12 декабря 1993 года, стала одним из  самых успешных документов подобного рода, принимаемых когда – либо в нашем государстве. Став, по сути дела, эталоном стабильности в нашей переменчивой жизни.

    В данной статье хотелось бы рассмотреть Конституцию РФ под не совсем привычным углом, а именно как идеологическую основу разрешения межнациональных противоречий. Не секрет, что в последние годы  в обществе нарастали националистические и ксенофобские настроения (это отмечается  в различных исследованиях, в том числе на это обращает особое внимание  Уполномоченный по правам человека в своих ежегодных докладах). Межэтнический и межнациональный антагонизм усиливался, превращаясь в долговременный  элемент общественно-политической жизни общества.

    Учеными и иными исследователями данной проблематики, выдвигались различные мнения относительно факторов, способствующих усилению данного процесса. Среди них выделялись и социально-экономический кризис, и последствия серьезных деформация национальной политики, накопившиеся за долгие годы, и неконтролируемая миграция, и многие другие.  Но, несмотря на все многообразие конкретных причин и условий, лежащих в основе межнациональных конфликтов, единым началом, практически всегда, является нарушение конституционного принципа национального равноправия. Неслучайно в законодательстве большинства демократических государств и в международно-правовых актах решение национального вопроса увязывается, прежде всего, с закреплением равноправия наций и народностей, обеспечения равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности.

    Каждый  этнос обладает национальным суверенитетом, который выражается, прежде всего, в  праве нации на самоопределение. Право народа, этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своего бытия, государственного устройства – один из общепризнанных принципов международного и одновременно конституционного права. Принцип самоопределения народов в качестве конституционного более значим для многонациональных государств с федеративным устройством  или с использованием национально-территориальной автономией. В конституционном праве этот принцип проявляется в связи с объединением народов на основе самоопределения в единое многонациональное государство: именно такой аспект закрепляет Конституция РФ, провозглашая, что многонациональный народ России,  исходя из принципов равноправия и самоопределения, принимает Конституцию.1

    Как справедливо отмечает Н.С. Бондарь, именно конституционное право, обладает тем институционным и организационно- правовым, властным инструментарием, с помощью которого становится возможным оказывать не только запретительное, но и позитивно-регулятивное (в различных формах его проявления) воздействие на сферу межнациональных отношений.2 Конституция РФ, обладая в полной мере подобным инструментарием, претворяет его в жизнь через свои положения. Межнациональным отношениям в Конституции 1993 г. в общей сложности посвящено 43 статьи.

      Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3,пункт 1 Конституции РФ).Соответственно, не какая-то отдельная нация, народность, иная этническая общность могут выступать в качестве носителя и источника власти в Российском государстве, а исключительно российский народ в целом, как многонациональная общность.

      В соответствии с Конституцией 1993 года в России разграничиваются полномочия между центром и субъектами федерации, что,   по мнению авторов, создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия различных уровней управления с учетом национальных и региональных интересов.

    Авторы  Конституции 1993 года включили в ее состав нормы о защите интересов коренных малочисленных народов (ст.69, 71, 72). Эта сфера национальной политики, находится, в совместном ведении федерации, и ее субъектов. Федерация реализует и защищает права национальных меньшинств, определяет федеральную политику и программы в области культурного и национального развития малых коренных народов (статья 71).

      Отметим также, что законодатель отдельным пунктом выделяет защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих этнических общностей (пункт «м», часть 1, статья 72 Конституции РФ).

    В многонациональных государствах, где  граждане говорят на десятках языков и наречий, всегда остро стоит  вопрос о праве людей разговаривать на языке своего этноса, пусть даже небольшого по численности. Государственным языком России на всей ее территории является русский язык (статья 68, п.1). Наряду  с этим республики, входящие в состав России, имеют полное право устанавливать на своей территории свой государственный язык.

    Всем  гражданам гарантируется право  на пользование своим родным языком, право на свободный выбор языка общения (статья 26).  В России запрещается пропаганда языкового превосходства (статья 29). Также государство берет на себя заботу о создании условий для изучения и развития, сохранения своего родного языка (статья 68, п.3). Декларируя подобного рода нормы законодатель, тем самым, еще раз подчеркивает многонациональность Российской Федерации, в котором нет места национализму и ксенофобии.

    С усилением межнациональных противоречий, все чаще начинают вестись дискуссии на тему формирования единой национальной идеи.  Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. Ведь только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации.3

    Несмотря  на то, что  Конституция РФ  провозглашает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13),  хочется отметить, что именно конституции принадлежит  особая роль в формировании государственной идеологии.    С.А. Авакьян справедливо отмечает, что «конституция просто не может быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом… каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей… и нацелена на, то чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества».4  Конституция РФ высшей ценностью признает человека, его права и свободы. А также, как отмечалось выше, признает равноправие граждан, независимо от национальной принадлежности.

    Таким образом, в политике по разрешению межнациональных противоречий Конституции РФ принадлежит основополагающая роль. Конституция РФ содержит все необходимые положения для противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму. Их правильная реализация на практике является приоритетной задачей государственных органов, и способствует установлению стабильных межнациональных и межэтнических отношений в обществе. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках нынешней Конституции, но сложно отрицать тот факт, что любой проект Конституции, который, мог бы быть принятым в те, не самые спокойные, годы нашей истории, нашел бы как своих сторонников, так и ярых противников. И пусть исполнение положений Конституции пока еще далеки от идеала, но все – таки, представляется что, по соотношению провозглашенного и выполняемого, она является, своего рода, лидером среди Основных Законов, которые принимались в нашем государстве.

Информация о работе Конституция РФ как идеологическая основа