Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:41, доклад
В 2008 году исполняется 15 лет со дня принятия пятой в истории нашей страны Конституции. За это время Конституция не раз подвергалась оценке своих положений, анализу и характеристике. Немало было сформулировано предложений по внесению поправок в Конституцию. Высказывались различные предположения и относительно ее возможного срока действия. Но несмотря на все пессимистичные прогнозы Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, стала одним из самых успешных документов подобного рода, принимаемых когда – либо в нашем государстве. Став, по сути дела, эталоном стабильности в нашей переменчивой жизни.
Алфимцев В.Н.
Конституция
РФ как идеологическая
основа разрешения межнациональных
противоречий.
В 2008 году исполняется 15 лет со дня принятия пятой в истории нашей страны Конституции. За это время Конституция не раз подвергалась оценке своих положений, анализу и характеристике. Немало было сформулировано предложений по внесению поправок в Конституцию. Высказывались различные предположения и относительно ее возможного срока действия. Но несмотря на все пессимистичные прогнозы Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, стала одним из самых успешных документов подобного рода, принимаемых когда – либо в нашем государстве. Став, по сути дела, эталоном стабильности в нашей переменчивой жизни.
В данной статье хотелось бы рассмотреть Конституцию РФ под не совсем привычным углом, а именно как идеологическую основу разрешения межнациональных противоречий. Не секрет, что в последние годы в обществе нарастали националистические и ксенофобские настроения (это отмечается в различных исследованиях, в том числе на это обращает особое внимание Уполномоченный по правам человека в своих ежегодных докладах). Межэтнический и межнациональный антагонизм усиливался, превращаясь в долговременный элемент общественно-политической жизни общества.
Учеными и иными исследователями данной проблематики, выдвигались различные мнения относительно факторов, способствующих усилению данного процесса. Среди них выделялись и социально-экономический кризис, и последствия серьезных деформация национальной политики, накопившиеся за долгие годы, и неконтролируемая миграция, и многие другие. Но, несмотря на все многообразие конкретных причин и условий, лежащих в основе межнациональных конфликтов, единым началом, практически всегда, является нарушение конституционного принципа национального равноправия. Неслучайно в законодательстве большинства демократических государств и в международно-правовых актах решение национального вопроса увязывается, прежде всего, с закреплением равноправия наций и народностей, обеспечения равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности.
Каждый этнос обладает национальным суверенитетом, который выражается, прежде всего, в праве нации на самоопределение. Право народа, этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своего бытия, государственного устройства – один из общепризнанных принципов международного и одновременно конституционного права. Принцип самоопределения народов в качестве конституционного более значим для многонациональных государств с федеративным устройством или с использованием национально-территориальной автономией. В конституционном праве этот принцип проявляется в связи с объединением народов на основе самоопределения в единое многонациональное государство: именно такой аспект закрепляет Конституция РФ, провозглашая, что многонациональный народ России, исходя из принципов равноправия и самоопределения, принимает Конституцию.1
Как справедливо отмечает Н.С. Бондарь, именно конституционное право, обладает тем институционным и организационно- правовым, властным инструментарием, с помощью которого становится возможным оказывать не только запретительное, но и позитивно-регулятивное (в различных формах его проявления) воздействие на сферу межнациональных отношений.2 Конституция РФ, обладая в полной мере подобным инструментарием, претворяет его в жизнь через свои положения. Межнациональным отношениям в Конституции 1993 г. в общей сложности посвящено 43 статьи.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3,пункт 1 Конституции РФ).Соответственно, не какая-то отдельная нация, народность, иная этническая общность могут выступать в качестве носителя и источника власти в Российском государстве, а исключительно российский народ в целом, как многонациональная общность.
В соответствии с Конституцией 1993 года в России разграничиваются полномочия между центром и субъектами федерации, что, по мнению авторов, создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия различных уровней управления с учетом национальных и региональных интересов.
Авторы Конституции 1993 года включили в ее состав нормы о защите интересов коренных малочисленных народов (ст.69, 71, 72). Эта сфера национальной политики, находится, в совместном ведении федерации, и ее субъектов. Федерация реализует и защищает права национальных меньшинств, определяет федеральную политику и программы в области культурного и национального развития малых коренных народов (статья 71).
Отметим также, что законодатель отдельным пунктом выделяет защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих этнических общностей (пункт «м», часть 1, статья 72 Конституции РФ).
В
многонациональных
Всем гражданам гарантируется право на пользование своим родным языком, право на свободный выбор языка общения (статья 26). В России запрещается пропаганда языкового превосходства (статья 29). Также государство берет на себя заботу о создании условий для изучения и развития, сохранения своего родного языка (статья 68, п.3). Декларируя подобного рода нормы законодатель, тем самым, еще раз подчеркивает многонациональность Российской Федерации, в котором нет места национализму и ксенофобии.
С
усилением межнациональных
Несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 13), хочется отметить, что именно конституции принадлежит особая роль в формировании государственной идеологии. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что «конституция просто не может быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом… каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей… и нацелена на, то чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества».4 Конституция РФ высшей ценностью признает человека, его права и свободы. А также, как отмечалось выше, признает равноправие граждан, независимо от национальной принадлежности.
Таким образом, в политике по разрешению межнациональных противоречий Конституции РФ принадлежит основополагающая роль. Конституция РФ содержит все необходимые положения для противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму. Их правильная реализация на практике является приоритетной задачей государственных органов, и способствует установлению стабильных межнациональных и межэтнических отношений в обществе. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках нынешней Конституции, но сложно отрицать тот факт, что любой проект Конституции, который, мог бы быть принятым в те, не самые спокойные, годы нашей истории, нашел бы как своих сторонников, так и ярых противников. И пусть исполнение положений Конституции пока еще далеки от идеала, но все – таки, представляется что, по соотношению провозглашенного и выполняемого, она является, своего рода, лидером среди Основных Законов, которые принимались в нашем государстве.
Информация о работе Конституция РФ как идеологическая основа