Конституция как основной закон государства. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата.

Содержание

Конституция как основной закон государства.....................................................3

Юридические свойства Конституции Российской Федерации…………..….14

Список использованной литературы………………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 44.72 Кб (Скачать)

         Содержание.

         Тема: Конституция как основной закон государства. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. 
 

Конституция как основной закон государства.....................................................3 

Юридические свойства Конституции Российской Федерации…………..….14 

Список  использованной литературы………………………………………..…19

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Конституция как основной закон  государства.

      В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты  определяются прежде всего тем, что  она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом  и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации  государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система. Вне всякого  сомнения конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает  равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц  и представителем. Ее принятие, а  тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений. Конституция, выполняя роль «главного  регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и  социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование  осуществляется на основе учета интересов  носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной  среды, международной обстановки и  внешнеполитических приоритетов, реакции  общественного мнения. Конституционные  положения содержат концентрированное  нормативное выражение принципов  внутренней и внешней политики государства.

      Термин  «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.[3]

        В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности. Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

      Основной  Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

      Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить  себе многочисленные правовые акты, действующие  в  стране, в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление  различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так  и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

      Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала «десоветизацию» государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.

        Новая Конституция занимает верховенствующие  положение в правовой системе  страны. Ее положение являются  первичными. Все остальные правовые  акты, принимаемые в рамках Российской  Федерации, в том числе федеральные  законы, конституции республик, уставы  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области и  автономных округов, должны соответствовать  Конституции Российской Федерации.  Это же относится к договорам  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации, ибо речь  идет о конституционном, т.  е. внутригосударственном, а не  о международном праве. В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий   высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.[2]

      Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций   (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. [2]

      Конституция как Основной закон государства  учреждает политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

      Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки  конституционного права.

      В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены  двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура  по внесению в нее изменений и  дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания  властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и  нормам, подлежат отмене. [2]

      В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран  являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для  мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей  конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина; что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей; что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

      Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в правовой системе современного демократического государства отличают следующие черты:

- особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

- учредительный, первичный характер конституционных установлений;

- всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

- особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

      Рассмотрим  эти черты:

      1. Конституция в современном значении  этого понятия является актом,  который принимается народом  или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с ее чертой. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатам единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

      Эта существенная черта конституции  и поныне признается доминирующей в  конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

      В советских конституциях такая формула  впервые была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года. Так в преамбуле Конституции 1978 года было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики… принимает и провозглашает  настоящую Конституцию» (в последующих  редакциях преамбулы эти слова  были сняты).

      Идею  о причастности народа к принятию не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это  выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течение шести  месяцев с широчайшим размахом и  призвано «освятить» Основной Закон  волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 года.

  1. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Информация о работе Конституция как основной закон государства. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.