Конституционные основы правого государства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Заключение
В настоящее время ведущее место науки государственного (конституционного) права определяется значимостью государственного права как отрасли права. В связи с новым этапом развития государственного конституционного права в нашей стране, в последнее время несомненно расширилась и сфера деятельности соответствующей науки. В связи с этим наметился ряд проблемных вопросов, требующих рассмотрения. Среди них, например, вопросы её предмета и метода, места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований в этой области. Мало исследований истории развития науки государственного права. В связи с провозглашением идеологоического многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия государствоведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство как философская и юридическая проблема……….4
1.1. Возникновение идеи правового государства……………………………...4
1.2. Понятие правового государства……………………………………………7
1.3. Признаки правового государства………………………………………….8
2. Правовое государство как элемент Конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………12
3. Особенности развития правового государства в Российской Федерации.15
3.1. История науки……………………………………………………………...15
3.2. Развитие правового государства в Российской Федерации…………….19
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 39.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

Восточно-Сибирский Государственный  Университет 

Технологии и Управления

 

Реферат по дисциплине: политология

На тему:

«Конституционные основы правого  государства Российской Федерации»

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса, гр. 591-2                    Гаврилова Д.С.

 

Проверил:

Преподаватель                                                                             Махеев Л.А.

 

 

 

Улан-Удэ

2013 год.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3 

1. Правовое государство  как философская и юридическая  проблема……….4 

1.1. Возникновение идеи  правового государства……………………………...4 

1.2. Понятие правового  государства……………………………………………7 

1.3. Признаки правового  государства………………………………………….8 

2. Правовое государство  как элемент Конституционного  строя Российской Федерации………………………………………………………………………12 

3. Особенности развития  правового государства в Российской  Федерации.15 

3.1. История науки……………………………………………………………...15

3.2. Развитие правового  государства в Российской Федерации…………….19 

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к общественным наукам.

Сегодня перед нашим обществом  стоит благородная историческая задача - построение правового государства. При решении этого вопроса  повышается актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена науке  конституционного права, как науке  изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

Признание новых приоритетов  человеческих ценностей, освобождение от глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое государство как философская  и юридическая проблема

1.1. Возникновение  идеи правового государства.

 Представление о государстве  как организации, осуществляющей  свою деятельность на основе  закона, начали формироваться уже  на ранних этапах развития  человеческой цивилизации. С идеей  правового государства связывались  поиски более совершенных и  справедливых форм жизни. Мыслители  античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались  выявить такие связи и взаимодействия  между правом и государственной  властью, которые обеспечивали  бы гармоничное функционирование  общества. Ученые древности считали,  что наиболее разумна и справедлива  лишь та политическая форма  общежития людей, при которой  закон обязателен как для граждан,  так и для самого государства.

 Государственная власть, признающая право, и одновременно  ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считалась справедливой  государственностью. “Там, где отсутствует  власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

 В период начавшегося  разложения феодализма идеи правовой  государственности изложили прогрессивные  мыслители того времени Н. Макиавелли  и Ж.Боден. В своей теории  Макиавелли предпринял попытку  набросать контуры идеального  государства, наилучшим образом  отвечающего потребностям своего  времени. Цель государства он  видел в возможности свободного  пользования имуществом и обеспечения  безопасности для каждого. Боден  определял государство как правовое  управление многими семействами  и тем, что им принадлежит.

 В период ранних  буржуазных революций в разработку  концепции правового государства  значительный вклад внесли прогрессивные  мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс,  Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах,  Т.Джефферсон и другие.

 Гроций был первым  выдающимся теоретиком школы  естественного права. Целью государства  он считал охрану частной собственности  посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы  граждан. Он утверждал, что государство  могущественно только тогда, когда  оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и  удовлетворение его интересов, и  предостерегал современных ему  правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных  положений о господстве права  в общественной жизни. К их числу  относятся, например, обоснование формального  равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил  о господстве закона, как обеспечивающего  естественные, неотчуждаемые права  собственности, индивидуальной свободы  и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что  дозволено законами. Если бы гражданин  мог делать то, что запрещается  законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

 Значительный вклад  в разработку основополагающих  элементов правовой государственности  в этот период внесли Вольтер,  Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и  другие видные мыслители.

 Кант обосновал и  детально разработал философскую  основу теории правового государства,  центральное место, в котором  занимает человек. Верховенство  народа через верховенство Конституции,  выражающей его волю, обуславливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве,  которое выступает как “объединение  множества людей, подчиненных правовым законам”.

Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и  практику государственно-правового  строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций  своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились  во мнении, что правовым можно считать  лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

После октябрьской революции  идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью  исключена из действительности.

В последнее время в  результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло  свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство...”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие правового  государства

 Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3. Признаки правового государства

  • В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
  • Разделение властей;
  • Верховенство закона;
  • Строгое соблюдение прав и свобод человека;
  • Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:

  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;
  • Наличие  гражданского общества;
  • Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
  • Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;
  • Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
  • Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;
  • Единство прав и обязанностей граждан.

 Признаки правового  государства отражают основные  его черты, которые обязательно  должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в  государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей  деятельности подчиняться только закону.

 Верховенство закона  означает, что государство и личность  в своих действиях, прежде всего,  должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права  нарушить закон.

Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные  гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

 Правовое государство  немыслимо без развитого гражданского  общества, то есть, например, в России  невозможно построение правового  государства, так как у нас  отсутствует даже простое понимание  того, что закон должен стоять  выше всего. В России традиционно  высшей инстанцией считается  не закон, а его исполнитель  – глава исполнительной власти. Общество может стать только  тогда развитым, когда оно начнет  понимать основополагающие идеи  правового государства и начнет  претворять их в жизнь, но  не так бездумно, как предложило  нам Европейское Сообщество, а  сообразуясь с положением в  стране.

Созданию антимонополистических  механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные  ветви власти, ни о какой независимости  различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная  власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может  быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее  уже идет задача власти – воспитать  людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную  же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться  любая попытка повлиять на государство  или на его отдельные органы.

 Формирование обществом  законодательных органов может  происходить в абсолютно любом  государстве, но только в правовом  государстве эта привилегия общества  достигает расцвета, потому что  только развитое гражданское  общество, которое существует в  правовом государстве, может обеспечить  свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может  отпасть надобность в прямом  представительстве народа в государстве.  Постепенно, с развитием гражданского  общества, цели различных его  представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной  системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская – 348,8 млн. голосов, демократическая – 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

Информация о работе Конституционные основы правого государства Российской Федерации