Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:34, статья
Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства
Раскрыть предмет понятие и метод Конституционного права РК
Дать понятие конституционно-правовых норм и института.
Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
Раскрыть источники Конституционного права РК.
Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства |
|
16
декабря 1991 года был принят Конституционный
Закон «О государственной независимости
Республики Казахстан». Эта дата стала
отсчетом независимости нашей Республики.
С этого момента принято ряд правовых
актов, которые заложили юридическую основу
нового, суверенного государства - Республики
Казахстан.
Основным правовым документом является
Конституция Республики Казахстан 1995
года. Она обобщила основные положения
конституционных законов, принятых в республике
за годы независимости.
Конституция является основным источником
конституционного права, Основным Законом
государства, нормы которого являются
исходными для всех отраслей права, тем
самым, мы можем с полной уверенностью
утверждать, что конституционное право
- ведущая отрасль права Республики Казахстан,
является одной из профилирующих дисциплин
для студентов юридических специальностей.
1
Понятие, Предмет и Метод Конституционного права
Конституционное право - одна из отраслей
системы права Республики Казахстан.
Отрасль права - это самостоятельная часть
правовой системы, совокупность правовых
норм, регулирующих определенным методом
однородные общественные отношения. В
юридической науке основными критериями
деления на отрасли являются предмет и
метод правового регулирования.
Под методом правового регулирования
понимаются особые приемы, способы воздействия
на общественные отношения со стороны
государства (его органов) с помощью правовых
норм.
Предмет правового регулирования составляют
качественно однородные общественные
отношения. Предметом конституционного права
являются общественные отношения, регулируемые
нормами конституционного права, образуют
основу устройства государства и общества
и прямо связаны с осуществлением государственной
власти. По сравнению с другими отраслями
права, предмет конституционного права
отличается существенными особенностями.
Конституционное право регулирует отношения,
складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности
общества: политической, экономической,
социальной, духовной и др., в то время
как другие отрасли воздействуют на общественные
отношения в какой-либо одной области
жизни. Особенность конституционного
права состоит и в том, что его нормы регулируют
лишь определенный слой отношений в указанных
сферах - те отношения, которые можно назвать
базовыми в каждой из указанных сфер.
Методы
конституционного права, как совокупность
приемов и способов регулирования конституционно-правовых
отношений.
Различают:
1.
Метод обязывания. Применяется как
в отношении государственных органов,
так и в отношении физических лиц во всех
сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции
Республики Казахстан) .
2.
Метод запрещения.
Применяется преимущественно в отношении
государственных органов, общественных
образований, в ограниченных случаях применяется
в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции
Республики Казахстан).
3.
Метод дозволения.
Применяется для установления статуса
человека и гражданина (ст.21 Конституции
Республики Казахстан), также при определении
полномочий государственных органов (п.4
ст.53 Конституции Республики Казахстан).
4.
Метод признания,
т.е. признание естественных прав человека
(п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан).
2
Конституционно-правовые нормы и институт
Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права, они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством.
Однако у норм конституционного
права есть особенности, отличающие их от норм других
отраслей права:
1)
непосредственное целевое предназначение.
Все правовые нормы имеют в качестве общей
цели регулирование общественных отношений.
Но непосредственные цели регулирования
неодинаковы у различных отраслей права.
Целевое назначение норм конституционного
права – закрепление основ устройства
общества и государства;
2)
содержание, то есть та сфера общественных отношений,
которую они регулируют;
3)
источники – основополагающие, наиболее значимые
нормы выражены в Конституции, то есть
акте, обладающем высшей юридической силой
во всей правовой системе;
4)
структурные особенности. Большинство
конституционных норм не имеет традиционной
трехэлементной структуры, присущей большинству
других правовых норм. В них нет указаний
на то, кому именно они адресованы, какие
и на кого возлагают права и обязанности,
каковы те условия, при которых данные
нормы применяются, и какова ответственность
за их нарушение. В конституционном праве
очень много норм общерегулятивного характера
(нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие
нормы обычно имеют одну диспозицию и
очень редко имеется санкция.
Конституционно-правовой
институт – это совокупность норм
конституционного права РК, регулирующих
определенную взаимосвязанную часть системы
общественных отношений, составляющих
предмет этой отрасли права. Каков критерий
деления отрасли конституционного права
на институты? Этот критерий – взаимосвязанность,
наличие определенных общих черт регулируемых
отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой
институт регулирует комплекс взаимосвязанных
общественных отношений, проникнутых
внутренним единством. Например, институт
гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие
порядок приобретения, прекращения гражданства
и др.
3
Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
В общей теории права, под правоотношением
понимается, возникающая на основе
норм права общественная связь, участники
которой имеют права и
1) Их отличает особое содержание, особая
сфера отношений, составляющих предмет
конституционного права
2) Особый субъективный состав. Среди субъектов
конституционно-правовых отношений есть
такие, которые не могут быть участниками
других видов правоотношений
3) Значительное разнообразие видов правоотношений.
Наиболее классический вид правоотношений
- конкретные конституционно-правовые
отношения, в которых четко определены
субъекты, их взаимные права и обязанности.
Они возникают на основе реализации норм-правил
поведения.
Другой вид - правоотношения общего характера,
в которых конкретно не определены субъекты
отношений, не установлены конкретные
права и обязанности. Такие отношения
возникают на основе реализации норм-принципов,
норм-деклараций, норм-целей.
Особым видом правоотношений являются
правовые состояния. Их субъекты четко
определены, но содержание прав и обязанностей
этих субъектов конкретно не определено,
а выводится из большого массива действующих
норм. К правовым отношениям такого вида
относится состояние в гражданстве.
Классификация
конституционно-правовых отношений.
1. По сроку действия различают постоянные
и временные отношения.
2. По назначению в механизме правового
регулирования различают материальные
и процессуальные
отношения.
3. По целевому назначению различают правоустановительные
и правоохранительные
правовые отношения.
Возникновению, прекращению или изменению
правоотношения предшествует юридический
факт - событие или действие. Событие
происходит независимо от воли субъекта, действие
- связанно с волеизъявлением последнего.
Действия классифицируют на юридические
акты и юридические
поступки.
Субъекты
конституционно-правовых отношений - это
их участники, между которыми в соответствии
с конституционно-правовыми нормами возникают
юридические права и обязанности. Круг
субъектов очень широк: ими могут быть
все, на кого правовые нормы данной отрасли
возлагают обязанности и предоставляют
права. Субъекты, как государство, народ,
депутаты, органы государственной власти,
избирательные комиссии, граждане, лица
без гражданства и т.д.
Информация о работе Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства