Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:34, статья

Описание работы

Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства
Раскрыть предмет понятие и метод Конституционного права РК
Дать понятие конституционно-правовых норм и института.
Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
Раскрыть источники Конституционного права РК.

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.docx

— 1.69 Мб (Скачать)


Конституционное право – важнейшая отрасль  национального законодательства

  • Раскрыть предмет понятие и метод Конституционного права РК
  • Дать понятие конституционно-правовых норм и института.
  • Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
  • Раскрыть источники Конституционного права РК.
 




    


 

 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Эта дата стала отсчетом независимости нашей Республики. С этого момента принято ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового, суверенного государства - Республики Казахстан. 
Основным правовым документом является Конституция Республики Казахстан 1995 года. Она обобщила основные положения конституционных законов, принятых в республике за годы независимости. 
Конституция является основным источником конституционного права, Основным Законом государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права, тем самым, мы можем с полной уверенностью утверждать, что конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан, является одной из профилирующих дисциплин для студентов юридических специальностей.



1



Понятие, Предмет и Метод Конституционного права



  Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан.  
Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. 
Под методом правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм. 
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер. 
Методы конституционного права, как совокупность приемов и способов регулирования конституционно-правовых отношений. 
Различают: 
1.   Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики Казахстан) . 
2.   Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан). 
3.   Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции Республики Казахстан). 
4.   Метод признания, т.е. признание естественных прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан).






2




        Конституционно-правовые нормы и институт





 Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права, они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством.


 
Однако у норм конституционного права есть особенности, отличающие их от норм других отраслей права: 
1)      непосредственное целевое предназначение. Все правовые нормы имеют в качестве общей цели регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ устройства общества и государства; 
2)      содержание, то есть та сфера общественных отношений, которую они регулируют; 
3)      источники – основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в Конституции, то есть акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе; 
4)      структурные особенности. Большинство конституционных норм не имеет традиционной трехэлементной структуры, присущей большинству других правовых норм. В них нет указаний на то, кому именно они адресованы, какие и на кого возлагают права и обязанности, каковы те условия, при которых данные нормы применяются, и какова ответственность за их нарушение. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие нормы обычно имеют одну диспозицию и очень редко имеется санкция. 
 
Конституционно-правовой институт – это совокупность норм конституционного права РК, регулирующих определенную взаимосвязанную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Каков критерий деления отрасли конституционного права на институты? Этот критерий – взаимосвязанность, наличие определенных общих черт регулируемых отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой институт регулирует комплекс  взаимосвязанных общественных отношений, проникнутых внутренним единством. Например, институт гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие порядок приобретения, прекращения гражданства и др.




3


Конституционно-правовые отношения  и их субъекты.




В общей теории права, под правоотношением  понимается, возникающая на основе норм права общественная связь, участники  которой имеют права и обязанности. Это определение приемлемо и  к конституционно-правовым отношениям. Специфика конституционных отношений  состоит в следующем: 
1) Их отличает особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права 
2) Особый субъективный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений 
3) Значительное разнообразие видов правоотношений. 
Наиболее классический вид правоотношений - конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения. 
Другой вид - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей. 
Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве. 
Классификация конституционно-правовых отношений. 
1.   По сроку действия различают постоянные и временные отношения. 
2.   По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения. 
3.   По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. 
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связанно с волеизъявлением последнего. Действия классифицируют на юридические акты и юридические поступки.  
Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридические права и обязанности. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Субъекты, как государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства и т.д.





Источники конституционного права



В зависимости от формы, все источники  конституционного права подразделяются на различные виды: 
1.   Конституция Республики Казахстан - основной источник конституционного права. 
2.   Конституционные законы. Их принятие и перечень предусмотрены Конституцией (например, ст.92 Конституции). Принимаются по важнейшим для государства вопросам, специально оговоренным в Конституции, и в более сложном по сравнению с обычными законами порядке. Принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов. 
3.   Обычные законы принимаются, как правило, депутатами Парламента Республики Казахстан простым большинством голосов - 50% + 1 голос 
Необычные законы вносят изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом большинством голосов депутатов каждой из Палат Парламента Республики, и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, принятые референдумом. 
4. Постановления Палат Парламента РК. 
5.Указы Президента РК, в свою очередь, подразделяются на: 
a.   Указы, имеющие силу конституционного закона; 
b.  Указы, имеющие силу закона; 
c.   Подзаконные нормативные указы. 
Но не все нормативные указы Президента являются источником конституционного права, ими могут быть только указы, которые содержат конституционно-правовые нормы. 
6.   Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1991 года, провозглашающая принципы суверенитета, закрепленные в Законе о государственной независимости Республики Казахстан, в Конституциях 1993 г. и 1995г. и других конституционных актах. 
7.   Постановления Правительства Республики Казахстан, акты министерств и ведомств, которые содержат в себе нормативные предписания, нормы права. 
8.   Решения Конституционного Совета Республики Казахстан. 
9.   Нормативно-правовые акты местных представительных органов и органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы (решения, уставы, положения) . Носят локальный характер. 
10. Международные договоры, ратифицированные на межгосударственном уровне. 
При коллизии норм внутригосударственного права и норм международного права приоритет отдается последним.



Информация о работе Конституционное право – важнейшая отрасль национального законодательства