Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:06, реферат
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 5
2. МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНА 6
3. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ Т. ПАРСОНСА, К. ДОЙЧА, Г. АЛМОНДА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
К.
Дойчем разрабатывается в «Нервах
управления» очень сложная и
эшелонированная модель функционирования
политической системы как совокупности
информационных потоков, построенная
на принципе обратной связи. В сильно
упрощенном варианте (отражающем лишь
ее принципиальное устройство) она выглядит
следующим образом (схема 2).
Схема 2. Модель политической системы К. Дойча3
В
его модели политической системы
выделяются четыре блока, связанные
с различными фазами прохождения
информационно-коммуникативных
К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные, электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает. Концепция политической системы К. Дойча подверглась ничуть не меньшей критике, чем подходы Д. Истона, хотя при этом она внедрила в анализ такой важнейший и активный компонент властных отношений как информационные потоки и коммуникативные связи.
Иной структурно-функциональный
подход к интерпретации политических
систем был предложен американским
политологом Г. Алмондом модель имеет
некоторое сходство с уже рассмотренной
нами выше «истонианской» теоретической
конструкцией, хотя при этом у них есть
существенные различия (схема 3).
Схема 3. Модель политической
системы
Г. Алмонда4
В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок, так называемый «уровень процесса» (process functions), связан со «входом», то есть с воздействием среды на политическую систему, Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций, причем в динамическом, процессуальном разрезе: 1) артикуляции интересов (групповые объединения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы).
Взаимодействие социальной среды с институциональной системой, таким образом, составляет динамику политического процесса. На том же уровне у Алмонда происходит по сути и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.
Во втором блоке, «уровне системы» (system functions), происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения. Во-первых, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и школы. Во-вторых, это функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью. И наконец, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. В переходный период прежняя политическая система ослабевает прежде всего из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, рекрутирование и эффективную пропаганду.
И
в завершающем третьем блоке,
«уровне управления» (policy functions), решаются
уже последние в данном цикле
задачи, связанные с управлением
коллективными ресурсами
Интересно, что данная концепция политического «круговорота», циклического функционирования политической системы была особенно распространена в США и Европе именно в 1950—60-е годы, и как это на первый взгляд не парадоксально, не менее популярна в 1970 — первой половине 80-х годов в СССР. В чем же причина странной популярности древней как мир идеи политического развития по кругу, «круговорота» как циклического функционирования? В 50-е годы в США и Европе послевоенное социально-экономическое развитие и функционирование западных режимов характеризовалось определенной степенью устойчивости и стабильности. Некоторая либерализация тоталитарных, автократических режимов в СССР и Восточной Европе в 60—70-е годы также давала известное основание и даже оптимизм рассматривать функционирование социалистической политической системы и советской модели как нечто вроде «вечного движения». Но уже в конце 1960-х и особенно в первой половине 70-х годов даже сами «отцы-основатели» общесистемной и функциональной теорий политической системы начинают ревизию некоторых ее оснований под влиянием развернувшихся в третьем мире бурных процессов политического развития. Например, Г. Алмонд предлагает соединить функциональную политическую теорию с динамическим подходом «развития» (developmental approach), перенося тем самым акценты с выживания и воспроизводства политической системы на ее трансформацию и изменение.
Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть.5 И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.
В
соответствии с Конституцией Россия
является демократическим, федеративным,
светским, правовым, социальным государством
с республиканской формой правления.
Соответственно и политическая система
с конституционной точки зрения относится
к разряду демократических. Вместе с тем
на практике в современных условиях политическая
система страны переживает переходный
процесс трансформации из авторитарной
в демократическую. Аналогичным образом
обстоит дело и с основным институтом
политической системы – государством.
В России наблюдается процесс становления
президентско-парламентской республики
с сильной властью главы государства.
Также в процессе формирования находится
административно-
1. Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. – Новосибирск, 1996.
2. Белогурова Т.А. Политология Курс лекций Автор: электронная версия
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. -М.:"Издательство ПРИОР", 1998. - 368 с.
5. Оганесян А.А. Политология (конспект лекций) М.: Издательство ПРИОР 1999 144 с
6. Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.
7.http://fictionbook.ru/
8. http://e-college.ru/
9. http://society.polbu.ru/
10. http://www.vuzlib.net/beta3/
11. http://www.politicalscience.
12. http://www.i-u.ru
13. электронная версия журнала полис http://elibrary.ru
Контрольное
задание выполнено мной совершенно
самостоятельно. Все использованные
в работе материалы и концепции
из опубликованной научной литературы
и других источников имеют ссылки на них.
«___» _____________ 20__ г.
__________________________
(Подпись студента) (И.О.Фамилия
студента)
Информация о работе Концепции политической системы Д.Истона и Г.Алмонда