Какая идеология возможна в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:42, статья

Описание работы

Характеристика и основные особенности современных идеологий: либеральной, консервативной и социалистической. Анализ принципов их внедрения. Идеологическая и политическая картина российского общества на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Эссе №4 Идеология для России.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Факультет политологии 
 
 
 
 
 

ЭССЕ 

на тему:

Какая идеология возможна в России? 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: магистр 1 курса

магистерской  программы -

теория  мирового политического 
процесса и международных отношений 

Йулдашев  Мурад Халилович

Проверил: доктор политических наук

Радиков Иван Владимирович 
 
 
 
 

Санкт-Петербург  – 2011 г

Какая идеология возможна в России?

      Прежде  чем рассматривать  вопрос касательно подходящей для России идеологии, я бы хотел начать с определения термина  «идеология».

      Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).1

      Основные  современные идеологии  сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных  идеологий, в самом  общем виде принято  выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.

      А теперь рассмотрим что  такое либерализм, консерватизм и социализм.  Либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

      Консерватизм - направление в  политике, отстаивающее существующий государственный  и общественный порядок, в противоположность  либерализму, требующему необходимых улучшений  и реформ… (Брокгауз и Ефрон)

      Социализм - политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

• отсутствуют эксплуатация человека человеком  и социальное угнетение;

• утверждаются социальное равенство и справедливость.

        В соответствии  с социалистической  идеологией, главным  способом достижения  поставленных целей  является последовательная  отмена права частной  собственности на  общественные средства  производства.

      России  сейчас нужна такая  идеология, которая  отражала бы высшие национальные ценности, цели, определяла задачи развития общества, методы решения этих задач, фактически определяя  стратегию её развития. Национальная идеология  могла бы сплотить большинство граждан  России во имя их интересов, во имя  общего будущего всех честных, трудолюбивых и миролюбивых  людей страны.

      Исторические  традиции, потребности  экономики и общественной жизни России в  целом, реалии глобализующегося мира властно взывают  к необходимости  сильного государства, которое было бы активным субъектом хозяйственной  жизни, регулировало бы социальные отношения, боролось бы с преступностью  и коррупцией, защищало бы внутреннюю и внешнюю  безопасность нашей  страны. Только сильное  государство может  защитить своих граждан  от всех социальных невзгод и создать  условия для развития и процветания  страны.

      Необходимость сильного государства  во многом диктуется  и природно-географическими  условиями российского  общества. Огромная, беспримерная протяженность  территорий самой  большой в мире страны, суровые климатические  условия самой  холодной страны в  мире требуют того, чтобы государство  крепко держало в  своих руках транспортную систему, средства связи, системы жизнеобеспечения и всю сопутствующую  инфраструктуру. Природно-географические условия России детерминируют  ограничения рыночных механизмов экономической  жизни страны. Либералы игнорировали специфику  российского общества и в этом отношении, что создало угрозу территориальной  целостности страны.Внедрение  либеральных принципов  организации экономики  и общественной жизни  неминуемо станет причиной тотального выезда - если не бегства - значительной части  жителей большинства  регионов Сибири и  Дальнего Востока  и фактической  утрате контроля правительства  России над этими  территориями. Связывать  воедино нашу огромную и столь разнообразную (географически, этнически, конфессионально  и в других отношениях) страну, сохранить  ее территориальную  целостность может  только сильное государство, которое будет  проявлять заботу обо всех своих  гражданах.  Необходимость и даже неизбежность в России сильного государства диктуется не только природными условиями жизни, на которые вполне обоснованно обращает свое внимание известный российский публицист А.П. Паршев в своей ставшей бестселлером книге «Почему Россия не Америка», но также и социокультурными факторами (менталитетом, народными традициями, религией и т.д.).

      Политическим  идеалом российского народа всегда была по-отечески строгая и суровая, но справедливая государственная власть. Именно поэтому в России до сих пор, несмотря на развязанную либералами антисталинскую пропагандистскую кампанию, с уважением вспоминают И.В. Сталина. Российский народ ориентирован на патернализм как на нормативную модель отношений между государством и обществом, государством и бизнесом, государством и гражданами. Либеральный принцип «личность выше государства» должен быть безоговорочно отвергнут как лживый и демагогический, как служащий разложению общества и анархии. Личность есть неотъемлемая часть общегосударственного, общенационального целого. Не существует антагонистических противоречий между государством и гражданами, как то внушают либералы, настраивающие граждан против государства. Напротив, интересы государства и граждан органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. В самые тяжелые моменты отечественной истории - в 1612, в 1812, в 1941-45 - государство и общество выступали в тесном, неразрывном единстве. Государство должно всецело опекать и поддерживать каждого честного и законопослушного гражданина, а каждый гражданин должен быть верен своему Отечеству. На наш взгляд, в современных условиях выражением идеала патернализма и тесного взаимодействия государства и общества является сильная президентская республика, в которой исполнительная, законодательная и судебная власть действуют как единое целое во главе с президентом.

      Одной из важнейших составляющих сильного государства  является стабильность общественной жизни. Консерватизм отрицает насильственные революции, перевороты, отвергает  беспорядки и смуту. Одним из наиболее негативных последствий  либеральных реформ было потеря стабильности общественных процессов. Консерватизм выступает  за мирное, эволюционное развитие страны, за создание условий  для созидательного труда наших граждан. Стабильность общества является и целью  консервативной политики и идеологии, и  средством. Стабильность даст нашим гражданам  уверенность в  завтрашнем дне, надежду  на лучшее будущее, веру в себя. Сильное  и социально активное государство, возглавляемое  авторитетным лидером  и опирающееся  на развитую экономику, духовные ориентиры  развития страны способны обеспечить стабильность развития общества и  уберечь нашу страну от внутренних и внешних  потрясений.

      Таким образом, сильным  может быть только то государство, которое  охраняет целостность  и безопасность страны от внешних угроз  и способно поддержать общественный порядок  и стабильность внутри страны, сильным может  быть только то государство, которое ведет  открытую, понятную обществу политику, политику, которая  близка интересам  населения, поддерживается им и соответствует  ментальности народа.. И, только в сильном  государстве могут  быть по-настоящему свободные люди.

Сильный лидер.

      Обращаясь к политической истории  России, к истории  ее государственности, к отечественной  исторической традиции с десятого века до начала двадцатого, мы не можем пройти мимо того основополагающего  факта, что вся  политическая история  страны развивалась  в русле становления  мощного государства  в рамках монархии, монархического принципа. Идеи монархизма сыграли  выдающуюся роль в  становлении и  развитии российской государственности, но, со временем они  стали вступать во все большее противоречие с требованиями исторического  движения и закономерно  были смяты другими  идеями и концепциями.

      Тем не менее, почти весь двадцатый век  россияне прожили  под властью самовластного  государства, и привычка возлагать на него ответственность  за все происходящее в жизни, не только страшиться его, но и  ожидать от него всевозможных благ, глубоко укоренилась  в широких слоях  населения.

      В результате многовековой политики государственного патернализма в широких  слоях российского  общества сформировался  устойчивый феномен  «авторитарного характера». Авторитарный человек  относится к власти как к сакральной ценности, всякое неповиновение  которой есть смертельный  грех, но, с другой стороны, он относится  так не ко всякой власти, а лишь к  сильной, авторитарной, поскольку такая  сила «автоматически вызывает его любовь и готовность подчиняться  независимо от того, кто ее проявил». Если же государство  и власть, которым  он беззаветно верит  и беспрекословно подчиняется проявляют  признаки слабости, то его любовь и  уважение превращается в презрение и  ненависть, так как, безволие и слабоволие никогда не импонировали русскому человеку. Сам не имея зрелого  волевого характера  русский человек  требует воли от своего правителя. Он предпочитает окрик, строгость, твердость - уговариванию, дискуссиям и колебаниям; он предпочитает далее  самоуправство - волевому ничтожеству. Ему  необходима императивная убедительность власти. Русский человек  не может продуктивно  работать в условиях европейской демократии, ему необходима известная суровость общественной атмосферы. «Суров, но справедлив», - вот характеристика идеального правителя на Руси.

      Таким образом, характерной  чертой культурного  архетипа русского человека является ориентация на авторитет, на веру в него и готовность ему подчиняться. Так. И.А.Ильин писал; «Русский человек  способен блюсти порядок  и строить государство; он способен держать  образцовую дисциплину, жертвенно служить  и умирать за родину. Но эта способность  его проявляется  и приносит плоды  не тогда, когда она  предоставлена самой  себе, а тогда, когда  она вызывается к  жизни, закрепляется и ведется импонирующим ему сильным и  достойным государственным  авторитетом».

      Русское государство идеократично по своей природе, Россия с ее многовековой монархической традицией  воспринимает власть очень личностно, доверяя конкретному  человеку в этом звании пребывающему Власть, согласно традиционному  русскому пониманию, дается прежде всего  для служения и  исполнения некоего  предназначения, за которое придется «отчитаться» и перед  людьми, и перед  Богом.

      Российская ментальность в качестве идеала государственной власти санкционирует власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную).

      На  мой взгляд, многие проблемы России не будут разрешены, если во главе нашего общества, во главе российского государства не будет стоять сильный лидер. Россия, по-моему, ждет появления полновластного и авторитетного лидера, вождя, вокруг которого она могла бы объединиться и сплотиться и народ устал за последние годы от парламентской говорильни и либеральной чехарды. Чехарда сменяемости лидера раз в четыре года или в восемь лет мешает плодотворному политическому процессу, она подрывает стабильность общества, дискредитирует государство, мешает эффективной внутренней и внешней политике. Первый год после избрания нового президента страна приходит в себя, а последний из четырех лет год или даже два - готовится к новым выборам. Следовательно, на деятельность во благо страны времени почти не остается. Царит политическая суета, происходит колоссальная растрата ресурсов общества. Это особенно пагубно в современный тяжелый для страны переходный период от либерального лихолетья к предстоящему возрождению.

      Вместе  с тем, понятно, что  отмена выборности исполнительной и законодательной  власти и возращение к традиционной монархии абсолютно невозможны: институт наследственной власти, безусловно, является архаизмом  и не соответствует  современным реалиям  и интересам нашей  страны. Сегодня даже самые строгие  ревнители монархии должны признать, что  органических оснований  для нее в стране не существует, поскольку  не существует высоко нравственной (религиозной) объединяющей идеи, разделяемой подавляющим  большинством. Поэтому, реставрация монархии не была бы поддержана огромным большинством населения России. Наследственная монархия в XXI веке является устаревшим и неэффективным институтом. В развитых странах (Великобритания, Голландия, Швеция, Испании и т.д.) монархия является не работающим органом исполнительной власти, а, скорее, еще одним символом государства. Итак, нашей стране не подходят ни модель либеральной демократии, ни возвращение традиционной монархии.

Информация о работе Какая идеология возможна в России