Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:17, реферат

Описание работы

В своей работе я попытаюсь раскрыть так необходимые нам именно сейчас, в период хоть и медленного, но все-таки рыночного развития государства, азы понятия юридического лица - основного двигателя рыночных реформ. В необходимости и “нужности” знаний по основам (основным принципам, способам, порядку и формам) образования юридического лица.

Содержание

1.Введение 3
2. Сущность юридического лица 5
3. Образование и прекращение юридического лица 8
4. Виды юридических лиц 15
5.Филиалы и представительства юридических лиц 25
6.Заключение 26
7.Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Правоведенье.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

обладающие  универсальной правоспособностью и имеющие целью извлечение прибыли.

      По  общему правилу, правоспособность юридического лица возникает с момента его возникновения, которое приравнивается к моменту его 

государственной регистрации (п.2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается после внесения записи о его ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст. 63 ГК РФ).

      В соответствии с законодательством  некоторые виды деятельности могут  осуществляться лишь на основании государственной  лицензии.

В этом случае специальная правоспособность возникает с момента получения такой лицензии.

      Государственная регистрация юридического лица, с  которой связывается его учреждение, должна производиться в соответствии с законом о регистрации юридических лиц, который до настоящего времени не принят, а потому продолжает действовать Положение "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" (СЗ РФ №11, 1994 год, ст.1194) и статьи 34, 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности (Ведомости РСФСР №30, 1990 год, ст.418).

      Статья 51 Гражданского кодекса закрепляет явочно-нормативный порядок регистрации  юридических лиц.  Это означает, что проверка целесообразности создания конкретного юридического лица не входит в компетенцию органов, осуществляющих государственную регистрацию.  Функция государственной регистрации ограничивается проверкой законности образования юридического лица, а также его учредительных документов.  По этой причине основаниями отказа в регистрации признаются нарушения установленного законом порядка образования юридических лиц и несоответствие учредительных документов закону.  Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. 

      Дееспособность  юридического лица приобретается одновременно с правоспособностью и означает, что лицо своими действиями может приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.  В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.  Орган юридического лица- это часть юридического лица, которая формирует его волю.  Состав и компетенция органа юридического лица определяется

законом, иными учредительными документами.  Для унитарных и некоторых других видов предприятий волеобразующий и волеизъявляющий органы совпадают, в других случаях они различны,

например, для акционерного общества волеобразующим органом является собрание акционеров, а волеизъявляющим- директор, другое уполномоченное лицо или группа лиц.

      В законе специально указано, что Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ).  В случае, если действия органа юридического лица причинили вред юридическому лицу, орган по требованию учредителей обязан возместить убытки.

      Также впервые введено положение в  соответствии с которым, если полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такой орган вышел за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (ст. 174 ГК РФ).

      В некоторых случаях Законодательством  могут быть предусмотрены дополнительные ограничения для органа юридического лица.  Так, законом "Об акционерных обществах" предусмотрено, что член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества и некоторые другие лица, обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию  об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

        Как уже было сказано, прекращение юридического лица происходит после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.  Прекращение может быть осуществлено двумя способами: через реорганизацию либо ликвидацию юридического лица.

      Реорганизация - это прекращение юридического лица в переходом прав и обязанностей.  Реорганизация может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.  Решение о реорганизации принимается учредителями (участниками), либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в форме слияния, присоединения или преобразования- лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

      Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации  в форме присоединения, с момента  государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

      При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридического лицу в соответствии с передаточным актом.

      При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      При разделении юридического лица или выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

      При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      Передаточный  акт или разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов  и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

      В соответствии со статьёй 60 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.  Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.  Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.  Данное положение обеспечивает гарантии прав кредиторов в отношении юридического лица.

      Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 Ст.61 ГК РФ).  Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном либо принудительном порядке.  В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.  В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными однократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

      Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или  иного фонда, может быть ликвидировано  также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его  несостоятельным (банкротом).  Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьёй 65 ГК РФ.  Положения о ликвидации юридического лица  вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

      В целях обеспечения интересов  кредиторов и заинтересованных лиц  закон предусматривает строгий  порядок ликвидации юридического лица.  В первую очередь учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица в письменном виде сообщают об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который делает в реестре запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.  Образуется ликвидационная комиссия, устанавливающая порядок и сроки ликвидации.  В обязательном порядке ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации и о порядке и сроках приема требований кредиторов.  Этот срок не может быть меньше 2 месяцев.  По истечению этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором указываются сведения о составе имущества ликвидируемого лица, перечень предъявляемых кредитором требований и результаты его рассмотрения.  Промежуточный баланс утверждается учредителями.  Если у ликвидируемого юридического лица ( кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу его имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений.

      Порядок выплаты определяется статьей 64 ГК РФ.  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

      При недостатке у ликвидируемого казенного  предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения- денежных средств для погашения требований кредиторов, недостающая часть погашается за счет собственника имущества данного предприятия или учреждения в судебном порядке. 

      4. Виды юридических  лиц.

      Законодательством достаточно четко определяются все существующие виды юридических лиц. Однако для того чтобы дать четкое определение, выявить основные моменты, характеризующие каждый вид, определить его место в системе юридических лиц необходимо в первую очередь классифицировать юридические лица с учетом определенных критериев.

      Итак, первый признак (критерий) с учетом которого следует провести классификацию  юридических лиц это  формы собственности. В зависимости от них можно выявить государственные и негосударственные юридические лица. Основным отличием государственного юридического лица является то, что оно в своей деятельности преследует государственные интересы. К ним можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а так же некоторые учреждения.

      В качестве следующего критерия в классификации можно выявить цели деятельности юридического лица. Часть юридических лиц преследует своей целью извлечение прибыли, соответственно они относятся к коммерческим организациям. “Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий”. Некоммерческие организации не занимаются предпринимательской деятельностью, но могут ей заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. “Юридические лица являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а так же в других формах предусмотренных законом”.

Информация о работе Юридические лица