Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:45, реферат
Попытки найти закономерности, связывающие чрезвычайно непохожие друг на друга этапы становления российского парламентаризма в единый поступательный (а может и колебательный) процесс, предпринимались и ранее. При этом большинство исследователей рассматривали этапы развития российского парламентаризма в отрыве друг от друга. (1) Причина тому очевидна - история российского парламентаризма имеет две точки отсчета: 5 августа 1905 г., когда были подписаны Николаем II Манифест об учреждении Государственной думы (2) и Положение о выборах в Государственную думу (3), а также 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ.
Вместе с тем, как показывает опыт развитых стран, нормальный законодательный процесс в условиях монархии возможен только при наличии реального конституционного ее ограничения. Без этого всякий законодательный процесс ущербен и не соответствует своему истинному предназначению. Государственная дума в России была номинальным законодательным органом. Реально законодательный процесс оставался прерогативой императора.
2. Этап существования
Формально Россия оставалась монархией до сентября 1917 г. когда постановлением Временного правительства была провозглашена республиканская форма правления (19).
Отметим, что в послереволюционный
период отечественной истории
При тоталитарном режиме формально единовластные Советы были в целом второстепенными элементами политической системы - они не располагали правовым потенциалом влияния на реальную жизнь общества.
2.1. Период становления Советов как представительных органов государственной власти (период действия Конституций РСФСР 1918 и 1925 г.г.) (с 1917 г. по 1936 год)
Становление системы Советов как системы представительных органов государственной власти происходило в две основные стадии (20):
Стадия становления Советов как массовых политических организаций (с 1905 г. по 4 июня 1917 года)
Первые Советы возникли как органы стачечной борьбы пролетариата, как Советы рабочих депутатов, т. е. создавались главным образом по производственному принципу (21). Советы осуществляли руководство вооруженным восстанием пролетариата против самодержавия.
Вторым этапом в становлении системы Советов стал период от февраля до октября 1917 г. В первые же дни февральской революции Советы вновь возникли как органы революционной власти. В отличие от Советов 1905 г., создававшихся только в крупных городах и промышленных центрах, Советы 1905 г. стали образовываться повсеместно. Следующий шаг в становлении Советов в феврале - октябре 1917 г. был связан с созданием их Всероссийских объединений, в результате которого были учреждены два центра организации Советов. 3-4 июня 1917 г. в Петрограде прошел первый Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который избрал свой ВЦИК.
Стадия трансформации Советов в органы государственной власти (с 4 июня 1917 г. по 1937 год)
Представляется, что еще
одна причина указанной
Концепция Советов, как способа
организации государственной
По Конституции РСФСР 1918
г. Всероссийский съезд Советов
являлся высшей властью Российской
Социалистической Федеративной Советской
Республики. Данный орган формировался
из представителей городских Советов
по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей
и представителей губернских съездов
Советов по расчету 1 депутат на 125000
жителей и созывался
Формализованные в Конституции РСФСР 1918 г. положения о правовом статусе Всероссийского съезда Советов без каких-либо изменений вошли в текст Конституции РСФСР 1925 г. (25) Тем самым российский законодатель еще раз подтвердил неизменность положений относительно выработанной ранее системы Советов, прошедшей в 1918 г. формализацию в Основном законе государства.
2.2. Период действия Конституции РСФСР 1936 г. (с 1937 г. по 1978 год)
Следующим периодом эволюции высших представительных органов государственной власти в СССР и РСФСР явились Конституция СССР 1936 г. (26) и Конституция РСФСР 1937 г. (27) Прежде всего, речь идет о том, что Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. констатировали упразднение системы съездов Советов.
2.3. Период действия Конституции РСФСР 1978 г. (с 1978 г. по 1992 год)
Следующий период эволюции системы высших уровней представительной власти в СССР и РСФСР наступил в связи с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.
По мнению доктора юридических наук Ж. И. Овсепян, одним из основополагающих моментов, на который необходимо обратить внимание в связи с анализом той модели организации законодательной власти, что конструировалась в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., является то, что, в отличие от предыдущих советских конституций, впервые объявлялось, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом РСФСР, но и народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР (ч. 4 ст. 104 Конституции РСФСР 1978 г.) (28).
2.4. Период упадка системы Советов (период "перестройки") (с 1985 г. по 1993 года)
Радикальные изменения законодательства и практики организации Советов, в том числе на высшем уровне организации этих представительных органов, начались в период, вошедший в отечественную историю как "перестройка" (1985-1991 гг.).
1 декабря 1988 г. в СССР,
а 27 октября 1989 г. в РСФСР
были приняты Законы об
Данными Законами предусматривались радикальные новеллы принципов избрания Советов и системы их организации, а также новеллы режима функционирования указанных органов. В частности, в советскую организацию возвратились Съезды Советов - СССР и РСФСР, хотя они имели несколько иное наименование в сравнении со Съездами Советов, функционировавшими в период после октябрьской революции 1917 г. - назывались: Съезд народных депутатов СССР и Съезд народных депутатов РСФСР (31).
Фактически Законом РСФСР
об изменениях и дополнениях Конституции
РСФСР от 27 октября 1989 г. (32) (как и
Законом СССР от 1 декабря 1988 г. в
СССР) в России было учреждено новое
звено представительной системы - Съезд
народных депутатов РСФСР как
высший орган государственной власти,
который был правомочен принять
к своему рассмотрению и решить любой
вопрос, отнесенный к ведению РСФСР,
а также обладал широким
Недостатком конституционной организации Съезда народных депутатов и Верховного Совета России 1989 - сентябрь 1993 гг. было то, что они, как и Верховный Совет РСФСР доперестроичного периода оставались органами не только законодательной и контрольной, но и регламентарной власти.
Решение проблемы реализации
принципа разделения властей и поддержания
баланса ветвей власти осложнялось
попыткой совместить два несовместимых
подхода к организации
3. Этап формирования современной парламентской системы (1993 г. по настоящее время)
Таким образом, все предпринятые
попытки реализовывать
В итоге можно резюмировать,
что история становления
***
1 См.: например, Дмитриев Ю.
А., Николаев А. М. Система
2 См.: Манифест 05 августа 1905
г. "Об учреждении
3 См.: Положение о выборах в Государственную думу от 05 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 26721.
4 См.: Русский конституционализм:
от самодержавия к
5 См.: Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. Монография. - М., ООО "Профобразование", 2002 г. С.212-213.
6 См.: Дмитриев Ю.А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. Монография. - М., ООО "Профобразование", 2002 г. С. 40.
7 См.: Документы по истории восстания декабристов. Т. VII. - М., 1958 г. С. 69.
8 В документах П.И. Пестеля
Народное вече вопреки
9 См.: Там же. С. 214-215.
10 См.: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 5. - М, 1999 г. С. 53.
11 См.: Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998 г. С. 243, 247.
12 Цит. по: История русской правовой мысли. - М., 1998 г. С. 153.
13 См.: Коргунюк Ю.Г., Заславский
С.Е. Российская
14 См.: например, Авакьян С.
А. Конституция России: природа,
эволюция, современность, - М.: 1997 г. С.
40; Чистяков О. И. Введение к
т. 9 издания "Российское
15 См.: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность, - М.: 1997 г. С. 40.
16 См.: Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива. Монография. - М., ООО "Профобразование", 2002 г. С. 229.
17 См.: Государственная дума в России. - М., 1957 г. С. 356, 494.
18 См.: Постановление Временного
правительства от 6 октября 1917т. "О
сроках выборов в
19 См.: Постановление Временного
правительства от 1 сентября 1917 г. "О
провозглашении России
20 См.: Овсепян Ж. И. Становление парламента в России. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону. 1999 г., С. 21.
21 Что, уже изначально
отдаляло данные организации
от представительных органов
государственной власти, в основу
формирования которых положен
территориальный принцип.
22 Цит. по: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 31. - М., 1962 г, С. 188.
23 Цит. по: Ленин В. И. Поли. собр. Соч. Т.38. С. 90.
24 См.: Конституция (Основной
закон) Российской
25 См.: Постановление XII Всероссийского
Съезда Советов от 11.05.1925 "Об
утверждении текста