Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:03, реферат
В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т. д. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обуславливают их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств”.
1. Введение ……………………………………………………………………… 3
1.1 Понятие элиты, и ее типология ………………………………………… .. 3
1.2 Макиавеллизм …………………………………………………………….... 4
1.3 Ценностные теории элит ………………………………………………….. 5
1.4 Сущность, границы и виды элит …………………………………… … .. 6
1.5 Пути формирования элит ………………………………………………..... 9
1.6 Элита тоталитаризма …………………………………………………… .. 11
1.7 Современное определение понятия «политическая элита» ……….. ..15
2. Заключение………………………………………………………………….. 19
2.1 Словарь …………………………………………………………………… . 21
2.2 Литература ..................................................................................................... 22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Алтайский государственный технический
Университет им. И.И.Ползунова
Кафедра гуманитарного образования
Реферат
по дисциплине «Политология»
на тему: «Элиты как субъекты политики»
Выполнил:
Проверил:
Барнаул 2011
Содержание:
1. Введение ……………………………………………………………………… 3
1.1 Понятие элиты, и ее типология ………………………………………… .. 3
1.2 Макиавеллизм …………………………………………………………….... 4
1.3 Ценностные теории элит ………………………………………………….. 5
1.4 Сущность, границы и виды элит …………………………………… … .. 6
1.5 Пути формирования элит ………………………………………………..... 9
1.6 Элита тоталитаризма …………………………………………………… .. 11
1.7 Современное определение понятия «политическая элита» ……….. ..15
2. Заключение……………………………………………………
2.1 Словарь …………………………………………………………………… . 21
2.2 Литература ..............................
1. Введение
В современном обществе помимо государства на политическую жизнь влияют и другие институты, призванные выразить и обеспечить интересы многочисленных социальных общностей: классов, этносов, религиозных, профессиональных, территориальных и других групп населения.
“Взаимодействие общностей между собой, а также с политической властью осуществляется в системе социального представительства, через которую граждане вовлекаются в процесс принятия политического решения. Такая система включает различные объединения, социальные движения, политические партии”.
Наиболее квалифицированные из политических профессионалов, эффективность и устойчивость которых доказана многолетней практикой, образуют слой, названный еще в конце XIX столетия политической элитой. Понятие «элита» ныне прочно утвердилось в социологической и политической литературе.
“Термин «элита» происходит от французского слова elite - что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» - «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».
В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т. д. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обуславливают их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств”.
1.1 Понятие элиты, и ее типология
Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Эта иерархическая структура властных систем является универсальным фактом человеческой истории, а раздел общества на правящую элиту и на всю остальную массу констатируется всеми политологическими школами.
Начало систематических исследований проблемы правящих элит было положено работами итальянских социологов В. Парето (1848-1923), Г. Моски (1856-1936), а также немецкого политолога Р. Михельса (1876-1936). Проблема элиты не оставляла равнодушными О. Конта, М. Вебера, других признанных авторитетов политической науки. Интерес к этому вопросу не снижается и в современной политологии. Литература об элитах насчитывает десятки серьезных исследований и множество журнальных статей.
С момента появления серьезных разработок этого вопроса в социологической и политологической литературе не было единства в подходе к вопросу типологии элит, их сущности, критериев и границ.
Разнобой в подходах к анализу элит сохраняется и в современной политологии. В основе типологии элит находятся разные принципы: личных качеств, тип влияния, формы управления, стили управления и т.д.
Среди многих направлений и школ выделяется несколько наиболее влиятельных:
1.2 Макиавеллизм (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс)
Теоретические построения авторов макиавеллизма восходят к взглядам Н. Макиавелли, который разделял правителей - в зависимости от методов осуществления ими власти - на "львов" (сторонников грубой силы, неприкрытого насилия) и "лис" (сторонников гибких методов управления, мастеров лжи, лавирования).
Основные идеи сторонников этой школы таковы:
Элита - это более или менее объединенная группа, которая владеет особенными духовными, социальными и политическими качествами. Она сознает себя как привилегированный и доминирующий слой и воспринимается как таковой. При изменении общества и типов господства сохраняются определенные отношения власти и формы ее проявления, изменения приводят только к персональным перестановкам. Для сторонников этого направления аксиомой является разделение общества на всемогущую властвующую элиту и пассивную массу, которая покоряется ей. Неминуемость такого разделения исходит из неравенства индивидуальных способностей людей. История человечества выступает у макиавеллистов как история развития и падения элит, как процесс их кругооборота.
Циркуляция элит - результат стремления общества к равновесию, утверждает В. Парето. Главные типы элит - "львы" и "лисы" - имеют свои преимущества и недостатки и постоянно сменяют друг друга у власти. Каждый из них отвечает определенному общественному состоянию. Стабильному обществу нужны "львы" с их прямолинейно силовыми методами управления. Нестабильная система - время "лис", мыслящих прагматично, ловких, энергичных деятелей, которые не боятся риска, умеют "подобно всем нормальным героям всегда идти в обход". Исчерпав свои положительные свойства, элита перестает отвечать потребностям общества и не может выдержать натиска контрэлиты, которая опирается на поддержку масс. При этом последние ничего не выигрывают. Просто элита, находящаяся у власти, настолько устарела, что не в состоянии противостоять противнику, который, используя массы, пробивает ограду, защищающую старые порядки. Укрепив свои позиции, новая элита загоняет массы в стойло, и нередко экономический и политический гнет становится еще более жестоким.
В рамках данного направления выделяется концепция Р. Михельса, разрабатывавшего "железный закон олигархии". Неизбежность деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство Р. Михельс выводит из "олигархических тенденций", присущих массовым политическим организациям, партиям, профсоюзам. В своей главной работе "Политические партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии" Р. Михельс доказывает принципиальную невозможность существования демократии, вытекающую из-за:
1) сущности самого человека (политическая индифферентность масс, их некомпетентность, почитание лидеров);
2) из-за сущности политической борьбы и политических организаций, которые неизбежно перерождаются, меняя местами "массу" и лидеров. В любой организации, утверждает Р. Михельс, профессиональное руководство отрывается от руководимых масс, образуя более или менее замкнутый круг, в руках у которого и сосредоточивается со временем власть. В структуре господствующего класса Р. Михельс выделяет три элемента: политический, экономический, интеллектуальный. В разных ситуациях реальную власть осуществляет одна из названных групп. В 20-е годы олицетворением волевого политического класса стал для Р. Михельса итальянский фашизм во главе с Б. Муссолини. Не случайно авторитет ученого был высок в правящих кругах фашистских Италии и Германии.
1.3 Ценностные теории элит (О. Конт, М. Вебер, К. Мангейм)
Главной идеей этой концепции является вывод о естественном выделении обществом наиболее ценных сил, способных наилучшим образом осуществить руководство. Современным вариантом ценностного подхода является теория "демократического господства элит", в которой элитарные группы рассматриваются как основа существования общества, его творческая сила. "Массы, а не элиты становятся потенциальной угрозой для системы, и элиты, а не массы становятся ее защитниками", - утверждает один из сторонников данного направления А. Барах. Для сторонников ценностного подхода к анализу элит характерно чрезвычайно негативное отношение к народным массам.
Существование социальной и политической дистанций между отдельными общественными группами рассматривается сторонниками этого направления не как порок системы, а как проявление "естественного закона". Один из основных постулатов буржуазной демократии - равенство, понимается ими не как равенство результатов, а только как равенство возможностей. Позитивная программа современных сторонников ценностной школы заключается в достижении общества с "неминуемой иерархической структурой, в которой индивид владеет счастьем знать свое место, а элита - внутренним авторитетом".
Функциональные теории элит (плюралистические или теории множества элит - О. Штаммер, Д. Рисман), в соответствии с которыми каждая базовая группа выделяет свою элиту, которая:
1) влияет на ее развитие;
2) представляет ее интересы в обществе. Общая элита создается путем интеграции отдельных элит.
Леволиберальная школа (Р. Миллс), в которой изучение современной правящей элиты сопровождается резкой критикой бюрократизации общества и вымывания демократии. Модель распределения власти в США Р. Миллс изображает в виде пирамиды, нижний уровень которой является уровнем "фактического бесправия". Средний уровень пирамиды отражает групповые интересы. Реальная власть принадлежит руководителям корпораций, высшим государственным чиновникам, руководителям военного ведомства, которые занимают в социальной системе стратегические командные пункты, где сконцентрированы действенные способы, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются.
Р. Миллс возражает против попыток отождествления правящей элиты с элитой политической, убедительно доказывая, что правящая элита западного общества, являя собой единый социальный организм, имеет сложную структуру. Политическая элита является только частью этой группы.
1.4 Сущность, границы и виды элит
Политические школы и направления, о которых шла речь выше, не исчерпывают всего разнообразия суждений политологов по вопросам об элите. Однако независимо от принадлежности к этой или другой школе, все исследователи согласны с тем, что правящая элита - это активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти.
Итак, меньшинство. Но каковы его размеры, где грань, что отделяет его от остального господствующего класса? И можно ли отождествлять элиту со всем этим классом? Иначе говоря, в какой мере политическая стратификация общества совпадает с экономической?
Для большинства политологов несомненно, что весь экономически господствующий класс не может осуществлять свою волю в совокупности. Его интерес осознается и выражается, прежде всего, наиболее активной его частью, авангардом. Именно эта часть господствующего класса и выступает как элита.
Отношения между элитой и общественными группами, которые обладают гегемонией на социально-экономическом уровне, достаточно сложны. В некоторых случаях элита может представлять интересы, прежде всего, определенной части господствующих слоев общества, не удовлетворяя ожиданий других его групп.
Хотя в глазах всего общества элита выглядит как единая группа, ее структура достаточно сложна, и взаимоотношения между ее элементами далеки от гармоничных. Первую скрипку в оркестре власти играет политическая элита, то есть высшее политическое руководство страны, включая верхушку функционеров политических организаций, интеллектуалов, которые разрабатывают политическую идеологию, то есть людей, принимающих политические решения.