"Электронное государство" в контексте демократической парадигмы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:33, статья

Описание работы

Современное государство XXI в., обладая сложной институциональной структурой, обеспечивающей жизнедеятельность индустриального общества, в своем движении к постиндустриальному информационному обществу выступает в качестве основного института политической системы и средством политической власти. Б.А. Исаев формулирует: «Понятие «государство» тесно связано с понятием «политика». Если политика-это управление обществом, регуляция отношений осуществляется в нем с помощью законов и норм, включающих насилие, то государство-аппарат для осуществления политики»[2]. Рассматривая вопрос политической составляющей государственного управления в формирующемся глобальном обществе и рисков в контексте демократической парадигмы управления необходимо отметить, что государственная политика всегда оказывала и оказывает огромное воздействие на судьбы стран и народов.

Работа содержит 1 файл

Рудакова электронное государство в контексте демократической парадигмы управления(2).docx

— 27.32 Кб (Скачать)

                                            Светлана  Ариковна Рудакова

                                            Соискатель кафедры  политологии 

                                            и политического управления ГОУВПО

                                             «Кубанский государственный 

                                            университет» г. Краснодар,

                                            руководитель фонда  «МЕЦЕНАТ»

                                            г. Новороссийск 

«ЭЛЕКТРОННОЕ  ГОСУДАРСТВО» В КОНТЕКСТЕ  ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ  ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

     Современное государство XXI в., обладая сложной  институциональной структурой, обеспечивающей жизнедеятельность индустриального  общества, в своем движении к постиндустриальному  информационному обществу выступает  в качестве основного института  политической системы и средством  политической власти. Б.А. Исаев формулирует: «Понятие «государство» тесно связано с понятием «политика». Если политика-это управление обществом, регуляция отношений осуществляется в нем с помощью законов и норм, включающих насилие, то государство-аппарат для осуществления политики»[2]. Рассматривая вопрос политической составляющей государственного управления в формирующемся глобальном обществе и рисков в контексте демократической парадигмы управления необходимо отметить, что государственная политика всегда оказывала и оказывает огромное воздействие на судьбы стран и народов.

     Важнейшим условием социального и культурного  развития информационного общества в начале XXI века становится наука, которая конструирует научную картину мира, представляющую собой модель мироздания и систематизирующую в себе все значимые результаты познания. Происходящие во всем мире процессы массового внедрения интернет-технологий изменили ситуацию в фундаментальной науке и выявили необходимость разработки предложений, повышающих эффективность современного государственного управления. В данном контексте рассматриваемого вопроса В.Н.Логинов подчеркивает, что «переход от индустриального общества к информационному связывается с процессами конвергенции компьютеров, телекоммуникаций и интерактивных средств массовой информации c использование средств информационных и коммуникационных технологий»[3]. Современная наука государственного управления содержит в себе следующие концепции: структурно-системную, неоинституциональную, кибернетическую, менеджериальную, сетевую, синергетическую, постмодернистскую. Анализируя источники, относящиеся к данному вопросу, необходимо отметить научные исследования, которые проводили следующие представители мировой политической науки: К.Андерсен, А.Антироикко, К.Беллами, С.Бретшнайдер, С.Бхатнагар, Дж.Гапт, Дж.Д.Гарсон, К.Гейселхарт, Я.Ван Дийк, С.Коулмен, Б.Лоадер, А.Нилссон, К.Слатон, Дж.Тейлор, Дж. Фоунтейн, П.Химманен, К.Шедлер [1]. Однако растущая взаимозависимость власти и общества в глобализирующемся мире привели политиков к пониманию необходимости трансформации не только функций государства, но и всех институтов власти. Во многих странах понимание необходимости трансформирования всего комплекса отношений государственного управления в целях предоставления обществу услуг, информации и знания вызвал процесс реформирования системы государственного управления на основе концептуальных оснований новой теории государственного управления - «электронного правительства».

     «В  информационном обществе,- объективно утверждает М.Ю. Павлютенков и А.А. Сваруп,- для которого характерно перманентное развитие информационно-телекоммуникационной революции, проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни, становление глобальной информационной экономики, электронных видов занятости, электронных форм государственного и корпоративного управления, формированием инфосферы и глобальной сетевой среды человеческого общения, важное место и роль отводится «электронному правительству»(electronic government)»[5]. Цель его формирования заключается как в снижении государственных расходов, так и в повышении качества предоставляемых услуг, улучшая выполнения государственных функций и укрепляя доверие к власти со стороны общества.

     В ракурсе концепции «электронного правительства» государство рассматривается как сервисная организация, оказывающая услуги населению, а «электронное правительство» - как политическая стратегия государственно-управленческой практики, основанная на широком использовании информационно-коммуникационных технологий и по мнению Н.И.Мироновой «информациональность выступает как фактор социальной динамики и основой эволюционного развития»[4].

     Системная революция, начавшаяся в конце XX века, сформировала системную постнеклассическую парадигму, включающую в себя информационную, культурно-ценностную и социальную парадигмы. Причина смены парадигмы государственного бюрократического управления и формирования демократической парадигмы управления в  качестве нового механизма взаимодействия власти и общества - «электронного государства» заключалась в том, что на рубеже XX- XXI веков многие правительства не смогли ответить на главные вызовы современности, а появившиеся асоциальные явления в общественной жизни подрывали авторитет государственной власти. Правительства развитых стран столкнулись с проблемами глобальной безопасности, несшей угрозу самому существованию демократии, отсутствием эффективного управления, которое не отвечало вызовам современности и не соответствовало требованиям времени, предъявляемым к исполнению  основных функций государства, начиная с обеспечения охраны жизни, собственности граждан, заканчивая внешней безопасностью государства. Поэтому назрела необходимость пересмотра классических моделей государственного управления и создания эффективного механизма прогнозирования и моделирования перехода к новому государственному управлению в информационном обществе - «электронному  правительству».

     Важно обратить внимание на то, что в конце XX века демократическая парадигма управления приходит на смену капиталистической и возникает как следствие информационной революции и технологической перестройки современного сообщества в условиях становления информационно-сетевого общества. Смена парадигм сопровождается трансформацией функций государства и государственного управления. При этом доминирующая линейная парадигма развития сменилась с веберовской «государственно-ориентированной» модели рациональной бюрократии на демократическую управленческую парадигму.

     Если бюрократической парадигме управления соответствовала строгая иерархия бюрократических структур, письменное делопроизводство, четкая регламентация компетенций, институт государственного авторитарного общественного развития, то в условиях высокоскоростных изменений в современной общественной жизни демократическая парадигма государственного управления XXI в. сформировала особое единое поле государственно-управленческой деятельности, направленной на выполнение главной цели «электронного государства»: обеспечение безопасности, конкурентоспособности и взаимовыгодного партнерства государства, общества и бизнеса, создания условий для целостного развития данного сообщества. При этом основные понятия новой парадигмы заключаются в таких терминах как «электронное правительство», «гражданское общество», «цифровое правительство», «дерегулирование», «либерализация», «структурная  перестройка».

     Политическая  наука не смогла оставить без внимания происходящие трансформации государственного управления. Становлению информационного общества на основе нового механизма государственного управления способствовало ряд сформировавшихся в обществе предпосылок. Через призму осознания государственными деятелями необходимости повышения уровня социальной и технической «грамотности» и ответственности граждан сформировалась социальная предпосылка; необходимость сокращения затрат на управление и обслуживание населения определило экономическую предпосылку; необходимость государственного управления, основанного на информационно-коммуникационных технологиях выявило техническую предпосылку формирования концепции «электронного правительства».

     Революционные явления в науке конца XX начала XXI века (представления об открытых системах), в обществе (информационно-коммуникационные технологии, самоорганизующиеся общества, социальные сети) изменяли представления о государстве и государственном управлении. Одновременно происходящие во всем мире политические, институциональные процессы меняли подходы к пониманию функций государственного управления. Таким образом, одной из обсуждаемых проблем политологии стала концепция, которая смогла бы отразить степень взаимозависимости качественных глобальных коммуникационных изменений в государственном управлении, выявления рисков в контексте демократической парадигмы управления, определение вектора изменений в технологическом укладе общества и формирование ценностей гражданского общества в  формирующемся типе новых общественных отношений.

     Однако  следует учесть, что с факторами  эволюционного развития растут и риски, так как процессы глобализации изменили традиционные функции государства, а использование интернет-технологий политических коммуникаций приобрело глобальный характер: развитие информации и электронных технических средств значительно увеличило скорость распространения социально-значимой информации, в формирование глобального информационного пространства вовлечены как целые сообщества, так и политические, экономические, религиозные и культурные институты.

     В современных научных диспутах обострена проблема реальных возможностей и «право» современных технических средств коммуникации на столь массовое информационное воздействие. Происходящие общественные трансформации, которые формирует новое техногенное общество, новую политическую реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих типов, порождают возникновение кризисных явления, которые формулируют вызовы современной политической теории.

     К проблемным аспектам относятся вопросы социально-значимой информации, в том числе и сведения политического характера, которые все в большей мере распространяются мировыми, а не национальными агентствами и каналами. В результате миру навязывается «западная», в большей степени американская идентичность, культура, знаки, символы, видение событий. Подобная информационная экспансия интернет-технологий политических коммуникаций, способная для «не западных народов» возможной потерей социокультурного суверенитета не может не привлекать к себе внимание со стороны политологов. Выявлено, что элитарная, по сути, система Интернет-услуг вызывает новый вид социального и политического неравенства между индивидами, социальными группами, странами, а расслоение общества по принципу вовлеченности в мир современных технологий вызывает «цифровой раскол» и, как следствие, информационную маргинализацию значительной части населения и угрозе возврата властных структур к линейной силовой политике, а также осуществления концепции мирового правительства и глобального корпоративного управления.

     Таким образом, в начале XXI в. происходящие в мире неоднозначные процессы радикальных реформ и революционных преобразований государственно-общественного  устройства формулируют вызовы современному научному знанию и, следовательно, требуют понимания необходимости решения подобных проблем и поиска новых подходов в изучении и научно-теоретическом осмыслении роли «электронного государства» и рисков в контексте демократической парадигмы управления. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.

Перевод с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. М.: ​Academia, 1999 // Свободная мысль-XXI.

  1. Исаев Б.А.Политология в схемах и комментариях.- СПб.: Питер, 2009.- 224 с.
  2. Логинов В.Н. Информационные технологии управления. М. : КНОРУС, 2008. – 240 с.
  3. Миронова Н.И. Три парадигмы мышления - три подхода к государству- три культуры  управления. Опубликовано: «Стратегии динамического развития России: единство  сомоорганизации и управления / Материалы Первой международной научно- практической конференции // под ред. Проф. В.Л. Романова. М.: Проспект, 2004. Том 2, часть 2. С. 203 -214.
  4. Павлютенков М.Ю., Сваруп А.А. Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство». Источник: http://ict.edu.ru/vconf/files/04-r5f17.doc

Информация о работе "Электронное государство" в контексте демократической парадигмы управления