Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:22, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ избирательной системы в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть механизмы избирательного процесса ;
· описать основные виды избирательных систем;
· рассмотреть избирательного процесса в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Механизм изберательного процесса…………………………………………5

Типы изберательных систем………………………………………………….9

Российская изберательная система…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 48.24 Кб (Скачать)

    Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

    • Мажоритарная система. В основе системы лежит принцип

большинства при определении результатов  голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности системы: абсолютного большинства и относительного большинства.

  • В случае абсолютного большинства избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, проводится второй тур выборов. Ко второму туру выборов допускаются кандидаты, набравшие определенное количество голосов (например, во Франции, ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов). Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.
  • В случае относительного большинства (плюральной избирательной системы) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного  большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он автоматически становится депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам (Великобритания, США).

   Достоинства мажоритарной системы: учет мнения большинства избирателей определенного округа; предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

   Недостатки мажоритарной системы: не полностью выражает политическую волю населения (может теряться, не учитываться практически до 49% голосов избирателей); нарушается принцип все  общности избирательного права (голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают); избиратели, голосовавшие за проигравших кандидатов, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы; не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте (небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей). Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения.

  • Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу (партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется). Партийные списки могут быть различных видов (открытые, закрытые и смешиваемые).

Для определения  результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный барьер. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей (Турция – 10%, Россия - 7%, Германия и Италия – 5%, Венгрия и Болгария – 4%, Дания – 2%). Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают ни одного места в парламенте.

   Достоинства пропорциональной системы: является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

    Недостатки пропорциональной системы: затруднено формирование правительства (в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий); не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата (он выбирает не человека, а партию); значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе (создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые» места и т.д.); нарушается сам принцип пропорциональности.

    • Смешанные избирательные системы. Смешанная система

представительства соединяет в себе достоинства  и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов (например, Германия). Выборы проходят в один тур. Избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

   Таковы основные характеристики избирательных систем. Необходимо также отметить, что существует определенная взаимосвязь между партийными и избирательными системами в государстве. По мнению французского политолога М. Дюверже , содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.

Первый  закон. Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия этого закона лежат два вывода.Первый заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте.Создается эффект «недопредставительности ».

Второй  вывод имеет психологический  характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.

Второй  закон. Становление в той или иной стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает для всех партий возможность участия в первом туре выборов. Это и ведет к многопартийности.

Третий  закон. Пропорциональная партийная система способствует становлению многопартийной системы. При этом партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой по отношению друг к другу позицией. Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.

Таким образом, в природе существует множество  разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов.

  3. Российская изберательная  система

      Избирательное право является одним из динамично  развивающихся институтов в общей  системе публичного конституционного права, регулирующего вопросы ротации  власти по итогам выборов в государственные  органы и органы местного самоуправления. Фактически уже сложились три  относительно самостоятельных —  федеральный, субъектов РФ и муниципальный  — нормативных массива в области  избирательных правоотношений. Завершено  их структурирование по различным элементам.

      Источниками избирательного права Российской Федерации  являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления и регулирующие порядок осуществления  этого права.

      Конституцией  РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. К сожалению, они заложены здесь  как бы «в подтексте», прямого закрепления  принципов избирательной системы  в Основном законе нет. Впервые в  конституционной практике нашего государства  не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводят на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Они оказались «утраченными»  вместе с традиционной главой «Избирательная система».5 Однако, отдельные нормы, касающиеся избирательной системы и избирательного права в Конституции есть. В частности, в Конституции говорится, что свободные выборы вместе с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа6; «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»7; «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»8; «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного орана ори тайном голосовании»9; «Порядок выборов Президент российской Федерации определяется федеральным законом»10; «Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом»11; выборы предусмотрены и как способ осуществления населением местного самоуправления12.

   Мажоритарная система абсолютного большинства была основной системой выборов в РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система применялась в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) в большинстве субъектов Федерации, а также в некоторых субъектах Федерации на выборах глав муниципальных образований и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации.

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в некоторых субъектах Федерации на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства.

 К  таким разновидностям относятся:

    • система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей;

    • система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

    • система, требующая для избрания получения более половины голосов  от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.

   Последняя система применяется и в настоящее время на выборах должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области. Недавно Конституционный Суд признал ее не противоречащей Конституции РФ.

Многомандатные  округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в местные Советы нижнего уровня, а с 1993 г. - на выборах  депутатов представительных органов  государственной власти субъекта Федерации  и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме  того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  в 1993 г.

Число распределяемых в много мандатных  округах мандатов до 1997 г. федеральным  законом не регулировалось. Чаще всего  округа на выборах законодательных  органов государственной власти субъектов Федерации были двух- и  трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные  округа. Выборы Парламента Ингушетии  в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу.

На выборах  в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.

Начиная с 1997 г. федеральное законодательство устанавливает предельное число  мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе - 5. До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством распределяемых мандатов, в том числе практиковалось сочетание одномандатных и многомандатных округов.   В 1990 г. в случае выборов по многомандатным округам число голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов у избирателя соответствовало числу замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов.

Информация о работе Избирательный процесс