Избирательные комиссии в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Избирательные комиссии -- независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Система избирательных комиссий………………………………………………4
Порядок формирования комиссий……………………………………………….7
Компетенция избирательных органов…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституц..doc

— 99.77 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет дополнительного образования

Учебная дисциплина «Конституционное право» 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Избирательные комиссии в РФ» 
 
 
 

                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                                           Ст. группы 10ЮДО3

                                                                                                                                           юридического факультета: Якупова М.Ю..

                                                                                                                      Научный руководитель:

                                      профессор  Фектистов А.В. 
                 

Пенза 2010  

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Система избирательных комиссий………………………………………………4

Порядок формирования комиссий……………………………………………….7

Компетенция избирательных органов…………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Избирательные комиссии -- независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система избирательных комиссий

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.

Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) формируются соответственно федеральными или региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа - разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.5).

Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами (п.11 ст.21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), а остальные представляют собой общественные образования, решения которых по вопросам, связанным с проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц (п.13 ст.21 указанного Федерального закона).

В п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей избирательной комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом нормы как федеральных, так и региональных законов о выборах не должны противоречить требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Важно подчеркнуть, что в случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются нормы этого Закона.

Таким образом, при проведении конкретных выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Различают три уровня выборов - федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам выборы подразделяются на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные и региональные), представительные органы местного самоуправления, а также выборы высших должностных лиц регионов и глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления.

На рисунке 1 в качестве примера представлены структурная схема системы избирательных комиссий при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, областной Думы, городской Думы, а на рисунке 2 - при выборах Президента Российской Федерации, губернатора области и мэра города.

Из представленных структурных схем видно, что полный набор избирательных комиссий используется только при выборах депутатов Государственной Думы, в том числе здесь действуют и 225 окружных избирательных комиссий, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных избирательных округов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Порядок формирования комиссий

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Именно в соответствии с этим принципом в марте 1999 года формировалась ЦИК России. В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" состав был назначен в равной численной пропорции Государственной Думой и Советом Федерации как палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации как главой государства.

Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.

При назначении членов ЦИК России Государственной Думой вначале все депутатские фракции и группы после предварительного обсуждения на своих заседаниях определили 8 кандидатур.

На пленарном заседании путем "рейтингового" голосования по каждой из предложенных кандидатур были определены 5 претендентов, получивших наибольшее число голосов. Затем открытым голосованием был утвержден в целом список из 5 человек. В принятом в марте 1999 года постановлении "О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" партийная или фракционная принадлежность назначенных членов ЦИК России от Государственной Думы не указывалась, что еще раз подчеркивает независимый статус Комиссии.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции 1999 года указанное противоречие устранено. Согласно ст. 23 формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом одна половина членов комиссии назначается законодательным (представительным) органом, а другая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что указанный Федеральный закон содержит принципиально новые нормы и положения, существенно влияющие на процесс формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Прежде всего, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, имеющих депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации. При этом в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений и блоков.

И еще об одной новации, установленной Федеральным законом. В соответствии с административно-территориальным устройством в некоторых субъектах Российской Федерации предусмотрено создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц. В них территориальные избирательные комиссии образуются не представительными органами местного самоуправления, а соответствующими представительными и исполнительными органами государственной власти на паритетной основе.

В целях обеспечения гарантий проведения выборов в сроки, установленные соответствующими законами о выборах, в ст. 23 указанного Федерального закона установлено право вышестоящей избирательной комиссии производить назначение членов комиссии с правом решающего голоса в случае, если уполномоченные на то органы не назначают по какой-либо причине состав комиссии либо ее часть в установленные законами сроки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Компетенция избирательных комиссий. 

Прежде чем перейти к раскрытию этого понятия, рассмотрим особенности организации работы избирательных комиссий как коллегиальных органов, их полномочия по подготовке и проведению выборов.

Одним из определяющих начал правового статуса избирательных комиссий является принцип коллегиальности в организации деятельности комиссий. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Рядом организационных особенностей характеризуется, в частности, процедура созыва и проведения заседаний избирательной комиссии, распределения обязанностей между ее членами, решения комплекса других взаимосвязанных вопросов. Так, избирательная комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа. Применительно к ЦИК России федеральными органами государственной власти должно быть назначено, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с указанным Федеральным законом заседания избирательной комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя. Заседание может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исключение сделано для избирательных комиссий высшего уровня (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации), заседания которых правомочны при наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Подобное исключение обусловлено тем, что эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с правоохранительными и налоговыми органами, другими государственными органами, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, принимают важные решения по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан, что требует повышенной ответственности членов указанных комиссий.

Информация о работе Избирательные комиссии в РФ