Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 02:17, реферат
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.
1. Избирательное право: принципы 3
2. Участие в выборах 4
3. Политические права женщин 5
Список литературы 9
ОГЛАВЛЕНИЕ
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.
Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Их рассмотрение необходимо, поскольку универсальных общепринятых норм не существует. Различия необходимо учитывать. Норма, удовлетворяющая законодательству одной страны, в другой будет выглядеть грубым попранием политических свобод гражданина и однозначно противоречит прозрачности избирательной системы.
Выделим основные принципы.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что права избирать и быть избранным признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного.
Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. Этот принцип тоже выдерживается далеко не повсеместно в современном мире.
Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии выборщиков, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Принцип равного избирательного права - одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан - предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов.
Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.
Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей.
Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства
В ряде стран (например, в Австралии) предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. В Бельгии, Люксембурге, Турции, Пакистане и Египте существуют санкции за неявку на выборы, а в Андорре, напротив, выдают символическое вознаграждение проголосовавшим: стакан вина или одна песету. В Южной Корее в качестве компенсации за потраченное личное время голосование всегда назначают на среду, объявляя этот день нерабочим.
В ряде стран узаконены санкции за неявку на голосование. В Бельгии у здания суда или мэрии вывешивается список абсентеистов, не выполняющих свой гражданский долг. Более серьезным наказанием является штраф, налагаемый на абсентеистов судьей единолично. В Турции - около 14 долл. США. В Люксембурге, штраф за первую неявку составляет 80 долл. США, за вторую - 240. Более суровым наказанием является временное лишение избирательных прав по постановлению суда. Иногда "лишенец" не может быть принят на государственную и муниципальную службу, например учителем в школу, содержащуюся на средства местного бюджета. С прежней службы, конечно, не увольняют, но возможности выбора нового места работы становятся весьма ограниченными для определенных категорий лиц. В Пакистане, когда на референдуме речь шла об исламизации страны, не явившимся грозило непродолжительное тюремное заключение.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, в Корейской Народно-демократической Республике граждане имеют право голоса с 17 лет, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права (право быть избранным) возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в США - 1 месяц, в Новой Зеландии и ФРГ - 3 месяца, в Канаде – 12 месяцев, которые нужно прожить на территории избирательного округа. Наибольший ущерб действие ценза оседлости наносит субъективному праву сезонных рабочих, а также других лиц, вынужденных по роду своих занятий часто менять место жительства.
Сторонники увеличения ценза оседлости говорят, что избиратели (а тем более избираемые) должны быть укоренены в данной местности, тесно связаны с ее интересами, основательно их понимать, а недавние приезжие могут не иметь ответственности суждения.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. Имущественный ценз воспринимался как гарантия отсева людей, лишенных финансовой самостоятельности. Считалось, что люди, не обладающие достаточной собственностью, не могут принимать ответственных решений. В XX веке этот ценз практически везде был отменен. В неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые фактически играют ту же роль. Существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. Так, в некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие.
Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).
Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.
Ценз
пола предполагал недопущение к
выборам женщин. Долгие годы был
одним из наиболее прочных и стойких
ограничений избирательного права.
До конца XIX в. он существовал почти во
всех странах.
Под политическими правами женщин мы понимаем право голоса, право избирать, дающее возможность женщинам участвовать в политической жизни общества. К сожалению, женщины прошли длительный путь перед тем, как получить эти права. С незапамятных времен в различных культурах существовали более или менее сходные представления о мужской и женской сущностях, которые, якобы, составляют основу их природы. Если посмотреть индийские литературные источники, такие как "Махабхарата", "Рамаяна", "Законы Ману", и произведения различных мыслителей - Аристотеля, Адама Смита, Гегеля, Канта, Локка, Руссо, Ницше и некоторых других, то мы заметим, что в них присутствует почти одинаковое отношение к женщине, как к неполноценному и зависимому существу.
Если женщина такая, какой её рисуют, то неудивительно, что отрицается её сущностная ценность, а роль в жизни сводится к тому, чтобы быть сексуальным партнёром мужчины и матерью "его" детей. Таким образом, она якобы предназначена только для удовольствия и счастья мужчины. Её существование имеет второстепенное значение, полезный придаток мужчины. Самые разнообразные религиозные и этические учения полны предписаний об обязанностях женщины и соблюдения преданности своему супругу, но почти не содержат предписаний о верности мужа жене.
Что уж тут говорить о политических правах, однако впервые открыто об этом заговорили в ходе Великой Французской революции, хотя ещё при жизни Людовика XVI французские женщины подавали ему "петицию", где говорилось: "Мы требуем для себя образования, мы требуем для себя общественной службы, но не для того, чтобы завладеть мужской властью, но чтобы быть более уважаемыми со стороны мужчин и иметь средства жить обеспеченно против горькой доли".
Театральная актриса Олимпия де Гуж выступила с "Декларацией прав женщины и гражданки", отразив в ней требование о предоставлении женщине политических прав. Эта декларация появилась в противовес "Декларации прав человека и гражданина" 1789г., провозгласившей равенство всех граждан мужского пола перед Законом. Олимпия выступала против насилия, участвовала в роялистском движении, а ее крылатые слова "если женщина всходит на эшафот, это даёт ей право взойти на трибуну" актуальны и сегодня. Сама она погибла под ножом гильотины в 1793 г.
Как всегда, за активизацией идей следует их невостребованность обществом. Во Франции мысль об эмансипации женщин была на время "задушена" кодексом Наполеона.
В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств поднимались вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин. Ее авторы ставили перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в соответствие с изменениями, которые были внесены в жизнь мужчин поколением "отцов-освободителей".
В 1792 г. избирательных прав для женщин потребовала английская писательница Мери Уолстонкрафт в своей книге "Защита женских прав". В то время в Великобритании основная масса людей никак не могла влиять на политику. Лишь в 1830-х гг. английские чартисты начали борьбу за политические реформы, но они требовали только всеобщего избирательного права для мужчин.
В середине XIX в. в США возникло движение женщин за политические права. 1-й съезд его участниц состоялся 19 июля 1848 года в г. Сенека-Фоллс, штат Нью-Йорк, под руководством Лукреции Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон. За этим собранием последовало много других, несмотря на яростное сопротивление противников женского равноправия.
Абигайл
Адаме, жена 11-го по счету президента
США, пыталась повлиять на мужа с целью
получения более широких
Постепенно
женское движение набирало силу, и
в 1890 г. американский штат Вайоминг первым
предоставил женщинам избирательное
право. И именно губернатором этого
штата в 1925 г. впервые стала женщина-
В
1893 г. примеру одного штата последовало
целое государство Новая