При выборах
Совета Федерации первого созыва
(1993г.) образовывались двухмандатные
избирательные округа на территории
каждого субъекта Федерации независимо
от численности избирателей.
Границы избирательных
округов и число избирателей
в каждом избирательном округе
определялись соответствующей избирательной
комиссией не позднее, чем за
60 дней до дня выборов.
Для проведения
голосования и подсчета голосов
избирателей образуются избирательные
участки. Последние образуются
органами местного самоуправления
по согласованию с вышестоящими
избирательными комиссиями из
расчета не более 3000 избирателей
с учетом местных и иных
условий и с целью создания
максимальных удобств для избирателей
не позднее чем за 45 дней до
дня выборов. Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации»
и избирательные законы субъектов
Российской Федерации устанавливают
правила образования избирательных
участков и сроки с учетом
временного пребывания избирателей
в различных местах.
Списки избирателей — это избирательные
документы, определяющие круг граждан,
обладающих активным избирательным правом
и проживающих на территории конкретного
избирательного участка. Список избирателей
составляется участковой избирательной
комиссией отдельно по каждому избирательному
участку на основании сведений, представляемых
по установленной форме органом, осуществляющим
регистрацию и государственный учет населения,
и главой местной администрации.
Для организации
и проведения выборов представительных
органов власти и местного
самоуправления, а также высших
должностных лиц государства
и субъектов Федерации образуются
избирательные комиссии. Они обеспечивают
реализацию и защиту избирательных
прав граждан. До выборов 1993
г. это были в основном органы
общественного характера, деятельность
большинства членов не носила
постоянный характер. Ныне создается
сеть избирательных комиссий
субъектов Федерации во главе
с Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации,
действующих на постоянной основе.
Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации»
определил следующие виды избирательных
комиссий, осуществляющих организацию,
подготовку и проведение выборов
в Российской Федерации: Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации, избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации,
окружные избирательные комиссии,
территориальные (районные, городские
и другие) и участковые избирательные
комиссии.
Полномочия и
порядок деятельности избирательных
комиссий устанавливаются федеральными
законами и законами (нормативными
правовыми актами представительных
органов государственной власти)
субъектов Российской Федерации.
Деятельность
избирательных комиссий носит
гласный и открытый характер,
с широким участием в их
работе кандидатов в депутаты,
представителей избирательных объединений,
средств массовой информации. Решения
избирательных комиссий по вопросам
их ведения носят обязательный
характер для всех участников
избирательного процесса, в том
числе и для органов государственной
власти и местного самоуправления.
Решение избирательной комиссии,
противоречащее федеральным законам
или законам представительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
либо принятое избирательной
комиссией с превышением установленных
полномочий, подлежит отмене вышестоящей
избирательной комиссией или
судом.
Количественный
состав избирательных комиссий
в зависимости от их уровня
колеблется от 7 до 15 членов.
Выдвижение кандидатов
в представительные органы власти
— одна из центральных стадий
избирательного процесса, это этап,
предопределяющий будущий состав
депутатского корпуса. Новое избирательное
законодательство внесло существенные
моменты в процедуру выдвижения.
Ныне право выдвижения кандидатов
(или списков кандидатов) принадлежит
избирательным объединениям и
избирателям непосредственно, в
том числе по месту работы
и жительства.
Избирательное объединение
— это общественное
объединение, устав
которого предусматривает
участие в выборах
посредством выдвижения
кандидатов, созданное
и зарегистрированное
в порядке, установленном
федеральными законами (нормативными
правовыми актами
представительных
органов государственной
власти) субъектов
Российской Федерации
не позднее, чем
за шесть месяцев
до объявления
дня выборов. Право выдвижения
кандидатов в депутаты может принадлежать
избирательным блокам, то есть союзу избирательных
объединений, создаваемых ими для совместного
участия на период проведения выборов.
Избирательный блок регистрируется соответствующей
избирательной комиссией. Партия, движение,
общественная организация могут входить
в состав лишь одного избирательного объединения.
В случае вхождения в блок они уже не могут
выступать качестве самостоятельного
избирательного объединения.
В поддержку
списка кандидатов, выдвинутых от
избирательных объединений, собираются
подписи избирателей в количестве,
определяемом законами.
Выдвижение кандидатов
непосредственно избирателями проводится
путем сбора подписей под заявлением
о выдвижении кандидата. Сбор
подписей проводится по месту
работы, в том числе в трудовых
коллективах, и по месту жительства.
Количество подписей избирателей,
необходимое для регистрации
кандидата соответствующей избирательной
комиссией, также устанавливается
законами. Для регистрации кандидатом
(списков кандидатов) необходимо
наличие заявления от самих
кандидатов об их согласии
баллотироваться по данному избирательному
округу; представления избирательных
объединений, выдвинувших кандидатов,
и установленное количество подписей
избирателей в поддержку данного
кандидата.
Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федерации»
1994 г. в отличие от прежнего
российского законодательства установил,
что кандидат в депутаты представительного
органа государственной власти
или органа местного самоуправления
может быть зарегистрирован только
в одном избирательном округе.
Законодатель
определяет условия дополнительного
выдвижения кандидатов и порядок
обжалования в случаях отказа
зарегистрировать кандидата (список
кандидатов) соответствующей комиссией.
Кандидат в
депутаты имеет ряд гарантий,
обеспечивающих ему возможность
эффективного участия в избирательном
процессе: социально-экономических,
организационных и юридических.
Среди них — личная неприкосновенность
кандидата в депутаты, право кандидата
иметь определенное количество
доверенных лиц, право бесплатного
пользования на территории округа
всеми видами общественного транспорта,
кроме такси, а также право
на неоплачиваемый отпуск на
период предвыборной агитации.
Предвыборная агитация — это деятельность
граждан РФ, общественных объединений,
иных участников избирательного процесса
по созданию и распространению информации,
имеющей целью побудить избирателей принять
участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того
или иного кандидата, либо списка кандидатов.
Граждане, общественные
объединения свободно, на равных
условиях вправе в допускаемых
формах и законными методами
вести агитацию ЗА или ПРОТИВ
избирательного объединения, кандидата.
Формами агитации
являются средства массовой информации,
предвыборные мероприятия (собрания
и встречи с избирателями, публичные
предвыборные дебаты и дискуссии,
митинги, демонстрации, шествия), агитационные
печатные материалы. Предвыборная
агитация должна вестись с
соблюдением строго установленных
законом требований: соблюдение
конституционных прав и свобод
в сфере массовой информации;
недопустимость использования служебного
положения должностными лицами,
журналистами и другими творческими
работниками средств массовой
информации, если указанные лица
являются кандидатами либо доверенными
лицами кандидатов; а также недопустимость
злоупотребления свободной массовой
информации, агитации, возбуждающей
социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть или
вражду, призывов к захвату власти,
насильственному изменению конституционного
строя и целостности государства,
пропаганды войны.
Предвыборная
агитация проводится со дня
регистрации кандидатов и прекращается
за день до выборов. В течение
трех дней до дня выборов,
включая день голосования, опубликование
результатов опросов общественного
мнения, связанных с выборами, не
разрешается.
Следующим принципиальным
моментом в избирательном
процессе является
организация финансирования
выборов.
Новое законодательство
допускает использование, как государственного
финансирования выборов, так и средств
из негосударственных источников. Бюджетные
средства используются непосредственно
избирательными комиссиями, а определенная
часть передается избирательным
объединениям и кандидатам в депутаты.
Избирательные объединения и
кандидаты в депутаты вправе создавать
собственные избирательные фонды
для финансирования предвыборной агитации.
Избирательные фонды могут создаваться
из следующих источников: средств, выделенных
в равных размерах избирательному объединению
или кандидату на предвыборную агитацию
соответствующей избирательной
комиссией; собственных средств
избирательного объединения или
кандидата, кроме случаев, когда
указанные средства имеют иностранные
источники; средств, выделенных в равных
размерах избирательным объединением;
добровольных пожертвований физических
и юридических лиц.
Законодательство
четко определяет, что не допускаются
добровольные пожертвования со
стороны иностранных государств,
организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным
участием, международных организаций,
а также государственных организаций
и учреждений, предприятий с государственным
участием и религиозных организаций.
Соответствующая избирательная
комиссия обязана периодически
публиковать сведения о размерах
и источниках образования избирательных
фондов.
Одна из заключительных
стадий избирательного
процесса—голосование. Обычно оно
проводится в один из выходных дней. Избирателю,
который за 15 дней со дня голосования по
тем или иным причинам будет отсутствовать
по месту своего жительства и не сможет
прийти на избирательный участок, на котором
он включен в список избирателей, предоставляется
возможность проголосовать досрочно,
путем заполнения избирательного бюллетеня
в помещении окружной или участковой избирательных
комиссий, или возможность голосования
по почте. При этом на соответствующую
избирательную комиссию возлагается обязанность
соблюсти тайну голосования, обеспечить
сохранность избирательного бюллетеня
и учет голоса избирателя при определении
результатов голосования.
Голосование производится
путем нанесения избирателем
в избирательном бюллетене какого-либо
знака в квадрате, относящемся
к кандидату или списку кандидатов,
за которых сделан выбор, либо
против всех кандидатов, внесенных
в избирательный бюллетень. Допускается
возможность использования переносных
избирательных ящиков для избирателей,
которые по состоянию здоровья
либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть
для голосования на избирательный
участок.
Тайна голосования
обеспечивается тем, что избиратель
заполняет бюллетени в специально
оборудованной кабине или комнате,
в которых не допускается присутствие
иных лиц.
О времени и
месте голосования участковые
избирательные комиссии письменно
оповещают избирателей заблаговременно.
Принципиальное
значение имеет закрепление в
законодательстве итогов (результатов)
выборов. В зависимости от типа
избирательной системы — мажоритарной
или пропорциональной — производится
и установление результатов выборов.
Для признания выборов состоявшимися
законодатель установил кворум
явки избирателей не менее
25 процентов зарегистрированных
избирателей.
Избранным считается
кандидат, получивший наибольшее
число действительных голосов.
При распределении депутатских
мандатов на основе пропорционального
представительства сначала подсчитывается
сумма голосов, поданных за
списки тех избирательных объединений,
которые допускаются к распределению
депутатских мандатов. Чтобы быть
допущенным к данному распределению,
необходимо получить не менее
5 процентов действительных голосов.
Каждое избирательное объединение,
за которое подано более 5 процентов
действительных голосов, получает
число депутатских мандатов пропорционально
числу поданных за него голосов.