Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:57, курсовая работа
Актуальность исследования избирательного права вытекает из необходимости
постоянного совершенствования избирательного права с тем, чтобы оно в
наиболее полной мере позволяло развиваться демократии и эффективному
управлению государственными делами на основе периодического волеизъявления
народа. А это возможно только при условии хорошего знания мирового опыта.
При этом такое знание должно опираться не только на примеры отдельных
государств, но происходить из понимания главных закономерностей эволюции
избирательного права, общего и особенного в его развитии. Сравнительные
исследования в приобретении такого знания играют весьма важную роль,
поскольку они показывают функционирование сходных институтов в различных
конкретно-исторических условиях. В ходе сравнительного рассмотрения
избирательного права и процесса анализируется и российский опыт, что
позволяет лучше высветить насущные проблемы российского избирательного
права и предложить для их решения апробированные мировым опытом пути. В то
же время изучение избирательного права в
сравнительном плане позволит избежать наиболее характерных ошибок, создаст
условия для осмысленного восприятия зарубежного опыта, даст представление
о применимости такого опыта.
Введение 3
§1. Принципы избирательного права 4
1.1.Понятие основных принципов избирательного права 4
1.2. Всеобщность избирательного права 4
1.3. Принцип равного избирательного права 7
1.4. Выборы на основе куриального (корпоративного) представительства. 14
1.5. Прямые или непрямые выборы 16
1.6. Тайность голосования 17
1.7. Периодичность проведения выборов 18
§2. Избирательное право и избирательные системы зарубежных
стран 21
2.1. Избирательное право зарубежных стран 21
2. 2. Избирательный процесс. 25
2.3. Избирательные системы зарубежных стран 27
2.4. Референдум в зарубежных странах 31
§3. Международные избирательные стандарты как гарантия
защиты прав граждан и независимости демократического государства 33
Заключение 36
Литература 39
еще
фото>>>
Право -> Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа. СОДЕРЖАНИЕ:
стр. Введение 3 §1. Принципы
избирательного права 4 1.1.Понятие
основных принципов 1.2. Всеобщность
избирательного права 4 1.3. Принцип
равного избирательного права
7 1.4. Выборы
на основе куриального ( 1.5. Прямые
или непрямые выборы 16 1.6. Тайность
голосования 17 1.7. Периодичность
проведения выборов 18 §2. Избирательное
право и избирательные системы
зарубежных стран 21 2.1. Избирательное
право зарубежных стран 21 2. 2. Избирательный
процесс. 25 2.3. Избирательные
системы зарубежных стран 27 2.4. Референдум
в зарубежных странах 31 §3. Международные избирательные стандарты как гарантия защиты
прав граждан и независимости
демократического государства
33 Заключение
36 Литература
39 Введение Современный
этап эволюции стран мира
характеризуется резким осуществления власти, так и в общественном сознании. В демократических государствах выборы представляют реальный механизм формирования органов власти, поэтому значимость этого института в таких государствах не вызывает сомнения. При этом важной особенностью конца XX — начала XXI в. стал переход значительного числа государств к демократическим методам правления.
Такое движение или, по сторону
демократии повышает В этих
условиях важное место выборам, референдумам, народной законодательной инициативе, сходам граждан и т. п. Актуальность
исследования избирательного постоянного
совершенствования наиболее
полной мере позволяло управлению
государственными делами на народа. А
это возможно только при При этом такое знание должно опираться не только на примеры отдельных государств,
но происходить из понимания
главных закономерностей избирательного права, общего и особенного в его развитии. Сравнительные исследования в приобретении такого знания играют весьма важную роль, поскольку
они показывают конкретно-исторических условиях. В ходе сравнительного рассмотрения избирательного
права и процесса позволяет
лучше высветить насущные права и предложить для их решения апробированные мировым опытом пути. В то же время
изучение избирательного права
в сравнительном плане позволит избежать наиболее характерных ошибок, создаст условия
для осмысленного восприятия
зарубежного опыта, даст о применимости
такого опыта. §1. Принципы
избирательного права 1.1 Понятие
основных принципов Несмотря на определенные различия в законодательном регулировании в разных странах, к основным принципам избирательного права в современных условиях следует отнести следующие: всеобщность, равное избирательное право, принцип
прямых и непрямых выборов,
тайность голосования. В все большее число сторонников приобретает идея включения в этот список принципа
периодичности проведения указанный
принцип уже нашел свое пойдет, прежде
всего, об основных принципах
избирательного права. 1.2. Всеобщность
избирательного права Этот принцип
подразумевает, что предоставляется
каждому гражданину по если гражданин не страдает в силу душевной брлезни или дефектов развития пороками,
препятствующими его является умалишенным (слабоумным, психически больным). Является или нет какой-либо
человек умалишенным, основе
результатов специальной определенном порядке. В одних странах избирательное право гражданина приостанавливается (иногда он вообще лишается избирательного права) по решению
суда в случае совершения других
— автоматически в силу преступления. Борьба
за закрепление принципа законодательстве
была длительной и протяжении XIX и начала XX в. В результате практически повсеместно были сняты почти все избирательные цензы, а возрастной ценз значительно снижен. В большинстве
стран сегодня возрастной ценз
для приобретения гражданином
активного избирательного и ниже;
для приобретения же ряде случаев
сохранился более высокий возрастной
ценз. Существовавшие в XIX в. избирательные цензы (и в первую очередь имущественный ценз) значительно сужали электорат. Так, в Великобритании до избирательной реформы 1832 г. активным избирательным правом обладало 4,4% взрослого населения страны, в результате ее проведения — 7,5%, а после проведения
реформы 1867 г. — 16,4%\'. Во Франции в 1791 г. только 16% взрослого населения было вправе участвовать
в выборах. После принятия ценз был
увеличен, а доля имевших право
на участие в выборах 8%, причем
выборы были косвенными 1799 г. вводила косвенные трехстепенные выборы. В 1817 г. выборы стали прямыми,
а имущественный ценз был налога (лишь 0,3% взрослого населения страны уплачивало такой налог). Революция
1830 г. повлекла снижение активным избирательным правом до 200 франков прямого налога. Только в результате революции 1848 г. во Франции было провозглашено всеобщее избирательное право. Однако вследствие того, что женщины и некоторые другие категории граждан не получили права участвовать в выборах, к избирательным урнам было допущено не более одной трети населения. Но уже в 1850 г. были
введены ограничения всеобщего
избирательного права. Имущественный ценз в Бельгии, установленный при принятии Конституции 1831 г., также
был довольно высоким: надо было
уплачивать 1000 флоринов прямого
налога. В Португалии избирательный закон 1820 г. был принят вскоре после революции и не
предусматривал имущественного
ценза. Тем не менее В Великобритании лишь приблизительно в середине XX в. избирательный корпус
численно сравнялся с в 1914 г.
британский электорат 1921 г. —14%, в 1931 г. — 96,6% (см.: KriegerJ. Britain // European Politics in
Transition. Lexington; Toronto, 1992. P. 38). женщины
к участию в выборах не четырехстепенными. Однако уже в 1822 г. принята Конституция, которая хотя и вводила
прямые выборы, но одновременно
устанавливала имущественный Конституционная
Хартия Португалии 1826 г. / связывала активное избирательное право с цензом в 100 мил рейсов прямого годового дохода, а пассивное избирательное право — с цензом в 400 милрейсов прямого годового дохода, причем выборы были двухстепенными. Португальский избирательный закон 1852 г., восстановив прямые выборы, сохранил
имущественный ценз на прежнем
уровне2. Таким образом,
постепенная эволюция к избирательного права и расширению электората в европейских государствах в XIX — начале XX в. подтверждает замечание А. Камю о том, что «история XIX века
до 1914 года — это история со старорежимными
монархиями, то есть история утверждения О гражданского принципа» . Более подробно о различных цензах речь идет в главе, посвященной
избирательным правам граждан. 1.3. Принцип
равного избирательного права Этот принцип
заключается в предоставлении
каждому гражданину равной
с другими гражданами степени
влиять на исход выборов. избирательного
права может носить как характер.
Формальное равенство означает,
что каждый гражданин, в выборах, независимо от возраста, пола, расы, национальности, имущественного
положения, социального одинаковое
с другими гражданами всем остальном участвует в выборах на равных основаниях. В этом плане следует отметить, что в свое время предоставление избирательного права женщинам
далеко не всегда равноправия
женщин и мужчин в данной
сфере. Например, в \' Камю А.
Бунтующий человек. М, 1990. С. 218. Великобритании демократические силы добились провозглашения избирательного права для
женщин на общенациональном избирательный возрастной ценз — 30 лет, в то время как для мужчин избирательный
возрастной ценз тогда избирательный\'возрастной ценз мужчин и женщин в Великобритании был законодательно
уравнен. Таким образом, в достигнуто
равноправие. Еще более Венгрии до Второй мировой войны. Там возрастной ценз для мужчин равнялся 24, а для женщин — 30 годам. При этом женщина допускалась к участию в выборах лишь в том случае, если у нее было не менее трех законнорожденных детей, все трое детей должны были быть живы, а сама женщина должна была иметь не
менее шести классов право получали
также женщины, живущие на предприятия
и имеющие притом высшее мужчин и женщин в данной сфере, так же как и предоставление дополнительных голосов
на выборах отдельным лицам
в зависимости от практически
повсеместно изжито. Сегодня каждый избиратель, как правило, имеет один голос, хотя бывает и иначе, но
в любом случае обычно голосов. Практически во всех странах, где проводятся выборы в государственные органы власти, утвердился принцип равного избирательного права в формальном значении. В прошлом же, к примеру во Франции, подданные, уплачивающие не менее 1000 франков прямого налога, с 1820 г. получили право подачи второго голоса на выборах. После революции 1830 г. во Франции имущественный ценз для подачи на выборах второго голоса был снижен до
500 франков прямого налога. Материальное
равенство избирательного избирателя
должен иметь одинаковый случае, если
один член представительного органа власти
будет избираться
от такого же числа же представительного органа власти. Полного количественного совпадения, конечно, добиться невозможно, но необходимо стремиться к тому, чтобы максимально
приблизиться к такому избирательного права в материальном значении теряет свой смысл при избрании единоличного органа, так как избранное лицо в любом случае представляет
все население страны или административно- голоса каждого избирателя равен удельному весу голоса любого другого избирателя. В США, например, в ряде штатов вплоть до 1964 г. практиковалось
создание неравных избирать
больше депутатов от населения, чем от того же числа горожан-избирателей (причем в отдельных случаях в сельских избирательных округах проживало почти в два раза меньше избирателей, чем в городских3). И только в 1964 г. Верховный Суд США фактически
запретил такую практику. В настоящее время в различных странах можно найти нарушения именно материального
равенства, тогда как повсеместно соблюдается. Одним из таких нарушений является создание избирательных округов, в каждом из которых на одного депутата приходится разное
число избирателей. Эта где законодательство требует, чтобы избирательные округа были примерно равны. Слово
«примерно» позволяет, фактически нарушать принцип равенства. В частности, могут быть созданы такие многомандатные избирательные округа: от округа с численностью 64 тыс. избирателей посылается 3 депутата, от округа с численностью 183 тыс. избирателей — 7 депутатов, от округа с численностью 119 тыс. избирателей — 4 депутата.
Формально разновеликие с округа
создаются с тем, чтобы не См.: Wilson J. О. American Government. Lexington; Toronto,
1992. P. 652. дробить
существующие территориальные количества
избирателей избирается и «примерно» позволяет органу, устанавливающему величину избирательного округа и определяющему количество избираемых депутатов, манипулировать ситуацией. Таким органом является, как правило, правительство, которое, воспользовавшись
представившейся возможностью сформировавшей его партии (или партий), выдвигает проект избирательного закона или поправок к нему перед выборами. В итоге, как видно из примера, в первом
округе один депутат — 26,1 тыс., а в третьем — почти 29,8 тыс., т. е. налицо определенное нарушение
равенства. Стоит подчеркнуть,
что, исходя из порядка голосования, ни в одной стране технически невозможно образовать избирательные округа с абсолютно одинаковым количеством избирателей. Кроме того, при
создании избирательных административно- депутату,
избранному от конкретного учитывать
в своей работе заботы и
проблемы конкретного проживающего на определенной территории, а не абстрактных избирателей. Чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от равенства избирательных
округов, во многих странах
устанавливаются ограничения. подп. «б» п. 1 ст. 8 Положения о выборах депутатов Государственной Думы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 1557, допускал
отклонение от равенства избирателей до 15%. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вводил в ст. 11 более жесткие ограничения такого отклонения: до 10%, и только
в труднодоступных и же подход
к формированию избирательных
округов сохранился в законодательстве
России, принятом позже, вплоть до настоящего
времени. Существует
еще один прием, с помощью
которого правящая партия обеспечить
себе на выборах более другими партиями. Он связан с тем, что накануне выборов в большинстве стран границы
избирательных округов течением времени численность населения и его возрастная структура (что вызывает
изменение количества Иначе говоря,
изменение границ необходимостью
обеспечить материальное создаются избирательные округа с равной численностью избирателей, правящая партия, проводящая
изменения территории и свои собственные цели. Ведь заранее более или менее известно, какие группы населения поддерживают те или иные партии и где эти группы территориально
расселены. Границы же обязательно
должны совпадать с границами
административно- единицы, и, таким образом, удельный вес голоса каждого избирателя равен удельному весу голоса любого другого избирателя. В США, например, в ряде штатов
вплоть до 1964 г. практиковалось
создание неравных округов, позволявших избирать больше депутатов от консервативно настроенного
сельского населения, чем от
того же числа горожан- (причем в отдельных случаях в сельских избирательных округах проживало почти в два раза меньше избирателей, чем в городских4). И только в 1964 г. Верховный
Суд США фактически запретил
такую практику. В настоящее время в различных странах можно найти нарушения именно материального
равенства, тогда как повсеместно соблюдается. Одним из таких нарушений является создание избирательных
округов, в каждом из которых
на одного депутата 4 См.: Wilson J. Q. American Government. Lexington; Toronto, 1992. P. 652. приходится разное число избирателей. Эта ситуация возможна даже в тех государствах, где законодательство требует, чтобы избирательные округа были примерно
равны. Слово «примерно» рамках закона, фактически нарушать принцип равенства. В частности, могут быть созданы такие многомандатные избирательные округа: от округа с численностью 64 тыс. избирателей посылается 3 депутата, от округа с численностью 183 тыс. избирателей — 7 депутатов, от округа с численностью 119 тыс. избирателей — 4 депутата. Формально разновеликие с точки зрения количества
избирательные округа существующие
территориальные единицы, избирателей
избирается и большее позволяет органу, устанавливающему величину избирательного округа и определяющему количество избираемых депутатов, манипулировать ситуацией. Таким органом является, как правило, правительство, которое, воспользовавшись
представившейся возможностью сформировавшей его партии (или партий), выдвигает проект избирательного закона или поправок к нему перед выборами. В итоге, как видно из примера, в первом
округе один депутат — 26,1 тыс., а в третьем — почти 29,8 тыс., т. е. налицо определенное нарушение
равенства. Стоит подчеркнуть,
что, исходя из порядка голосования, ни в одной стране технически невозможно образовать избирательные округа с абсолютно одинаковым количеством избирателей. Кроме того, при создании избирательных окрутов надо помнить об их связи с административно- депутату,
избранному от конкретного учитывать
в своей работе заботы и
проблемы конкретного проживающего на определенной территории, а не абстрактных избирателей. Чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от равенства избирательных
округов, во многих странах
устанавливаются ограничения. Так, подп. «б» п. 1 ст. 8 Положения о выборах депутатов Государственной
Думы, утвержденного Указом от 1 октября 1993 г. № 1557, допускал отклонение от равенства избирательных округов по числу избирателей до 15%. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вводил в ст. 11 более жесткие ограничения такого отклонения: до 10%, и только в труднодоступных и отдаленных районах — не более 15%. Такой же подход к формированию избирательных
округов сохранился в принятом позже,
вплоть до настоящего времени. Существует
еще один прием, с помощью
которого правящая партия обеспечить
себе на выборах более другими партиями. Он связан с тем, что накануне выборов в большинстве стран границы
избирательных округов течением времени численность населения и его возрастная структура (что вызывает
изменение количества Иначе говоря,
изменение границ необходимостью
обеспечить материальное создаются избирательные округа с равной численностью избирателей, правящая партия, проводящая
изменения территории и свои собственные цели. Ведь заранее более или менее известно, какие группы населения поддерживают те или иные партии и где эти группы территориально
расселены. Границы же обязательно
должны совпадать с границами
административно- единиц. В результате этого в процессе очередного пересмотра границ избирательных округов правящая партия может создать искусственный перевес своих сторонников
над сторонниками других избирательных округах. В настоящее время для этих целей используется компьютерная
техника. Пересмотр получил
наименование избирательной В США
же родился специфический джерримандеринг. В этом термине запечатлена фамилия одного из политических деятелей XIX в., преуспевших в искусстве нарезки избирательных округов для обеспечения победы своей партии. Губернатор штата Массачусетс Э. Джерри был автором закона 1812 г., предусматривавшего деление штата на новые избирательные округа. Новые округа были нарезаны вопреки всем естественным и традиционным делениям, имели весьма причудливую конфигурацию, что и позволило партии Э. Джерри одержать победу. Когда кто-то высказал мнение, что один из округов по своим очертаниям напоминает саламандру (по-английски «salamander»)5, издатель местной газеты заметил, что «назвал
бы это джерримандер». 1.4. Выборы
на основе куриального ( При выборах
на основе куриального ( принцип
равного избирательного права
для всех избирателей не во внимание, хотя он и соблюдается для избирателей внутри курии. Под куриями понимают социальные группы, выделяемые по какому-либо признаку. Для каждой курии выделяется определенное количество мандатов (при этом количество мандатов вовсе не должно быть пропорционально численности группы), которые и получают избранные внутри курии представители. Куриальное представительство было широко распространено в Средние века, в то время
в качестве курий выступали
сословные группы и местные
сообщества. В Новое время выборы от имени курии проводятся внутри организации или организаций,
которые считаются В литературе встречается и несколько иная версия происхождения этого термина, согласно которой после обнародования карты штатов с границами
избирательных округов, кто-то
сказал, что карта напоминает
пятнистую кожу саламандры. (корпоративное представительство). Так, в России половина Государственного совета после реформы этого органа в 1906 г. и вплоть до его ликвидации в 1917 г. избиралась
следующим образом: от члена; от
съездов землевладельцев в дворянских обществ — 18 членов; от православной церкви — шесть членов; от Академии наук и университетов — шесть членов; от организаций торгового купечества
— шесть членов и от — шесть
членов. Позже корпоративное
представительство наиболее фашистской Италии (после 1928 г. и до 1944 г.) и Португалии (по Конституции 1933 г. до 1974 г.). В Италии Национальный корпоративный совет, состоявший
преимущественно из конфедерации
официальных профессиональных предпринимателей, участвовал в законодательном процессе вместе с двухпалатным
парламентом. В Португалии представителей,
объединенных в одну союзов
работодателей, муниципальных учебных
заведений и т. п., выносила
рекомендации по которые передавались
на рассмотрение Национального собрания. Но не
только в фашистских формирования
органов, участвовавших в например, в 1989 г. был избран Съезд народных депутатов (по Закону 1988 г.), одна треть членов которого (750 человек) состояла из избранных по установленным
нормам от Коммунистической организаций. В таком составе Съезд работал до ликвидации Советского Союза в 1991 г. Однако широкого распространения (прежде всего, в современных демократических государствах) куриальное (корпоративное) представительство
не получило. В качестве исключения
из этого общего правила
можно привести формирование
Государственного совета в Конституции
1991 г. Государственный совет четыре
представителя работодателей, работников, четыре представителя крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий,
шесть представителей представителя
местных интересов. Члены сроком
на пять лет. Он вправе рассмотрения закона, принятого Государственным Собранием, требовать назначения
референдума, проведения заключения
по вопросам, входящим в компетенцию
Государственного Собрания. 1.5. Прямые
или непрямые выборы Прямые выборы означают, что орган власти избирается непосредственно гражданами. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты местных органов власти, депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Федерации,
в США — сенаторы и члены
Палаты представителей во Франции — Президент Республики и члены парламента (Национального собрания
и Сената) и т. д. Имеются
две разновидности непрямых Косвенные
выборы предполагают, что члены
представительного органа или единоличный
выборный орган избираются избранными для осуществления выборов в соответствующий орган власти. Например,
в США граждане избирают избирают Президента США. Они перестают быть выборщиками сразу после того, как проголосовали. На основе косвенных выборов также формируется часть Парламента
Королевства Свазиленд: В ходе
многостепенных выборов который затем уже сам избирает другой орган власти иного уровня. Так, в РСФСР, согласно Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции Конституции РСФСР 1989 г.), граждане избирали народных депутатов России, которые собирались на Съезд
народных депутатов. Съезд Верховного Совета РСФСР. В Китае также депутаты собраний народных представителей
провинций, городов имеющих
районное деление, избираются
собраниями народных ступень
ниже, т. е. формирование осуществляется
на основе многостепенных совет (верхняя палата парламента) формируется на основе двухстепенных выборов: членов этой палаты избирают ландтаги земель. В истории можно найти примеры
использования косвенных России на выборах в Государственную думу в период 1905—1917 гг. рабочие и крестьяне избирали выборщиков, которые, в свою очередь, избирали выборщиков и т. д. И только выборщики третьей степени от рабочих и выборщики четвертой степени от крестьян избирали депутатов. Выше также приводились
примеры косвенных Португалии. 1.6. Тайность
голосования Принцип
тайности голосования призван
обеспечить избирателю свободу волеизъявления на выборах. В большинстве стран мира тайное голосование
осуществляется посредством либо вычеркивает
фамилии кандидатов или голосует, либо, наоборот, отмечает фамилию кандидата или название партии, за которую он отдает свой голос. Производится это в специально отгороженном помещении, в котором избиратель находится один. Затем избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования. В некоторых странах (к примеру,
в Болгарии, Польше) с целью дополнительного
обеспечения тайности вкладываются
в конверты. В ряде
стран при голосовании осуществляется
посредством специальной заходит
в специальное помещение, где
находится избирательная чего дверь
в помещение автоматически как избиратель проголосует. Само голосование производится путем нажатия рычажков,
расположенных на передней устроена так, что вторично голосовать можно только после того, как один избиратель
покинет помещение, а другой
— войдет. В то
же время в отдельных случаях
оправданным является открытого голосования. Оно оправданно в том случае, если участвующий в голосовании может не опасаться за свою судьбу, каковы бы ни были результаты
голосования, ибо такие участвующего в голосовании по отношению к кандидату, и воля избирателя будет искажена. Например, в РСФСР (как, впрочем, и в СССР) народные заседатели
избирались на протяжении голосованием
на собраниях трудовых кандидата,
избранного затем народным что данный народный заседатель проявит к нему необъективность, если такое лицо окажется,
к примеру, на скамье право дать отвод всему составу суда либо отдельно судье или каждому народному
заседателю. 1.7. Периодичность
проведения выборов Данный
принцип наряду с другими свободных
и справедливых выборов, Совета
Межпарламентского союза. любом государстве
полнота власти может волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего, равного и тайного голосования»6. Хотя эта Декларация не является документом, обязательным для исполнения, однако ее моральная сила велика, поскольку она была одобрена единогласно на сессии Совета столь авторитетной
международной организации, время голосования присутствовали и поддержали Декларацию представители 112 стран мира, в том числе и Россия. В ряде стран мира этот принцип уже занял достойное
место в национальных принцип
фактически закреплен в ст. 8 и
9 Федерального закона «Об гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. Одна из них посвящена сроку полномочий органов
государственной власти и обязательности проведения выборов в сроки, установленные Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами
субъектов РФ, уставами муниципальных
образований. Надо отметить,
что статьи под теми же имелись в утратившем силу Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ с
таким же названием. Необходимость закрепления этого принципа в упомянутой Декларации и в различных нормативных актах связана с тем, что выборность тех или иных должностных лиц и органов власти отнюдь не означает автоматического установления
срока, на который они где выборные должностные лица избираются пожизненно. По крайней мере, срок их полномочий никак не обозначен. Например, Папа Римский, который наряду с духовной
властью в католической церкви
обладает высшей светской Ватикане,
избирается конклавом (в установления О критериях
свободных и справедливых
выборов. М., 1994. С. 6 каких-либо
временных рамок его правления. случаи, когда римских пап свергали, объявляли антипапами, заставляли подать в отставку. Однако такие меры носили чрезвычайный характер. Они не могут идти в сравнение с рутинным, прописанным законодательством порядком передачи
полномочий уходящего в избранному
преемнику. Периодичность
проведения выборов законодательстве системы организационно-правовых гарантий, обеспечивающих своевременное проведение выборов. Так, в некоторых государствах (например, США, Бразилии и др.) законодательно установлены дни, в которые проходят выборы
в те или иные органы власти.
В таких странах нет наделять
какие-либо властные органы следовательно, не возникает вопрос: что будет, если соответствующие органы власти не исполнят свои полномочия по назначению выборов? В этом случае у выборных лиц должны быть заместители, которые займут их место в случае открытия
вакансии. Вместе с тем в ряде
государств существует досрочного
роспуска парламента или лиц. При этом предполагается, что легитимность присуща именно тем лицам, которые баллотировались именно на эти должности. В таких странах в любом случае необходимо законодательно (и даже, по-видимому, конституционно) предусмотреть закрепление за определенными органами власти полномочий по назначению
выборов, хотя бы и в случае
досрочного прекращения выборных органов власти, даже если законодательно установлены дни выборов в эти
последние. §2. Избирательное
право и избирательные системы
зарубежных стран 2.1. Избирательное
право зарубежных стран Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные
и местные представительные создаются
правоспособными гражданами кандидатов,
выдвигаемых в соответствии с
установленными законом В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно- всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые
политические кампании. Выборы - это
процедура формирования полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных
лиц. Сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в течение
определенного срока будут образованием
или административно- реализации
народного суверенитета, способ
выражения общественного форма непосредственной
демократии. Характерные
черты выборов: • выборы
легитимируют власть; • выборы
служат барометром • выборы
- средство селекции Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): \"Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном
избирательном праве, путем тайного
голосования или же посредством
других равнозначных форм, обеспечивающих
свободу голосования\". Ключевой
категорией для выборов, \"избирательного
права\". Избирательное
право понимается в двух 1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых норм, регулирующих
общественные отношения, государства
и местного самоуправления. 2. Субъективное избирательное право - гарантированная государством возможность
гражданина участвовать в власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право). Принципы
избирательного права: 1) Всеобщность
(избирательные права психически
здоровыми гражданами) Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований,
к потенциальному избирателю). Общие требования
(регламентируют активное избирать): • возрастной ценз -установленное законом требование, согласно которому право участвовать
в выборах предоставляется определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа
- с 16 лет; в Марокко - с 20 лет,
в Латвии - с 21 года); • ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10
лет); • ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто \"мужским\".
В большинстве стран этот ценз пал лишь
после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия -в 1945, Греция
- в 1956, Швейцария - в 1971); • имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений \"компенсируется\" другими
цензами, которые играют ту
же роль; • профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других
профессий; • \"Моральный ценз\" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование
\"в случае совершения штаты США
требуют, чтобы избиратель имел
\"хороший характер\"; • расовый ценз - лишение избирательных прав \"цветных\" и иных национальных меньшинств,
(в ЮАР до 1994 г. - африканцы). Дополнительные требования (относятся к пассивному избирательному праву - праву быть
избранными): • более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 -в верхнюю); • значительно
чаще применяется ценз жесткий
характер (для кандидата в Президенты
США - 14 лет); • неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого
поста (иногда заблаговременно
- за 6 мес., за год); • несовместимость
- запрещается одновременно другую
государственную должность; • образовательный ценз - умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен
иметь высшее образование); • избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь
тот кандидат, кто внес залог (например,
каждый депутат
в нижнюю палату из 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов
стерлингов и т.д.); • кандидаты
должны исповедовать 2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим -своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания,
Италия, Нидерланды, Турция и т.д.). 3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого
избирателя возможности влиять
на результат выборов и возможности быть избранным в соответствии с условиями закона (\"один человек - один голос\"). Нарушение этого принципа -плюральный вотум , когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство
нарушается также вследствие
куриальных выборов, когда делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством
населения. 4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) -означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное
сито, посредством которого кандидатов
в состав выборного органа). 5) Тайное
голосование (Исключение волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается
законом). 2.2. Избирательный
процесс Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными нормами
деятельность индивидов, и проведению
выборов в государственные и
самоуправленческие органы. Выборы
в зарубежных странах • в президентских республиках - через строго определенные промежутки времени
(в США - в первый вторник
ноября каждого четного года); • в парламентарных
республиках и парламентарных
монархиях: • по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы); • в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы); • в случае
отстранения, отставки или смерти депутата
(дополнительные выборы). Избирательный
процесс состоит из выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства). 2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные
округа могут быть производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому
признаку (Сингапур, Фиджи). 3. Установление избирательных участков . Избирательный округ подразделяется
обычно на избирательные территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей; они же
являются основной ячейкой, в
пределах которой органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей. 4. Формирование
избирательных органов. Эти проведением
выборов, обеспечивают законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д. 5. Регистрация
избирателей и составление большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных
властей. Существуют 2 системы: • постоянная - избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии -США); • периодическая - в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция
и др.). 6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах
известно задолго до выдвижение
и регистрация начинаются Способы
выдвижения кандидатов: • самовыдвижение - подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется,
чтобы такое заявление было
скреплено подписями числа избирателей
(Вьетнам, Франция, Япония); • партийное выдвижение - официальное представление от имени партии или путем подачи
петиции, подписанной (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай - праймериз (первичные
выборы - в США, Турции); • выдвижение
общественным объединением (Белоруссия,
Украина); • выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания,
Нидерланды). Эти способы
во многих странах 7. Предвыборная агитация. Начинается в большинстве стран после регистрации кандидата.
Закон всегда определяет время окончания.
Наиболее детально финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается
участие в предвыборной органов
местного самоуправления. Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах президента
США в 1996 г. было израсходовано
53 млрд. долл.). 8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями -Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные
избирательные машины (США, Нидерланды,
Индия). 2.3. Избирательные
системы зарубежных стран Избирательная
система понимается в двух
смыслах: широком и узком. Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений
как урегулированных, так и
неурегулированных нормами посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной
власти. Избирательная система в узком смысле - э то способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования
избирателей. Таких способов многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной.
Рассмотрим их более подробно. 1. Мажоритарная - в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Различают
три вида мажоритарной системы: • относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При
этой системе обычно не участия
избирателей в голосовании. • абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция).
При этой системе обычно избирателей
в голосовании. • квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее
абсолютного) - Чили). Наряду
с названными тремя системы: • система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов
(Япония);
• кумулятивный вотум (от лат.
cumulatio - скопление)- каждый
избиратель в многомандатном округе
имеет столько голосов, сколько
следует избрать кандидатов и
распределяет свои голоса между
кандидатами как угодно: может
отдать нескольким кандидатам
по
одному голосу, либо одному - все
голоса (Бавария).
2. Пропорциональная - строится не на принципе
большинства, а на
принципе пропорциональности между полученными
голосами и
завоеванными мандатами. (Такие выборы
являются строго партийными -
Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия,
Австрия, Бельгия). Применяется
только в многомандатных избирательных
округах. Избиратель может не
знать многих кандидатов от
поддерживаемой им партии. Чтобы
смягчить • избирательная квота (избирательный метр) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная квота (метод
Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа); • метод делителей (метод д \' Онта) - это последовательное деление числа голосов,
полученных каждым списком делителей.
Дополнительные правила • правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди
партии, у которых наибольшие
остатки голосов); • правило
наибольшего избирательного квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее
число голосов); • правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым
округам и нераспределенное вычисляется
новая квота для страны в
целом и по этой квоте между партиями
оставшиеся места); • правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели,
пропорционально числу голосов, Однако
искажать пропорциональную 1) панашаж (от франц. panachage - смесь): право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать
в сциски новых кандидатов (Бельгия); 2) прием
соединения списков ( выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой; 3) заградительный пункт (заградительный барьер) - это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нем мелких группировок. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: 1% - в Израиле, 2% - в Дании, 2,5% - в Шри-Ланке, 3% - в Аргентине, 4% - в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5% - в Словакии,
8% - в Египте, 10% - в Турции. Разновидностью
пропорциональной системы передаваемого (переходящего) голоса - избиратель имеет лишь один голос, но этот голос
он может использовать не для
голосования за партийный только
для преференциального ( кандидатур
любого партийного списка Пропорциональная
система представительства совместно
с мажоритарными системами ( она не
искажена различного рода относительно
верное отражение в соотношения
политических сил. 2.4. Референдум
в зарубежных странах Термин \"референдум\" происходит от латинского \"referendum\" - \"то, что должно
быть сообщено\". Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии,
процедура которого весьма близка к
процедуре выборов. Основное
отличие состоит в объекте
волеизъявления избирателей: • при
выборах - это кандидат в депутаты
или на какую-либо другую (президент,
вице-президент, губернатор • при референдуме - это определенный вопрос (закон, законопроект, конституция,
поправка к конституции, какая- международного
статуса соответствующей проблема.
При референдуме избирательные округа
не нужны). Референдум
- это голосование избирателей,
посредством которого решение
государственного или общегосударственное
или местное значение. В точном
смысле слова референдум избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью
законодательного или Это обращение
может исходить как от в случае
решения общенациональных местному
избирательному корпусу для Своеобразной
разновидностью референдума голосование населения по наиболее важным для страны вопросам: по территориальным,
международным проблемам. Референдумы по разному используются в зарубежных странах. Например, в США, Нидерландах
референдум никогда не Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне). Не используется референдум в странах мусульманского фундаментализма. Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума . Как правило,
в законодательстве использования
института референдума. На • чрезвычайного
или безотлагательного • требующие
специальных знаний; • ответ
на которые известен заранее (о снижении
налогов, повышении i заработной
платы и т.д.; \\ • бюджета; • амнистии; • кадровые
вопросы; • о мерах
по обеспечению общественного
порядка, здоровья и населения. Референдум
не может проводиться в военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу
в течение определенного времени (в Италии
в течение 3 лет). Виды референдума: • общенациональный
и местный; • обязательный
и факультативный; • конституционный
и обыкновенный; • допарламентский,
послепарламентский, внепарламентский; • утверждающий
и отменяющий; • решающий
и консультативный. §3. Международные избирательные стандарты как гарантия защиты прав граждан и независимости
демократического государства К концу XX и началу XXI веков мировое сообщество выработало комплекс международно-правовых норм в области прав и свобод человека -международные стандарты, и среди них - стандарты в области прав человека, касающихся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов (международные
избирательные стандарты). Международные избирательные стандарты - это обязательства государств не только
предоставлять лицам, свободы
на участие в проведении периодических
выборов, но и не посягать
на такие права
и свободы и принимать ( реализации.
\\ Существуют
и региональные избирательные
стандарты, действующие в стран, например, в рамках Совета Европы. Эти избирательные стандарты более конкретны, содержат ряд требований к проведению различных этапов избирательного
процесса. Вместе
с тем в настоящее время
с учетом глобальных произошедших в Европе, и опыта проведения демократических выборов, накопленного в различных странах мира, актуальной становится задача кодификации
международных избирательных единую систему действующих норм в более точной их формулировке, отражения в договорной
форме международных обычаев,
а также выработки новых норм. Российской Федерации, в короткий период создавшей соответствующее международным
избирательным стандартам законодательство, динамично его развивающей и реализующей на практике, целесообразно
выступить с инициативной рамках Совета
Европы. Конвенция
Совета Европы в этой области
должна быть открытой не государств-членов, но и для других государств, стремящихся к развитию международного сотрудничества в области прав человека и основных свобод и готовых
взять на себя обязательства
по реализации прав своих участие
в управлении делами своих представителей,
избираемых в результате подлинных
выборов, проводимых избирательного
права при тайном голосовании. Назрела
необходимость дать в этой
конвенции развернутые принципов
избирательного права, получивших
законодательное оформление в различных
государствах. Всеобщее
избирательное право должно взрослого
гражданина участвовать в действиях и быть избранным независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, религии,
политических или иных происхождения,
принадлежности к положения,
рождения или и иного Давая определение
принципу равного только то, что голос каждого гражданина имеет такой же вес, как и голоса других
граждан, но и обеспечить процедуру
регистрации избирателей и ящику для
голосования, с тем, чтобы Механизм
тайного голосования на голосование
является абсолютной принудить
его объявить, как он голосовал
или как намерен голосовать. Исходя
из многолетнего опыта различных странах и с учетом норм ряда международно- правовых документов, в конвенции
следует обозначить ряд мер,
которые хоть и ограничивают права граждан, но не считаются дискриминационными (например, имевшаяся судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления). Должно быть указано,
что ограничения могут обоснованно
применяться в интересах общественного порядка, защиты морали, прав и свобод граждан и при этом должны
соответствовать международно- В конвенции
можно было бы перечислить
принципы деятельности партий
и средств массовой информации
в избирательных кампаниях, ряд требований
к подготовке выборов, в функционированию
избирательных органов, избирательных кампаний кандидатов, политических партий и контроля за таким финансированием,
обеспечения свободного и подготовкой и проведением выборов, в том числе со стороны международных наблюдателей. Значение
международно-правовой переоценить. Такой подход способствовал бы распространению действия принципов выборной демократии, гарантий избирательных прав и свобод правового
государства на весь стабильности в Европе. Вместе с тем закрепление стандартов на столь высоком
уровне обеспечило бы и защиту
от необоснованного внутренние дела государства в решении вопросов, оставленных международно-правовым
актом на усмотрение произвольного
моделирования таких геополитическим
интересам. Заключение Сравнительное
изучение избирательных получить
емкое представление о мире. Такой подход к изучению, кроме того, демонстрирует сближение или отдаление друг от друга соответствующих институтов, включая и институты избирательного
права. Одной из целей говорилось,
является улучшение особенности
могут учитываться при перспективе
возможна унификация в порождается в результате многосторонней интеграции, повседневных политических,
экономических, культурных и \\ других связей. Что же касается конкретных отраслей права, то унификация в них имеет
уже довольно значительную скандинавские
страны унифицировали законодательство в области морского права, в начале XX в. — в сфере бракосочетания,
разводов и т. д. С образованием
в 1957 г. Европейского преобразованного в Европейское сообщество, сближение законодательства в областях, в которых проводится интеграция, получило значительный толчок. В п. «h» ст. 3 Договора об учреждении Европейского сообщества говорится о первоочередной цели Сообщества — «сближении законодательства государств-членов
в мере, необходимой для Если сравнение указывает на схожесть действующих в различных государствах норм, на их повторяемость и имеет одни и те же цели реализации этих норм, включая и нормы избирательного права, то на этой основе возникает потребность
унификации и кодификации. В
избирательном праве также указать
на несколько примеров такого
подхода. Так, в Хартии Европей представляющей
программу интеграции в рамках этого Союза,
прописаны некоторые международного
объединения: избирательное Европейский парламент (ст. 39), избирательное право и право быть избранным на муниципальных выборах (ст. 40). Еще одним примером унификации является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод
в государствах — участниках
Содружества Независимых Очевидно
также, что при сравнительном
подходе к изучению стандарт
возникает потребность в и описании существующих и существовавших реалий. Чем большее число стран с различными
правовыми системами будет большая потребуется скрупулезность, систематичность при их анализе и сопоставлении. Одновременно, очевидно, будут получены и выводы, отличающиеся
большей степенью обобщения. Вместе
с тем, что уже не раз регулирования
соответствующих общественных избирательного
права не ограничивается (и, соответственно, институтов). В рамках этой науки рассматриваются также регулируемые
указанными нормами особенности
отдельных групп общественных
отношений оказывают влияние
на характер регулирующих конституционно-правовых (государственно-правовых) норм являются, как известно, главным образом политические отношения. Поскольку для избирательного права как подотрасли права характерно обращение в первую очередь к конституционно-правовым (государственно-правовым) нормам (хотя не остаются в стороне финансово-правовые, административно-правовые и иные нормы), то и регулирование политических отношений находится в центре внимания
избирательного права (но этим
не ограничивается). Мировой
опыт не может быть применен
непосредственно, без всякой адаптации
к практике формирования и
применения норм России. Однако выводы и обобщения этой науки дают возможность судить об основных направлениях эволюции данной подотрасли в мире, что позволяет лучше разобраться
в развитии российского применимость
иностранного опыта к неудивительно,
что при разработке поправок к действующим законам, как правило, изучают иностранный опыт. Следует отметить, что в отдельных случаях, разбирая некоторые дела, и Конституционный
Суд РФ обращается к практическая
важность изучения Литература: 1. Ардан Ф.
Франция: государственная система.-М, 1994. 2. Басу Д.Д.
Основы конституционного права. 3. Всеобщая
декларация прав человека.- 1948. 4. Гарнер Д.
Великобритания: центральное и местное
управление.-М., 1984. 5. Государственное
право Германии: в 2-х томах.-М.,
1994. 6. Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты.-М., 1993. 7. Инако Ц.
Современное право Японии.-М., 1981. 8. Иностранное
конституционное право. 9. Иностранное
конституционное право/Под, ред. В.В.
Маклакова.-М., 1996. 10.КНР. Законодательные
акты. Вып. 2. М. 1989. 11.Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.-М., 1995. 12.Конституции
государств Американского Гурвича.
Т. 2.-М., 1959. 13. Конституции
государств Европейского Союза. Великобритании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии, Франции,
Швеции М.: Норма, 1997. 14.Конституции
государств Европейского Союза. 15.Конституции
государств Центральной и Восто Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии,
Чехии, Эстонии.-М., 1997. 16.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е издание.-М, 1998. 17.Конституции зарубежных государств.: США, Великобритании, Франции, Германии,
Италии, Испании, Греции, Японии, Канады.-М,
1999. 18.Конституции социалистических государств. Сборник в 2-х тт.-М., 1987. ^.Конституционное (государственное) право зарубежных стран, (отв. Редактор Б.А. Страшун.,
в 4-х томах, выпускается с 1996 г., том 1 и
2 выпускаются издательством БЕК в одной книге. Том 3 выпускается издательством БЕК с 1997 г. ежегодно. Том 4 планируется к выпуску в 2000 г. 20.Конституционное
(государственное) право 1-2. Под ред.
Б.А. Страшуна.-М., 1998. 21.Конституционное
(государственное) право. Лафитского.-М.,
1995. 22.Конституционное
право / Под редакцией А.Е. Козлова.-М. 23.Конституционное
право зарубежных стран. М. 200(Х 24.Конституционное
право развивающихся стран: государства
/ Онан Э.С., Троицкий С.В., Штанина М.А. др.-М.,
1992. 25.Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., // Конституция и законодательные
акты.-М., 1984. 26.Конституция
США: история и современность.- 27.Международный
пакт о гражданских и 2 8. Между
народный пакт об правах.- 1966. 29.Мишин
А.А. Конституционное право 30.Современные
зарубежные конституции.-М., 1992. 31.США. Конституция
и законодательные акты.-М., 1993. 32.Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика развития).-М.,
1992. 33.Французская
Республика. Конституция и законодательные
акты.-М., 1989. 34.ФРГ. Конституция и законодательные акты.-М., 1991. ЗЗ.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М., 1999. Зб.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М., 1999. ЗУ.Чиркин В.Е. Конституционное
право: Россия и зарубежный
опыт.-М., 1998. |
Информация о работе Избирательное право и избирательные системы