Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:00, контрольная работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
1. Введение
2. Понятие и принципы избирательного права
4. Понятие и виды избирательных систем
5. Стадии избирательного процесса. Референдум в РФ
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов.
Подготовка выборов - важный
организационный элемент
- Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
- Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
- Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
Здесь очень важно заметить, что избирательные комиссии в Российской Федерации формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления.
- Составление списков
избирателей, распределение
- Информационное обеспечение
выборов включает в себя
Информирование избирателей
о ходе подготовки и проведения выборов,
о сроках и порядке совершения
избирательных действий, о законодательстве
Российской Федерации о выборах
и референдумах, о кандидатах, об
избирательных объединениях, избирательных
блоках, в том числе через средства
массовой информации, осуществляют избирательные
комиссии. Следует обратить внимание
на то, что деятельность организаций,
осуществляющих выпуск средств массовой
информации, по информированию избирателей,
участников референдума осуществляется
свободно. При этом, однако, законодательство
предусматривает, что в информационных
теле- и радиопрограммах, публикациях
в периодических печатных изданиях
сообщения о проведении предвыборных
мероприятий, должны даваться исключительно
отдельным информационным блоком, без
комментариев. В них не должно отдаваться
предпочтение какому бы то ни было кандидату,
политической партии, в том числе по времени
освещения их предвыборной деятельности,
объему печатной площади, отведенной таким
сообщениям. В день голосования до момента
окончания голосования на территории
соответствующего избирательного округа,
округа референдума запрещается публикация
(обнародование) данных о результатах
выборов, референдума, в том числе размещение
таких данных в информационно-
Сами кандидаты, политические партии, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, о которой подробно остановимся в следующем разделе.
Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
Законодательство Российской
Федерации впитало в себя мировой
опыт по финансированию выборов. Расходы,
связанные с подготовкой и
проведением выборов
Главными распорядителями
средств, предусмотренных в
Для проведения своей избирательной
кампании кандидаты (политические партии,
выдвигающие списки кандидатов) обязаны
создавать собственные
После официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов начинается предвыборная кампания, которая включает в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию, предвыборную агитацию.
Завершается избирательный процесс собственно самой процедурой голосования, подсчетом голосов, подведением итогов голосования и официальным объявлением результатов.
Одной из наиболее значимых форм непосредственной демократии является референдум. Конституция РФ определяет конституционно-правовой статус референдума как высшее и непосредственное выражение народовластия. Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
В системе непосредственной
демократии референдум занимает особое
место, определяемое его характеристиками
как осуществляемого в форме
всенародного голосования волеизъявления
граждан, проживающих на территории
публично-правового
Вынесение на референдум указанных
проекта нормативного акта или вопроса,
назначение, подготовка и проведение
референдума осуществляются в соответствии
с Федеральным конституционным
законом «О референдуме в Российской
Федерации» с учетом особенностей,
предусмотренных
На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. На референдум не могут выноситься вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы, проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования); принятия и исполнения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования.
Выносимый на референдум вопрос не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит: не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс.; Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ; федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации».
Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае если Конституционный
Суд РФ признал инициативу проведения
референдума по предложенному вопросу
референдума соответствующей
Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.
Опыт проведения президентских
и парламентских избирательных
кампаний определил необходимость
политики правового реформирования
российской избирательной системы
на всех уровнях - федеральном, региональном
и муниципальном. Причин тому несколько:
несовершенство современного российского
избирательного законодательства; недостатки
мажоритарной избирательной системы
на парламентских выборах; необходимость
государственного признания социальной
ценности демократического воспроизводства
государственной власти в рамках
правовой институционализации адекватной
избирательной системы; противоречивость
российского избирательного законодательства,
порождающая недоверие к
Немало избирательных
споров порождает и недостаточный
уровень правовой культуры избирателей
и организаторов выборов. Многие
споры просто не возникли бы, если бы
некоторые кандидаты лучше
Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.
Проанализировав проблемы
современного российского избирательного
права, стоит отметить необходимость
дальнейшего реформирования избирательной
системы России. Однако несомненно,
что подходить к реформированию
избирательных отношений
Информация о работе Избирательное право и избирательная система в России