Автор: Александр Кондратьевич Паршин, 19 Июля 2010 в 18:31, курсовая работа
Выборы - необходимый признак демократического правового государства. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение 4
1. и избирательное право РФ 4
1.2. Принципы избирательного права 4
1.3.Гарантии избирательных прав граждан. 4
1.4.Реализация избирательного права 4
1.5.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 4
2.Избирательная система 4
2.1.Мажоритарная система 4
2.2. Пропорциональная система 4
2.3.Смешанная (мажоритарно - пропорциональная) избирательная система 4
2.4. Референдум 4
Заключение 4
Глоссарий 4
Список литературы 4
Приложение-1 4
Приложение-2 4
Приложение-2 4
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому доверяют.
Выборы, если они действительно свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условиями средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором проходят выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:
- политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;
- организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;
- материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровня выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);
- правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1999г. От соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел. Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006г был принят федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Р.Ф. в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех. Основные цели внесённых изменений в избирательное законодательство, стимулирования развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессии. Например, теперь кандидат в президенты обязан заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата, за которого он голосует. Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центр-изберкома России А.Вешняков1 выделяет среди важнейших следующее:
- начиная с 2006г. установленные единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября;
- отмена институтов избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящая к прекращению их существования;
-установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов РФ. Новые законы расширяют права СМИ по освещению избирательных компаний.
В ходе избирательных компаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд. Законом установлена ответственность лиц, которые путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999г. были отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения нарушений избирательных прав граждан.
В науке конституционного права существуют два подхода к определению избирательной системы: узкий и широкий. Узкий подход к определению избирательной системы замыкается в представлении о различиях избирательных систем преимущественно по способам определения результатов выборов. Учитывая это, избирательной системой называют совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования; принцип организации избирательных округов и порядок определения результатов выборов; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Таким образом, при узком подходе все фокусируется на заключительной стадии выборов - голосовании и способах определения его итогов. Широкий подход дает более масштабное представление об избирательной системе как о порядке формирования выборных органов и системе распределения мест после установления результатов голосования. В этом варианте под избирательной системой понимаются, во-первых, принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права (активного и пассивного); во-вторых, организация и порядок выборов (т.е. избирательный процесс); в-третьих, определение итогов голосования и установление результатов выборов. Как отмечает М.В. Баглай, понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно - пропорциональная). О мажоритарной и пропорциональной системах писал в свое время русский юрист дореволюционной поры Н.И. Лазаревский2. По его мнению, мажоритарная – это система выборов, при которой по округу проходит депутат (депутаты), получивший абсолютное большинство голосов; пропорциональная – система выборов, когда от округа избирается несколько депутатов, причем избранным считается не только список, получивший наибольшее число голосов. Все места распределяются между отдельными списками, от каждого из которых берется число депутатов, пропорциональное тому числу голосов, которое этот список получил.
Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько избирательных округов (одномандатных или многомандатных), от каждого из которых избираются один или несколько депутатов. Мажоритарная система имеет разновидности: относительного, квалифицированного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Несмотря на имеющиеся недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов. В России она чаще всего используется при выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Требование квалифицированного большинства сейчас практически не предусматривается действующим законодательством. Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании Президента России и руководителей (глав) муниципальных образований - как правило, городских округов и муниципальных районов. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства в отличие от большинства относительного является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей. К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее не результативность. При этом степень не результативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей. Для преодоления указанного недостатка применяется, как правило, повторное голосование (второй тур).
Применяется только на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований самостоятельно определять вид избирательной системы. Однако ныне система пропорционального представительства применяется в России лишь в нескольких муниципальных образованиях. Пропорциональная система стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах. Понятно, что такая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов.
Также она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом, чем больше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности. Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных партий и избирательных объединений. Такое распределение происходит в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единого избирательного округа, охватывающего всю территорию муниципального образования либо субъекта Федерации, соответственно.
В большинстве государств, использующих пропорциональную избирательную систему при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Обычно минимальные «пороги представительства» устанавливаются на уровне от 3% до5%, например, в Германии - 5%, в Болгарии, Швеции - 4%, Аргентине - 3%. Применение «заградительного барьера» вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа. В России же, на наш взгляд, установлен неоправданно завышенный проходной барьер в 7 процентов для выборов федерального и региональных парламентов.
Пропорциональная избирательная система, на которую переведено ныне избрание Государственной Думы ФС РФ, многими экспертами считается лучшим средством обеспечения альтернативности выборов, гарантией от монопартийности и пресыщения властью бюрократии. Однако эти ее достоинства проявляются не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего, требуется наличие нескольких стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения. Партии должны иметь внятные социально ориентированные программы, которые конъюнктурно не меняются и являются лицом партии. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанного голосования за тот или иной даже персонально обезличенный партийный список. Еще одним из необходимых условий, ограждающих пропорциональную систему от деформаций, является строжайший запрет кулуарных соглашений партий с действующей властью на предмет получения финансовых и административных преференций, а также запрет фиктивных партийных блоков и коалиций.
До недавнего времени применялась только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В настоящее время практически во всех (за исключением четырех) субъектах Федерации не менее половины депутатских мандатов в законодательных органах распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из этих списков.
По нашему мнению, для этих целей наиболее оптимальной являлась бы смешанная система выборов. Именно мажоритарная составляющая позволяет снизить риски и уменьшить негативные моменты пропорциональной системы. Поэтому представляется, что возвращение смешанной системы на федеральных выборах было бы правильным решением, а отказ от нее в пользу чисто пропорциональной системы является серьезной стратегической ошибкой, которая способна разбалансировать политическую систему в целом и окончательно подорвать веру граждан в политические партии и демократические выборы. Итак, сначала исчезли выборы депутатов -одномандатников, была установлена норма о полностью пропорциональных, «партийных» выборах, потом невероятно высоко (до 7%) поднят порог прохождения партий в Государственную Думу, затем отменены выборы губернаторов, исчезла из бюллетеней графа «против всех», затем отменили минимальный порог явки на выборы и досрочное голосование. Поэтому за последние годы интерес людей к выборам и к политике вообще сильно упал. Зачем ею интересоваться, если не можешь на нее повлиять? И когда в этой ситуации отменяется её и нижний порог явки, то вполне вероятно, что на самом деле на выборах будет голосовать меньшинство избирателей. Все это означает радикальную реформу российского выборного законодательства и избирательной системы в направлении отхода от конституционных норм и международных стандартов. На сегодняшний день есть серьезные сомнения в том, является ли де-факто наше государство хоть в какой-то степени демократическим и правовым, если с завидным постоянством вносятся изменения в избирательное законодательство. Исходя из этого, вопрос о выборе оптимальной избирательной системы, как на федеральном уровне, так и в каждом субъекте Федерации сохраняет для России актуальность.
Источниками законодательства о референдуме являются законодательные акты, устанавливающие право граждан на участие в референдуме и регулирующие порядок его осуществления. Выборы и референдум объединяет ряд общих интересов и процедур (таких, как составление списков избирателей, участников референдума, сходный порядок голосования и.т.п.), а также общий организационный механизм их проведения, основу которого составляет система коллегиальных органов: избирательных комиссий - комиссий референдума. Референдум, наряду с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, является важнейшей формой прямой демократии. Референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам (государственного или местного значения), которое проводится тайно на основе принципов всеобщего равного и прямого волеизъявления. Конституция Российской Федерации - основной источник законодательства о референдуме, как одной из под отраслей российского конституционного права. Такой состав источников законодательства о референдуме обуславливает необходимую стабильность в регулировании референдумов и обеспечивает легитимность принимаемых на референдумах решений. Этим конституционным законом определяется также порядок формирования и деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации, порядок агитации при проведении референдума, голосования на референдуме и подведение его итогов. Ряд вопросов подготовки и проведения референдума Российской Федерации, наряду с вышеназванным Федеральным конституционным законом, регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации»3 и иными федеральными законами.