Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:30, доклад

Описание работы

Сущность избирательной системы и типология выборов. Избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы. Избирательная система и выборы в современной России.

Работа содержит 1 файл

Избирательная система.docx

— 25.28 Кб (Скачать)
>Чтобы избежать нежелательной  политической дробности парламентских  палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт, то есть установлен минимальный процент голосов, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов. Одной из первых, если не первой, заградительный пункт в виде 5-процентной оговорки установила Федеративная Республика Германия, где закон допустил к распределению мандатов в Бундестаге только партийные списки, собравшие не менее 5 процентов действительных голосов (там есть еще отдельные исключения из этого правила, но мы их затронем ниже). В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5 процентов.

Как же происходит распределение  мандатов при пропорциональной системе? Для этого существуют различные  методы. Один из них заключается  в определении избирательной  квоты (раньше она именовалась избирательным  метром), то есть того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту  делится число голосов, собранных  каждой из допущенных к распределению  мандатов партий, и частное от этого  деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.

Система единственного передаваемого  голоса в теории считается самой  справедливой, так как позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако ее распространению  препятствует определенная техническая  сложность определения результатов  выборов.

Выглядит система следующим  образом. В многомандатном округе каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего -- вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.

После установления общего числа проголосовавших или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени  раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными.

3. Избирательная  система и выборы в современной  России

Избирательная система России на современном этапе развивается  на основе признанных мировым сообществом  критериев проведения свободных  демократических выборов. Стержнем для формирования избирательной системы в РФ стало обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть избранным. Современная избирательная система России очень молода. Она формировалась в сложных условиях: во-первых, правовой вакуум 1993г., во-вторых, нежелание принять на вооружение демократические традиции российского государства, а заимствование в большей мере Германского избирательного права, сделали избирательные законы во многом конъюнктурной мерой, реакцией властей на шок результатов выборов 1993 года. Введение смешанной системы мажоритарно-пропорцинального представительства на выборах в Государственную Думу явилось показателем демократизации политической системы и способствовало формированию политически-структурированного парламента, это стабилизирующий фактор политической системы в рамках многопартийности, которая содействует превращению партий в партии парламентского типа.

Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не единственным, является система  электоральной демократии. Это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов  государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной  демократии, необходимо осознавать ее не как вид демократии, а как  одну из государственных доктрин  в области строительства избирательной  системы.

С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в  истории избирательной системы  России, главными отличительными особенностями  которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты. В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.

Реформирование российской избирательной системы серьезно затронуло как федеральное, так  и региональное законодательство о  выборах и референдумах. Сегодня  только избирательное законодательство субъектов Федерации насчитывает  около 700 законов и иных нормативных  актов. Несмотря на значительное количество принятых законодательных актов, не следует забывать и об оставшихся проблемах. Не завершена работа по устранению в региональных законах так называемых цензовых ограничений. В федеральных законах не созданы надежные заслоны, исключающие проникновение в органы власти лиц с криминальным прошлым, использование в избирательной кампании «теневых денег» и т.д. в законах должна быть закреплена наиболее совершенная избирательная система, решена проблема повышения порога явки избирателей на выборах, создание им режима «наибольшего благоприятствования» в день голосования.


Информация о работе Избирательная система