Избирательная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Россия стоит на пути формирования демократического государства, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества.

Работа содержит 1 файл

кпрф.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Прямое (непосредственное) избирательное право  означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

     Косвенное (многоступенчатое) избирательное право  означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем  уже избирает выборный орган. Такой  коллегией может быть государственный  или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

     3. Принцип равного избирательного  права предполагает равную для  каждого избирателя возможность  воздействовать на результаты  выборов. Он представляет собой  следствие и одно из важнейших  проявлений конституционно гарантируемого  равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

     4. Принципу равного избирательного  права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

     5. Принципу равного избирательного  права также противоречат куриальные  выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

     В некоторых странах допускаются  отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

     6. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

     7. Принципы свободного участия  в выборах и обязательный вотум  связаны с активным избирательным  правом.

     Принцип свободных выборов означает, что  избиратель сам решает, участвовать  ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой  мере. Отсюда вытекает, что при определении  результатов выборов не следует  принимать во внимание, какой процент  избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах4.

     В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность  избирателей принять участие  в голосовании.

     Цензы избирательного права и ограничения  избирательного права.

     Круг  лиц, за которыми конституция и избирательные  законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми  цензами, т. е. специальными условиями  допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.

     Виды  цензов:

     Возрастной  ценз означает признание за лицом  избирательных прав по достижению определенного  возраста. В 109 странах активное избирательное  право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.

     Ценз  оседлости предполагает, что за лицом  признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

     Ценз  гражданства означает, что к выборам  допускаются лишь лица, состоящие  в гражданстве данного государства  не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

     Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы  избирателю принадлежало имущество  не ниже, чем на определенную сумму  или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

     Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ  жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

     Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в  иранский парламент могут быть избраны  только лица, исповедующие ислам.

     Ценз  пола предполагал недопущение к  выборам женщин. До конца XIX в. он существовал  почти во всех странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

     Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее  ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и  далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

     Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов5. 
 

3. Основные избирательные  системы. Мажоритарная  избирательная система и пропорциональная избирательные системы выборов.

     В зависимости от порядка определения  результатов выборов избирательные  системы принято разделять на два вида - мажоритарную и пропорциональную.

     В России используются обе эти системы. Мажоритарная избирательная система или система большинства голосов - «один округ - один мандат».

     Мажоритарная  система имеет разновидности:

     А. Мажоритарная система относительного большинства голосов.

     В. Мажоритарная система абсолютного  большинства голосов.

     С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов.

     А. Мажоритарная система относительного большинства голосов - это самый  распространенный вид. Ее применяет 43 страны (как правило, англоязычные). Считается выбранным тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем его соперники. Не требуется от кандидата набрать определенный минимум голосов и нет необходимости устанавливать кворум, то есть обязательный минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися. Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие.

     Преимущества  этой системы заключается в том:

     - результативна (нет необходимости  проводить второй тур, депутатское  место занимается сразу);

     - понятна избирателям;

     - экономна;

     - позволяет крупным партиям получать  твердое большинство.

     Но  также есть и недостатки:

     - часто депутат избирается меньшинством  избирателей;

     - теряются голоса, поданные за  других депутатов.

     В. Мажоритарная система абсолютного  большинства голосов.

     Отличия от мажоритарной системы относительного большинства голосов:

     - необходимо набрать не простое  большинство, а обязательно абсолютное (50 % +1 голос), большинство от принявших  участие в выборах избирателей;

     - если никто из избирателей  не наберет необходимого абсолютного большинства (50 % +1 голос), проводится второй тур, где участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1 туре. Побеждает тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

     - предусматривается обязательный  кворум: необходимо участие более половины или четверти избирателей от числа всех зарегистрированных. Эта система дает меньше искажений.

     С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов

     Мажоритарная  система квалифицированного большинства  предполагает признание избранным кандидатам, получившего квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом.

     Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью  и встречается реже.

     Пропорциональная  система

     Пропорциональная  избирательная система - избирательная  система, при которой распределение  мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, полученных ею на выборах.

     Главная суть этой системы в том, что:

     - за голоса избирателей борются  политические партии, а не кандидаты;

Информация о работе Избирательная система РФ