Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:24, реферат
Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.
. Введение 3
2.Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России 3
3. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков 6
4. Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России 16
5. Заключение 19
6. Список литературы 21
В народных массах
(кроме 1906-1907 годов - времени «конституционных
иллюзий») Дума не пользовалась авторитетом,
т.к. была не способна решать их насущных
задач. Уже в 1905 году массами была
создана новая форма
В 1917 году после
февральской революции
В.И.Ленин, большевики после революции отвергли буржуазную демократию и парламентаризм, считая их низшей формой демократизма по сравнению с возродившимися в 1917 году Советами. Развернувшееся в стране массовое советское движение стало реальностью политической власти, окончательно закрепленное в Конституции 1936 года.
Однако Советы,
созданные как форма
Во второй половине 80-х годов политические реформы М.С.Горбачева (а не реформы Б.Н.Ельцина, как утверждают ряд политологов постсоветского времени) сделали первые шаги к гласности, демократизации общества и возрождению парламентаризма (в третий раз), которые, в конечном счете, его и погубили: восторжествовала точка зрения Б.Н.Ельцина, что России нужна не парламентская, а президентская республика.[3] Конституция РФ 1993 годы наделила Президента практически неограниченными полномочиями. Основной упор был сделан на усиление исполнительной власти с ее мощным чиновничье-бюрократическим аппаратом, а не представительной власти, действительно выражающей суверенную волю народа, что ведет к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года означал легитимизацию президентской неограниченной формы правления.
Развал системы
Советов превратил
Был свергнут контроль выборных представителей трудящихся за системой управления (комитеты народного контроля, рабочий контроль на предприятиях и т.д.). Практически оказалась разрушенной связь между высшими и местными представительными органами. Принцип разделения властей, закрепленный Конституцией 1993 года, оказался абстрактной декларацией.
По выражению члена Конституционного суда М.В.Баглая, "в России сейчас нет парламентаризма в строгом смысле этого слова".[4]
Дальнейшее развитие
политической теории и практики в
современной России трудно поддается
прогнозированию, поскольку нет
достаточно ясно выраженной стержневой
идеи, которая пропитывала бы политику
и делала бы ее вполне осмысленной и приемлемой
для абсолютного большинства населения
России, так или иначе втянутого в социально-экономические
и политические реформы.
Заключение.
Рассмотрение
истории возникновения и
Сегодня в России ренессанс классической и неоклассической политологической мысли. Он может перерасти в новый, постсоветский этап ее развития. Политология легализована, преподается в университетах и академиях, других вузах страны. Наступают времена, когда положительный результат современного развития станет реальностью.
Безусловно, актуальным ныне становится известное изречение о том, что все происходящее сейчас может быть критически и масштабно осмыслено значительно позже, когда перед изучающими современную историю исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны реальные результаты, которые можно будет критически оценить.
Для современных
же исследователей, как, впрочем, и для
всех интересующихся отечественной
политической историей, уже сейчас
доступен тот оригинальный по своей
сути пласт, который составляет политическая
мысль прошлого и настоящего России,
который ранее незаслуженно мало изучался.
Исторический опыт, который может быть
получен в результате анализа истории
становления и развития общественно-политической
мысли в России, призван оказать неоценимые
услуги тем, кто заинтересованно относится
к судьбе государства, политической практике
его укрепления и модернизации в настоящем
и будущем.
Список литературы
1.
Авцинова Г.И. Мыслители
2. Аникин А.В. Путь изысканий. - М., 1991.
3.
Арендт Х. Традиция и
4. Беленький В.Х. Борьба вокруг русской идеи. // Социально-политический журнал, 1996, № 1.
5.
Белов Г.А. Политология.
6. Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990.
7.
Валицкий А. Нравственность и
право в теориях русских
8.
Воронин И. Крестьянский
9. История политических учений / Под ред. С.Ф.Кечекьяна. - М., 1961.
10. Козлов В.А.
Российская история. Обзор
11. Лосский И. История русской философии. - М., 2001.
12. Мальцев В.А.
Основы политологии: Учебник
13. Маслин М.А.,
Андреев А.Л. О русской идее
// О россии и русской
14. Пивоваров
Ю.С. Две политические
Информация о работе История развития политической мысли в России