История развития политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:24, реферат

Описание работы

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

Содержание

. Введение 3

2.Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России 3

3. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков 6

4. Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России 16

5. Заключение 19

6. Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат политическая мысль в россии.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

В народных массах (кроме 1906-1907 годов - времени «конституционных иллюзий») Дума не пользовалась авторитетом, т.к. была не способна решать их насущных задач. Уже в 1905 году массами была создана новая форма народовластия  в форме Советов.

В 1917 году после  февральской революции определились две модели демократизации страны. Либералы, возглавляемые кадетами, умеренные социалисты-меньшевики и  эсеры ориентировались на западную модель буржуазной демократии и парламентаризма. Однако они упустили исторический шанс ее установления, промедлив с созывом Учредительного собрания. Будь оно созвано в мае-июне 1917 года (оно состоялось только 5 января 1918 года, уже после Октябрьской революции) - кто знает, может быть, и исторический выбор российского народа мог быть бы другим.

В.И.Ленин, большевики после революции отвергли буржуазную демократию и парламентаризм, считая их низшей формой демократизма по сравнению  с возродившимися в 1917 году Советами. Развернувшееся в стране массовое советское  движение стало реальностью политической власти, окончательно закрепленное в Конституции 1936 года.

Однако Советы, созданные как форма народовластия  творчеством трудящихся, не сумели реализовать заложенный в них  могучий демократический потенциал  вследствие сложившейся в стране однопартийности и установления единоличной власти И.В.Сталина. Была ли в этом объективная историческая необходимость - предмет исследования исторической науки. Следует только заметить, что как у российских, так и зарубежных историков здесь нет однозначного ответа. Тем не менее ясно, что в 60-80-х годах господствующая в обществе командно-административная система управления народным хозяйством, отсутствие гласности, плюрализма мнений, функционирование лишь одной партии стали тормозом общественного развития, фактором подрыва авторитета социалистических идей в сознании широких народных масс.

Во второй половине 80-х годов политические реформы  М.С.Горбачева (а не реформы Б.Н.Ельцина, как утверждают ряд политологов  постсоветского времени) сделали первые шаги к гласности, демократизации общества и возрождению парламентаризма (в третий раз), которые, в конечном счете, его и погубили: восторжествовала точка зрения Б.Н.Ельцина, что России нужна не парламентская, а президентская республика.[3] Конституция РФ 1993 годы наделила Президента практически неограниченными полномочиями. Основной упор был сделан на усиление исполнительной власти с ее мощным чиновничье-бюрократическим аппаратом, а не представительной власти, действительно выражающей суверенную волю народа, что ведет к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года означал легитимизацию президентской неограниченной формы правления.

Развал системы  Советов превратил представительные органы власти в центре и на местах в безвластные придатки исполнительных структур. Ограничение полномочий парламента сопровождалось практически полным исключением из его состава представителей основной части населения - рабочих и крестьян. В парламенте, как и в местных представительных органах, большинство составили представители вновь народившейся буржуазии, чиновники.

Был свергнут контроль выборных представителей трудящихся за системой управления (комитеты народного  контроля, рабочий контроль на предприятиях и т.д.). Практически оказалась разрушенной связь между высшими и местными представительными органами. Принцип разделения властей, закрепленный Конституцией 1993 года, оказался абстрактной декларацией.

По выражению  члена Конституционного суда М.В.Баглая, "в России сейчас нет парламентаризма в строгом смысле этого слова".[4]

Дальнейшее развитие политической теории и практики в  современной России трудно поддается  прогнозированию, поскольку нет  достаточно ясно выраженной стержневой идеи, которая пропитывала бы политику и делала бы ее вполне осмысленной и приемлемой для абсолютного большинства населения России, так или иначе втянутого в социально-экономические и политические реформы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Рассмотрение  истории возникновения и развития политической мысли в России представляет собой в настоящее время благодатное поле деятельности для политологов и философов, культурологов, социологов и историков,  поскольку существует ярко выраженная потребность обогатить теорию и практику реформаторской деятельности, осуществляемой ныне в нашем обществе, ретроспективным анализом истоков и протекания процесса развития нашей государственности.

Сегодня в России ренессанс классической и неоклассической  политологической мысли. Он может перерасти  в новый, постсоветский этап ее развития. Политология легализована, преподается в университетах и академиях, других вузах страны. Наступают времена, когда положительный результат современного развития станет реальностью.

Безусловно, актуальным ныне становится известное изречение  о том, что все происходящее сейчас может быть критически и масштабно осмыслено значительно позже, когда перед изучающими современную историю исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны реальные результаты, которые можно будет критически оценить.

Для современных  же исследователей, как, впрочем, и для  всех интересующихся отечественной  политической историей, уже сейчас доступен тот оригинальный по своей  сути пласт, который составляет политическая мысль прошлого и настоящего России, который ранее незаслуженно мало изучался. Исторический опыт, который может быть получен в результате анализа истории становления и развития общественно-политической мысли в России, призван оказать неоценимые услуги тем, кто заинтересованно относится к судьбе государства, политической практике его укрепления и модернизации в настоящем и будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.     Авцинова Г.И. Мыслители России  о феномене радикализма // Социально-политический  журнал, 1997,  № 1.

2.     Аникин А.В. Путь изысканий. - М., 1991.

3.     Арендт Х. Традиция и современность  (к истории политических идей) // Советское государство и право, 1991,  № 2.

4.     Беленький В.Х. Борьба вокруг  русской идеи. // Социально-политический  журнал, 1996,  № 1.

5.     Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: Наука, 1994.

6.     Бердяев Н. Русская идея // О  России и русской философской  культуре. - М., 1990.

7.     Валицкий А. Нравственность и  право в теориях русских либералов  // Вопросы философии, 1991,  № 7.

8.     Воронин И. Крестьянский социализм Герцена и славянофильства // Диалог, 1998,  № 1.

9.     История политических учений / Под  ред. С.Ф.Кечекьяна. - М., 1961.

10. Козлов В.А.  Российская история. Обзор идей  и концепций. // Свободная мысль, 1996,  № 3-4.

11. Лосский И.  История русской философии. - М., 2001.

12. Мальцев В.А.  Основы политологии: Учебник для  вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1998.

13. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее // О россии и русской философской  культуре. - М., 1990.

14. Пивоваров  Ю.С. Две политические субкультуры  пореформенной России: проблемы взаимодействия // Ретроспектив, 1991.

Информация о работе История развития политической мысли в России