Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:22, реферат
В течение всей истории человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Политика затрагивает все сферы общественной жизни, в ней рассматриваются интересы различных социальных групп, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. В мировом политическом процессе происходит движение народов и государств по пути демократии, построения современного гражданского общества и правового государства. В политику вовлекаются миллионы людей, видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики.
В современном мире политическая деятельность является неотъемлемой частью жизни любого государства. Правильно продуманная политика обеспечивает непрерывное развитие страны.
Цель работы направлена на выделение основных политических реформ Казахстана 1991-2007 гг., определение системы государственной власти Республики, формирование представления о новой государственной идеологии нашей страны.
Введение
Основная часть.
1. Реформа политической системы Казахстана (1991-2007). Становление многопартийности
2. Система государственной власти РК
3. Формирование новой государственной идеологии
Заключение
Список литературы
2. Система государственной власти Республики Казахстан
Согласно ст. 1 Конституции Республика Казахстан является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По характеру взаимоотношений высших органов власти форму правления Казахстана можно охарактеризовать как смешанную республику, однако ч. 1 ст. 2 Конституции устанавливает президентскую форму правления.
Статья 3 Конституции РК закрепляет принцип разделения властей: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.”
Государственная власть в Республике Казахстан
Президент РК - глава государства
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть |
Парламент РК |
Правительство РК |
Верховный суд РК |
Сенат Мажилис |
Центральные органы исполнительной власти |
Суды |
Маслихаты |
Акиматы |
Президент РК, согласно ст. 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Основным документом, обеспечивающим
деятельность Президента РК, является
Конституционный закон
Президент обладает широкими полномочиями, в том числе в области исполнительной власти, но главой исполнительной власти не является. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения.
Указами Президента республики:
· осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента республики;
· решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной Конституцией и законами ответственности органов власти перед народом Казахстана;
· осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
· принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Республики Казахстан.
Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом республики, могут иметь только указы.
Распоряжения Президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.
Распоряжениями Президента республики:
· осуществляется решение вопросов административно- распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
· в соответствии с компетенцией Президента республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
Законодательная власть Республики Казахстан
Парламент является высшим законодательным органом Республики Казахстан.
Основной документ, согласно
которому осуществляется деятельность
Парламента РК – Конституционный
закон Республики Казахстан от 16
октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики
Казахстан и статусе его
Парламент РК состоит из двух
палат: Сената и Мажилиса. Сенат образуют
депутаты, избираемые по два человека
от каждой области, города республиканского
значения и столицы РК на совместном
заседании депутатов всех представительных
органов, соответственно области, города
республиканского значения и столицы
Республики. Семь депутатов Сената
назначаются Президентом
Мажилис состоит из семидесяти
семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов
избираются по одномандатным территориальным
избирательным округам, образуемым
с учетом административно-
Законопроект, рассмотренный
и одобренный большинством голосов
от общего числа депутатов Мажилиса,
передается в Сенат, где рассматривается
не более шестидесяти дней. Принятый
большинством голосов от общего числа
депутатов Сената проект становится
законом и в течение десяти
дней представляется Президенту на подпись.
Отклоненный в целом
Исполнительная власть Республики Казахстан
Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляется Правительством РК.
Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.
В состав Правительства входят
члены Правительства – Премьер-
Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной политики и осуществление управления и координации в установленной сфере деятельности.
Правительство на основе и
во исполнение Конституции, законов, актов
Президента, иных нормативных правовых
актов издает нормативные и индивидуальные
постановления. Постановления Правительства
подписываются Премьер-
Премьер-министр республики
издает распоряжения по вопросам административно-
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
Судебная власть Республики Казахстан
Судебная власть осуществляется
посредством гражданского, административного
и уголовного судопроизводства. Органами
судебной власти являются: Верховный
суд РК, а также нижестоящие
суды. Особенность казахстанского судопроизводства
заключается в отсутствии отдельной
ветви – арбитражного процесса.
Экономические споры
Верховный суд РК – высший
судебный орган по гражданским, уголовным,
хозяйственным и иным делам, подсудным
нижестоящим судам, осуществляет в
предусмотренных законом
Как указано в Постановлении
Конституционного Совета РК от 6 марта
1997 г. N 3: “Норму пункта 1 статьи 4 Конституции
Республики Казахстан, устанавливающую,
что к действующему праву относятся
нормативные постановления
Особое положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает до:
· подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;
· ратификации международных договоров Республики на их соответствие Конституции.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает:
· официальное толкование норм Конституции;
· до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.
Итоговое решение
От классического
· выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
· преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается. Таким образом, он не является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства и, соответственно, не является органом судебной власти.
Существующая в настоящее время система государственной власти обеспечивает эффективное функционирование и контроль всех основных сфер жизнедеятельности в Республике.
3. Формирование новой
Государственная идеология
как система концептуально
Как и другие страны переходного
периода, Казахстан с обретением
независимости столкнулся с проблемами
определения новой
Первый этап (1991–1995 гг.) характеризовался
разрушением старой идеологической
системы и определением контуров
новой государственной
На этом этапе шло постепенное
разрушение идентификационных ценностей
советской политической системы. На
формирование идентификационных предпочтений
жителей страны большое воздействие
начинали оказывать их национально-этнические
ориентации. Одновременно происходил
отказ граждан от их идентификации
с существовавшими ранее
Наряду с разрушением
старой системы, в данный период активно
создавалась новая политическая
система. При этом вопрос стоял о
переоценке роли идеологии не только
во властных отношениях, но и в трансформации
отношения к ней как к