История развития нотариата

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Свое развитие нотариат получил в Италии в середине VIII в. В то время под нотариальными органами подразумевался институт табеллионов (tabelliones, или notarii) — лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов.

Работа содержит 1 файл

история развития нотариата.docx

— 21.22 Кб (Скачать)

1.2. История  развития нотариата

 

Свое  развитие нотариат получил в Италии в середине VIII в. В то время под  нотариальными органами подразумевался институт табеллионов (tabelliones, или notarii) — лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов.

 

Лишь  в конце VIII в. Карл Великий установил  во франкском государстве нотариат, неразрывно связанный с магистратурой, так как нотариус составлял договоры и отдавал их на подпись судье. Позже нотариус стал держателем Государственной  печати и прямым представителем государственной  власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.

 

Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее  не менее шести лет в нотариальной конторе. После этого необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен.

 

В полномочия нотариусов входили: освидетельствование  всех актов и договоров, составление  описи имущества, выдача разного  рода свидетельств, совершение публичных  продаж. Вот почему к этой должности  допускались только «благонадежные»  лица, внесшие залог, размер которого зависел от доходности конторы. Нотариальные акты имели доказательную силу и  исполнялись без особого судебного решения.

Развитие  нотариата в России можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап начинается в XVI в. и заканчивается  Соборным уложением 1649 г. Этот период характеризуется  тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Более точная дата их появления до нас не дошла. Они представляли собой  своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в  интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на «площадь» осуществлялось указом царя. Вначале, собственно, в этом и заключался контроль за их деятельностью. Желающий стать площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а вся корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения им ущерба своей деятельностью. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства усиливался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала». В 1597 г. издается царский указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в Холопьем приказе.

Справка представляла собой свидетельский допрос с  целью установления подлинности  и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества  продавцу и наличия обременений  и запрещений на его отчуждение.

Только после  записи акта в книгу приказа и  приложения печати имущество считалось  отчужденным и право собственности  возникало у приобретателя. Государство, таким образом, установило фактический  контроль за деятельностью площадных подьячих. Очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса, схожи.

Второй этап охватывает период с 1649 по 1866 г. Уложение 1649 г. в некоторой степени систематизировало  действовавшие до этого времени  указы, обязав стороны совершать  сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей  записью в поместном приказе, таким образом впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее

Третий этап начинается 14 апреля 1866 г. и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием Декрета  о земле В. И. Ленина, который ознаменовал  начало ликвидации частного гражданского права.

Коренное  преобразование нотариата произошло  после утверждения Александром II в 1866 г. Положения о нотариальной части как развития судебной реформы 1864 г.

С этого времени  лицом, специально наделенным властью  совершать и свидетельствовать  нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при окружных судах.

По Положению  о нотариальной части нотариусы  считались состоящими на государственной  службе, им присваивался VIII чин по должности. Надзор за служебной деятельностью  нотариусов должны были осуществлять суды.

Назначались на должности кандидаты, достигшие 21 года, которые прошли соответствующие  испытания и показали знания в  области гражданских законов, различных  уставов (торгового, о векселях, о  пошлинах, гражданского судопроизводства и т. д.), а также форм нотариального  производства. Перед зачислением  на должность кандидаты обязаны  были внести денежный залог, который  должен был обеспечивать имущественную  ответственность нотариуса за его  ошибки, допущенные в ходе осуществления  нотариальной деятельности. Если карьера  нотариуса заканчивалась благополучно, то по выходе в отставку он мог воспользоваться  залогом; в случае смерти нотариуса  залог переходил к наследникам  или правопреемникам. Несмотря на то что нотариусы считались состоящими на государственной службе, ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Нотариусы совершали всякие акты, кроме состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовали документы.

Согласно  Положению о нотариальной части  при совершении всякого нотариального  действия должны были обязательно присутствовать два свидетеля, а при составлении  купчих на недвижимое имущество их обязательное количество увеличивалось  до трех. Свидетелями могли быть лишь грамотные совершеннолетние лица, известные нотариусу лично или  по достоверному о них засвидетельствованию (ст. 84–86 Положения). Свидетелями не могли быть лица, служащие в конторе  у того же нотариуса или состоящие  прислугой у него самого или у его служащих (п. 4 ст. 87).

Основные  требования к совершению сделок сохранились и по настоящее время.

Служебные обязанности  нотариусов были многочисленны и  сложны, и за нарушения их, даже единичные, они привлекались к ответственности.

Ответственность нотариусов за злоупотребления и  упущения, в том числе имевшие  характер проступков, регулировалась Уложением о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 г. По Уложению о наказаниях ответственность нотариусов наступала по тем статьям, которые  касались преступлений и проступков чиновников крепостных дел. К преступным деяниям нотариусов относились деяния, учиненные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу, а именно:

неисполнение  обязанностей, возложенных на них  законом;

злоупотребление теми полномочиями, которые им предоставлены  законом.

Уложение  о наказаниях предусматривало три  вида упущений — нарушений нотариусами обязанностей:

совершение  по неосмотрительности акта от имени  лиц, не имеющих по закону права на участие в нем (купли-продажи, заклада, раздела или иного действия);

совершение  акта без удостоверения тождества  и точной воли лица или удостоверение  по небрежности, невниманию нотариуса  на данных, которые не могут служить  доказательством чьей-либо самоличности;

участие нотариуса  в противозаконной продаже имения, состоящего под запрещением, опекой или в секвестре, при наличии  неосмотрительности нотариуса или  неполноты справок.

К злоупотреблениям предоставленными полномочиями, за которые  наступала уголовная ответственность, относились:

сознательное  и по злому умыслу совершение нотариусом акта без узаконенного числа свидетелей, а равно без оговорки пробелов, поправок;

совершение, свидетельствование, утверждение подложных  сделок и сделок, вынужденных насилием и обманом;

сокрытие  нотариусом факта отсутствия у стороны  права на совершение нотариального  акта;

сокрытие  нотариусом существующего на имуществе  законного запрещения отчуждения и  необъявление о том покупателю;

совершение  нотариусом заведомо от чьего-либо имени  подложных крепостей или заочное  совершение актов от имени отсутствующих  лиц без надлежащей на то доверенности, равно как и от имени лиц  вымышленных;

совершение  актов задним числом;

сокрытие, истребление  или заведомая порча книги  актов.

За неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей по его неосмотрительности, небрежности  или невниманию, как правило, в  соответствии с судебным приговором наступало отстранение от должности  с запрещением занимать последнюю  в будущем, за злоупотребление предоставленными полномочиями — арест и заключение в тюрьму.

Следует отметить, что в конце XIX в. в России сложились  четыре группы органов и должностных  лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия:

публичные (городовые) нотариусы;

биржевые  маклеры и нотариусы, корабельные  маклеры;

узкоспециализированные  маклеры: судоходных расправ, Государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных  управ, Кронштадтского общества вольных  матросов;

при отсутствии нотариуса или маклера их функции  выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников и после назначения на должность давали присягу, в противном  случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.

Четвертый этап — нотариат в советской России.

После политических событий конца октября 1917 г., свержения  монархии и прихода к власти большевиков  нотариат как правовой институт был  ликвидирован: Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского  надзора, частной адвокатуры, заложив  основы «нового советского суда». Несмотря на то что в Декрете прямо не говорилось об упразднении нотариата, нотариальные конторы практически прекратили свою деятельность, а позднее постановлениями местных Советов они были ликвидированы и совершение нотариальных действий было возложено на отделы местных советов

Нормативное закрепление основ нотариата  и правил совершения нотариальных действий в СССР берет свое начало с Положения  о государственном нотариате  РСФСР, которое было принято Советом  народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов.

Указанное положение  предусматривало создание государственных  нотариальных контор во всех крупных  городах и населенных пунктах  страны. Позднее неоднократно принимались  нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность, вносившие  изменения в порядок организации  нотариата и расширявшие круг полномочий нотариусов: в 1923, 1926, 1940, 1947 и 1965 гг.

19 июля 1973 г.  на VI сессии Верховного Совета  СССР был принят Закон СССР  «О государственном нотариате», учитывавший изменения общественного  развития государства и содержавший  нормы о задачах и организации  нотариальных органов, принципах  их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных  действий и о применении законодательства  СССР к иностранным граж­данам. Указанный Закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающихся экономических и иных общественных отношений.

На основе Закона, устанавливавшего лишь общие  правила совершения нотариальных действий, 2 августа 1974 г. был принят Закон РСФСР  «О государственном нотариате», а  позднее разработаны и утверждены Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР  и Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными  комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

После распада  СССР в России в порядке правопреемства продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более поздними законодательными актами Российской Федерации  и имеющие юридическую силу в  части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Поэтому до 1993 г. в России существовала только государственная  система нотариальных органов —  государственные нотариальные конторы.

11 февраля  1993 г. Верховным Советом РФ  были приняты Основы законодательства  Российской Федерации о нотариате  № 4462-I.


Информация о работе История развития нотариата