Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:12, реферат
Рассматривается история разработки и принятия ныне действующей в нашей стране конституции.
В прошлый
четверг, то есть 8 декабря наша страна
отмечала 20тилетнюю годовщину распада
СССР. Именно в этот день в 1991 г. лидеры
России, Украины и Беларуси подписали
трехсторонний договор о
Начнем с истории разработки и принятия конституции.
На период распада СССР, и вплоть до 1993 г. в стране действовала конституция РСФСР 1978 г., которая соответствовала господствовавшей тогда концепции тоталитарного государства. После распада советского союза в неё начали вносить многочисленные изменения, в связи с чем она приобрела противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим.
Вопрос о принятии новой российской Конституции встал еще на I Съезде народных депутатов (высший орган законодательной власти, созванный в 1990 г.), которым 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия. Лишь в мае 1993 г. проект конституции РФ, разработанный этой комиссией, был официально опубликован. В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и прежде всего власти Президента РФ. То есть РФ в интерпретации данной конституции являлась парламентской республикой, а отнюдь не президентской.
Естественно,
такое положение дел не могло
удовлетворить президентскую
В то же время,
совещание двух тысяч народных депутатов
всех уровней, созванное в конце
мая – начале июня 1993 г. Верховным
Советом РФ, полностью отвергло президентский
проект. Верховный Совет РФ предложил
свой вариант согласования и принятия
Конституции РФ, который ставил в центр
всей работы Конституционную комиссию
Съезда народных депутатов. Таким образом,
согласия между законодательной и исполнительной
властями достигнуто не было, конституционный
кризис продолжил свое развитие. К осени
1993 г. противостояние между ветвями власти
крайне обострилось. 21 сентября 1993 г. Президент
РФ издал указ «О поэтапной конституционной
реформе в РФ», который прерывал осуществление
законодательной, распорядительной и
контрольной функций Съезда народных
депутатов и Верховного Совета. Съезд
народных депутатов отказался
сложить свои полномочия. Он квалифицировал
действия Президента как попрание Конституции,
совершение государственного переворота
и установление режима личной власти.
Это ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей завершилось событиями 3-4 октября 1993 г., разрешившимися в ходе вооруженного столкновения властей, роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
До принятия
очередной конституции и
Для решения
вопроса о конституционной
Во второй части своего выступления я хотела бы поподробнее рассмотреть проект конституции, который был подготовлен Конституционной комиссией, попытаться понять, чем он отличался от президентского проекта и почему его все-таки не приняли и со временем забыли совсем.
Начнем, пожалуй, со структуры. Данный проект более ёмкий, нежели президентский. Он намного детальнее описывает каждый пункт конституции.
Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.
Выдвигая идею парламентаризма, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобретал право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться Президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету.
Верховный
Совет РФ:
а) вносит изменения
в Конституцию РФ; принимает федеральные
законы, осуществляет контроль за их исполнением
на всей территории Российской Федерации;
б) утверждает основные
направления внутренней
и внешней политики
РФ;
в) назначает референдум
РФ;
г) утверждает изменение границ между
республиками, краями, областями;
д) утверждает изменение конституционно-правового
статуса существующих либо образование
новых республик, краев, областей, автономных
областей, автономных округов; принимает
федеральные законы об автономных округах;
е) принимает в состав РФ новые республики,
края, области;
ж) принимает федеральный бюджет и контролирует
его исполнение, вносит в него изменения,
устанавливает федеральные налоги и сборы;
осуществляет контроль за денежной эмиссией;
учреждает федеральные фонды регионального
развития; принимает решения о федеральных
займах, экономической и иной помощи;
з) назначает выборы Президента РФ в случаях,
предусмотренных Конституцией РФ;
и) по представлению Президента РФ большинством
голосов избранных депутатов дает согласие
на назначение Председателя и членов Правительства
РФ, избирает судей Конституционного суда
РФ, Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного
суда РФ, назначает и отзывает Генерального
прокурора РФ, Председателя Центрального
банка РФ;
к) дает согласие Президенту РФ на назначение
судей краевых, областных, окружных судов;
л) назначает и отзывает Парламентского
уполномоченного по правам человека, председателя
и членов Государственной счетной палаты
РФ;
м) рассматривает и решает вопрос об отставке
членов Правительства РФ, других должностных
лиц РФ;
н) отрешает от должности
Президента РФ, Вице-президента
РФ, председателей палат
Верховного Совета РФ,
судей Конституционного
суда РФ, Верховного
суда РФ, Высшего хозяйственного
суда РФ по основаниям
и в порядке, предусмотренным статьей 96 Конституции
РФ;
о) ратифицирует и денонсирует международные
договоры РФ, указанные в статье 86 Конституции РФ;
п) учреждает государственные награды
РФ, устанавливает почетные, специальные
и иные звания РФ;
р) объявляет амнистию;
с) объявляет, продлевает
и отменяет чрезвычайное
положение; решает вопросы
войны и мира; объявляет
общую или частичную
мобилизацию;
т) дает согласие на назначение дипломатических
представителей РФ в иностранных государствах
и при международных организациях;
у) осуществляет иные
полномочия, предусмотренные
Конституцией РФ.
(2) Актами Верховного
Совета РФ являются федеральные законы,
постановления, заявления, декларации,
обращения.
В свою очередь
президент: гражданин не моложе 35 лет,
не имеющий гражданства
Членство
в политических партиях и участие
в политических движениях на время
состояния в должности
Президент:
Судебная
власть принадлежит судам, учрежденным
конституцией и федеральными законами.
Она осуществляется посредством конституционного,
гражданского, уголовного, административного
и хозяйственного судопроизводства.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж)
назначение на должность судей
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и)
назначение на должность и освобождение
от должности заместителя
2.
Совет Федерации принимает
3.
Постановления Совета
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б)
решение вопроса о доверии
Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание
ежегодных отчетов
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з)
выдвижение обвинения против Президента
Российской Федерации для отрешения
его от должности.