История разработки Конституции 1992 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Рассматривается история разработки и принятия ныне действующей в нашей стране конституции.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 26.37 Кб (Скачать)

В прошлый  четверг, то есть 8 декабря наша страна отмечала 20тилетнюю годовщину распада  СССР. Именно в этот день в 1991 г. лидеры России, Украины и Беларуси подписали  трехсторонний договор о распаде  большой державы. Не стало великого государства, которое героически одержало победу в Великой Отечественной войне,  осуществило первый полет человека в космос, добилось невероятных успехов в спорте и еще многого и многого другого. Но сегодня не об этом.  Собственно, в честь какого события мы с вами сегодня здесь собрались? Я думаю, всем известно, что 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России. Данная конституция по сей день является основным законом нашей страны, закрепляет наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Но все мы, в особенности нынешнее поколение (студенчество, школьники) слабо представляет себе, как принималась конституция. Я задалась целью рассмотреть в данной работе историю разработки и принятия конституции и выявить особенности проекта конституции, разработанного Конституционной комиссией.

Начнем с истории разработки и принятия конституции.

На период распада СССР, и вплоть до 1993 г. в стране действовала конституция РСФСР 1978 г., которая соответствовала господствовавшей тогда концепции тоталитарного государства. После распада советского союза в неё начали вносить многочисленные изменения, в связи с чем она приобрела противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим.

Вопрос о  принятии  новой российской Конституции  встал еще на I  Съезде народных депутатов (высший орган законодательной власти, созванный в 1990 г.), которым 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия. Лишь в мае 1993 г. проект конституции РФ, разработанный этой комиссией, был официально опубликован. В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и прежде всего власти Президента РФ. То есть РФ в интерпретации данной конституции являлась парламентской республикой, а отнюдь не президентской.

Естественно, такое положение дел не могло  удовлетворить президентскую власть, поэтому 20 мая 1993 г. Президентом РФ был  принят указ «О созыве Конституционного  совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ» и  определен его состав. Конституционное совещание начало свою работу 5 июня 1993 г. На его обсуждение был вынесен проект Конституции РФ, подготовленный президентской стороной, и проект, разработанный конституционной комиссией Съезда народных депутатов. В результате работы Конституционного совещания был выработан согласованный проект Конституции РФ, в который вошли положения президентского проекта, проекта Съезда народных депутатов, замечания и предложения граждан и организаций. 12 июля 1993 г. проект Конституции РФ бы одобрен Конституционным совещанием.

В то же время, совещание двух тысяч народных депутатов  всех уровней, созванное в конце  мая – начале июня 1993 г. Верховным Советом РФ, полностью отвергло президентский проект. Верховный Совет РФ предложил свой вариант согласования и принятия Конституции РФ, который ставил в центр всей работы Конституционную комиссию Съезда народных депутатов. Таким образом, согласия между законодательной и исполнительной властями достигнуто не было, конституционный кризис продолжил свое развитие. К осени 1993 г. противостояние между ветвями власти крайне обострилось. 21 сентября 1993 г. Президент РФ издал указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», который прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Съезд  народных  депутатов  отказался  сложить  свои  полномочия. Он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти.  

Это ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей завершилось событиями 3-4 октября 1993 г., разрешившимися в ходе вооруженного столкновения властей, роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

До принятия очередной конституции и формирования новых органов законодательной  власти правовое регулирование всех вопросов, в том числе и входящих в компетенцию органов законодательной власти, стало осуществляться указами президента РФ, что означало, по существу, прямое президентское правление и нелегитимность государственной власти  ввиду отсутствия представительного законодательного органа государственной власти – парламента.

Для решения  вопроса о конституционной реформе  на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное  голосование (референдум) по проекту  новой Конституции РФ. В референдуме приняло участие почти 50 % зарегистрированных избирателей. За принятие конституции проголосовало 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Конституция считалась принятой. Одновременно с проведением референдума состоялись выборы в Федеральное собрание – парламент РФ. Легитимность государственной власти была восстановлена. 

Во  второй части своего выступления я хотела бы поподробнее рассмотреть проект конституции, который был подготовлен Конституционной комиссией, попытаться понять, чем он отличался от президентского проекта и почему его все-таки не приняли и со временем забыли совсем.

Начнем, пожалуй, со структуры. Данный проект более ёмкий, нежели президентский. Он намного детальнее описывает каждый пункт конституции.

Он существенно  исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения  о правах и свободах человека и  гражданина. Однако в вопросах организации  государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

 Выдвигая  идею парламентаризма, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобретал право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться Президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады  об осуществлении внутренней и внешней  политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство  также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. 

 Верховный Совет РФ:  
а) вносит изменения в Конституцию РФ; принимает федеральные законы, осуществляет контроль за их исполнением на всей территории Российской Федерации;  
б) утверждает основные направления внутренней и внешней политики РФ;  
в) назначает референдум РФ;  
г) утверждает изменение границ между республиками, краями, областями;  
д) утверждает изменение конституционно-правового статуса существующих либо образование новых республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов; принимает федеральные законы об автономных округах;  
е) принимает в состав РФ новые республики, края, области;  
ж) принимает федеральный бюджет и контролирует его исполнение, вносит в него изменения, устанавливает федеральные налоги и сборы; осуществляет контроль за денежной эмиссией; учреждает федеральные фонды регионального развития; принимает решения о федеральных займах, экономической и иной помощи;  
з) назначает выборы Президента РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ;  
и) по представлению Президента РФ большинством голосов избранных депутатов дает согласие на назначение Председателя и членов Правительства РФ, избирает судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ, назначает и отзывает Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ;  
к) дает согласие Президенту РФ на назначение судей краевых, областных, окружных судов;  
л) назначает и отзывает Парламентского уполномоченного по правам человека, председателя и членов Государственной счетной палаты РФ;  
м) рассматривает и решает вопрос об отставке членов Правительства РФ, других должностных лиц РФ;  
н) отрешает от должности Президента РФ, Вице-президента РФ, председателей палат Верховного Совета РФ, судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным
статьей 96 Конституции РФ;  
о) ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ, указанные в
статье 86 Конституции РФ;  
п) учреждает государственные награды РФ, устанавливает почетные, специальные и иные звания РФ;  
р) объявляет амнистию;  
с) объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение; решает вопросы войны и мира; объявляет общую или частичную мобилизацию;  
т) дает согласие на назначение дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и при международных организациях;  
у) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ.  
(2) Актами Верховного Совета РФ являются федеральные законы, постановления, заявления, декларации, обращения.  

В свою очередь  президент: гражданин не моложе 35 лет, не имеющий гражданства иностранного государства и не попадающий под  ограничения, указанные в части 2 статьи 29 конституции РФ;

Членство  в политических партиях и участие  в политических движениях на время  состояния в должности президента приостанавливается;

Президент:

  1. Подписывает ФЗ;
  2. Назначает с согласия Верховного совета РФ Председателя, заместителя председателя и членов правительства РФ.
 

    Судебная  власть принадлежит судам, учрежденным конституцией и федеральными законами. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      К ведению Совета Федерации относятся:

    а) утверждение изменения границ между  субъектами Российской Федерации;

    б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

    в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного  положения;

    г) решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации;

    д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

    е) отрешение Президента Российской Федерации  от должности;

    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации;

    з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора  Российской Федерации;

    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов.

    2. Совет Федерации принимает постановления  по вопросам, отнесенным к его  ведению Конституцией Российской  Федерации. 

    3. Постановления Совета Федерации  принимаются большинством голосов  от общего числа членов Совета  Федерации, если иной порядок  принятия решений не предусмотрен  Конституцией Российской Федерации. 

Статья 103

    1. К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации;   

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства  Российской Федерации о результатах  его деятельности, в том числе  по вопросам, поставленным Государственной  Думой;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов;

    е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным  законом;

    ж) объявление амнистии;

    з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения  его от должности.  
 
 


Информация о работе История разработки Конституции 1992 г.