История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Работа содержит 1 файл

политология-реферат.docx

— 38.85 Кб (Скачать)
 

    Третий  период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).    

В этом периоде разрабатывались  и развивались:

  • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
  • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
  • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
  • концепция национального интереса (Г. Моргентау);
  • теория элитарной демократии;
  • силовая концепция власти.
 

    Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:    

  По уровню исследуемых  объектов политики:

  • концепции глобального или международного порядка;
  • концепции общественного уровня;
  • концепции политической сферы общества и политического развития;
  • концепции важнейших подсистем политической системы общества;
  • концепции отдельных или частных политических явлений.
 

    По  политико-идеологической направленности:

  • либеральные;
  • консервативные;
  • социал-реформистские;
  • марксистские;
  • анархистские.
 

    По  специфике предмета и объекта исследования:

  • политико-правовые;
  • социологические;
  • психологические:
  • эмпирические.
 

   В современной  зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. 

  1. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).
  2. Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).
  3. Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).
  4. Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).
 

    Классиком политического  бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).    

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического  подхода в политической жизни.    

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).    

Таким образом, политическая мысль имеет  многовековую историю. 

Политические  учения Платона

Одним из величайших мыслителей не только античности, но и  всей истории политических и правовых учений и философии является Платон. Его творчество волнует умы людей  уже не одно тысячелетие. Интерес  к его творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды столь  великого человека, жившего две с  половиной тысячи лет назад, интересны  сами по себе. Роль Платона в истории  настолько значительна, что исследованию и изучению его творчества посвящаются научные работы и по сей день.

В мировоззрении  Платона важное место принадлежит  его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное  общежитие и каким воспитанием  люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его.

Учение Платона  о государстве и праве в  общих чертах впервые изложено им в известном диалоге - “Политик”. Этот диалог относится к раннему  периоду деятельности Платона и  представляет собой несовершенное  развитие тех мыслей, которые впоследствии легли в основание более знаменитого  диалога Платона - “Государство”. Этот диалог принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает  в себе учение о государстве в  его самой совершенной форме.

Идеальное государство  трактуется Платоном как реализация идей в максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно- политической жизни - в полисе. В  «Государстве» Платон, создавая идеальное  справедливое государство, исходит  из соответствия между космосом в  целом, государством и отдельной человеческой душой. Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. В человеческой душе - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства - совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия - правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Справедливость состоит в том, что каждый должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы и не вмешиваться в чужие. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, так как нарушается соответствующая иерархическая соподчинённость этих начал во имя целого. Вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость - в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Для обоснования  вводимой иерархии сословий Платон большое  значение придавал распространению  среди населения идеального государства  “благородного вымысла” о том, что  хотя все они - братья, но бог, который  их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в  землевладельцев и ремесленников - железа и меди. Государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал  Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и  способных воплотить небесный мир  идей в земной жизни. “Пока в государстве  не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки  не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство  не избавится от зол” (Платон « Государство»). Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». По Платону политический руководитель таков, что его «страстно влечёт к познанию», он «стремится ко всему бытию в целом». Власть философов в государстве не подвержена каким-либо ограничениям или контролю. Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае руководствуются своим непосредственным усмотрением.

В основе государства  должны лежать разделение и кооперация труда. По мнению Платона, «государство … возникает, когда каждый из нас  не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом». Для  удовлетворения этих нужд люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и  оказывать друг другу помощь. Это  общежитие и есть государство.

Женщины и мужчины  в «Государстве» Платона уравнены в их правах и возможностях. Платон полагал, что «одинаковые природные  свойства встречаются у живых  существ того и другого пола». Не пол, а способности, как и у  мужчин, определяет социально-психологическое  место женщины в структуре  общественной жизни. Между мужчинами  и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к  политике.

Наилучшее государство, по Платону, должно соответствовать  следующим трём свойствам: во-первых, обладать силой собственной реорганизации  и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения  врагов; во-вторых, контролировать и  направлять развитие духовной деятельности и творчества; в-третьих, осуществлять систематическое и достаточное  снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. Понимая изменение и смену  различных общественно-государственных  форм как круговращение внутри определённого  цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей. По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди.

Первая форма, ближайшая к идеальному образцу, есть тимократия, то есть власть, основанная на господстве честолюбцев. Здесь господствует яростное начало. Это - правление, сходное с критско-спартанским типом государственного устройства. Оно образуется из аристократии или совершенной формы, когда от невнимания правителей и вследствие упадка, неизбежно постигающего все человеческое, распределение граждан по сословиям не совершается уже сообразно с их природою, но золото и серебро перемешиваются с медью и железом. Происходит вражда между сословиями и как следствие нарушение гармонии. Она является самой близкой к совершенной из несовершенных форм правления, потому что в ней правят, хотя и не мудрейшие, но все-таки стражи государства.

Накопление имущества  в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних, рядом с обеднением других. Деньги становятся мерилом  почестей и влияния на общественные дела; бедные исключатся из участия  в политических правах, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые. Олигархическое государство, раздираемое враждой богатых и бедных, будет постоянно воевать само с собой. В результате победы бедных устанавливается демократия. В целом демократию Платон считал как приятный и разнообразный строй, но не имеющий должного правления, так как общественные должности замещаются и вследствие этого наступает чрезмерная свобода. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Эта свобода обращается в свою противоположность - тиранию. «Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей -потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе (войны, нехватка и т.п.), подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат»

Субъектом свободы  и высшего совершенства оказывается  у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству  человека, его счастье, его свободу  и моральное совершенство.

Начертанный проект наилучшей организации государства  и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов  он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением времени  Платон и сам охладевает к своей  модели идеального государства после  неудачной попытки реализовать  ее на практике.

Заключение

Платона можно  считать одним из первых древнегреческих  философов, который в систематической  форме представил свое понимание  государств. Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы  законсервировать полис как форму  государственного устройства, сохранить  его экономическую независимость  или самодостаточность.

Платон был  первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса  политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его  творческого гения. В арсенал  последующей истории политических учений вошли многие его теоретические  конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без  критического осмысления всего этого  невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору, как  Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого». Нельзя не признать, что Платон - великое явление, как деятель - философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон - один из учителей человечества. 
 
 
 
 

План: 

    1. История политических учений

      а) Политические учения Древнего Востока;

      б) Политические учения Древней Греции и древнего Рима;

      в) Политические учения Средневековья;

      г) Политические учения эпохи Возрождения  и Просвещения;

      д) Политические учения Нового мира

      е) современные политические учения 

    1. Политические  учения Платона
    2. Заключение
    3. Использованная литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература:

      1. Буренко В.И., Журавлев В.В. «Политология», Москва 2004 год (электронная книга)
      2. «Введение в политологию», В.П. Пугачев, А.И. Соловьев (электронная книга-http://www.gumfak.ru/downs/down00233.shtml)
      3. Политология  «Учебное пособие», Байдельдинова, Бурханова,  Алматы, 2001 год

Информация о работе История политических учений